Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 74 страница





Так что если, как говорилось, добродетельный должен
быть хорошо (kalos) воспитан и приучен [к хорошему] и
если в таком случае он должен проводить жизнь в добрых
занятиях и ни волей, ни неволей не совершать дурных по-
ступков, то это, скорее всего, бывает у тех, кто по образу
жизни так или иначе подчиняется уму и правильному по-
рядку, причем обладающему силой (iskhys). Но предписа-
ние отца не является ни применением силы (to iskhyron),
ни принуждением (to anagkaion), а значит, и вообще не
является таковым [приказание] одного человека, коль
скоро он не царь или кто-то в этом роде. Закон же имеет
принудительную силу (anagkastike dynamis), поскольку яв-
ляется суждением (logos), основанным так или иначе на
рассудительности или уме. И если к людям, которые про-
тиводействуют нашим порывам, мы испытываем вражду,
даже если они поступают правильно, то закон, устанавли-
вая доброе, не бывает ненавистен.

Только в государстве лакедемонян и, <может быть>,
в немногих других законодатель, видимо, уделил внима-
ние воспитанию и занятиям [молодежи], а в большинстве
государств к таким вещам нет внимания и каждый живет,
как желает, наподобие циклопа, «право творя над детьми
и супругой».

Поэтому самое лучшее — это чтобы появилось обще-
ственное внимание к таким вещам, причем правильное.

 


Но если общественное внимание [ к воспитанию] от-
сутствует, тогда, видимо, каждому подобает способство-
вать своим детям и друзьям [в достижении] добродетели
[и уметь это осуществлять] или, по крайней мере, созна-
тельно избирать это. К [воспитанию] же, как может пока-
заться, более всего способен тот, кто, как следует из
сказанного, научился создавать законы (nomothetikos gi-
noraenos). Ведь ясно, что общественное внимание [к вос-
питанию] возникает благодаря законам, причем доброе
внимание — благодаря добропорядочным законам. Писа-
ные это законы или неписаные, один человек или многие
будут благодаря им воспитаны, едва ли будет иметь значе-
ние, так же как не имеет это значения в музыке или гимнастике и в других занятиях.

В самом деле, подобно тому как в государствах имеет
силу законное и то, что в нравах [общества], так, и даже
еще в большей степени, в семьях силу имеют суждения
отца и его привычки из-за близкого с ним родства и из-за
его благодеяний, ведь [в домочадцах] заложена любовь
[к главе семьи], и они от природы [ему послушны].

Кроме того, воспитание каждого по отдельности (he
kath' hekaston paideia) отличается от воспитания обществен-
ного (hai koinai), подобно [отличию общего и частного слу-
чая] во врачебном деле; так, по общему правилу, при жаре
нужны покой и голодание, но определенному больному,
может статься, не нужны, и кулачный боец не всех, навер-
ное, обучает одному и тому же приему борьбы.

Придется признать, однако, что при внимании [к вос-
питанию] в частном порядке (idias epimeleias) в каждом
отдельном случае достигается большая точность, ибо каж-
дый тогда получит то, что ему больше подходит. Но и к
каждому врач и учитель гимнастики и всякий другой мог
бы с наибольшим успехом проявлять внимание, зная
общие правила (to katholoy): что, мол, годится для всех и
что для таких-то (науки ведь имеют дело с общим, как го-
ворят и как оно и есть). Вместе с тем ничто, видимо, не
мешает, чтобы один человек осмыслил (epimelethenai) пра-
вильно — даже и не обладая научным знанием, но тонко
различая благодаря опыту, что происходит в каждом от-
дельном случае; так, иные слывут самыми лучшими вра-
чами для самих себя, хотя ничем не способны поддержать
[здоровье другого]. Тем не менее во всяком случае тому,

 


кто хочет стать мастером и быть способным охватывать
предмет умозрением, — тому, надо полагать, следует при-
бегать к общему правилу и, насколько возможно, с ним
ознакомиться. Ведь сказано, что науки имеют дело с
общим.

Может быть, тому, кто желает делать людей — многих
или немногих — лучшими, уделяя внимание [их воспита-
нию], надо постараться научиться создавать законы, коль
скоро благодаря законам мы можем стать добродетельны-
ми. Конечно, не всякий способен правильно наставить
кого бы то ни было, кого ему предложено [воспитывать],
а если кто и способен, то это знаток, так же как во вра-
чебной науке и в прочих [делах], в которых [потребны]
своего рода внимание [к другим] и рассудительность.

А потому не нужно ли теперь тщательно рассмотреть,
от чего и как можно обрести качества законодателя?
Может быть, как и в других случаях, [учиться надо] у го-
сударственных мужей? Ибо мы сочли, что законодатель-
ное искусство — часть государственного. Но может быть,
с государственным искусством дело обстоит не так, как с
прочими науками и умениями (dynameis)? Ибо в других
случаях, как мы видим, одни и те же люди и передают
свои способности (dynameis) [детям], и проявляют их
сами в своей деятельности, как, скажем, врачи и худож-
ники; обучать же государственным делам (ta politika) бе-
рутся софисты, но ни один из них не действует [в этой об-
ласти]; а те здесь действуют, кто занимается делами
государства, однако они, надо полагать, действуют так
благодаря известной способности и, скорее, руководству-
ясь опытом, а не мыслью. Они-то, оказывается, не пишут
и не произносят речей о таких [предметах, как политика],
хотя, может статься, это было бы прекраснее, чем в суде и
в народном собрании, и, наконец, они не сделали госу-
дарственными людьми своих сыновей или кого-нибудь из
друзей. А это было бы вполне разумно, умей они [воспи-
тывать], ибо они не могли бы оставить своим государст-
вам лучшего наследства, да и сознательно избрать для
самих себя и для самых близких друзей что-либо важнее
такой способности. Впрочем, и опыт, наверное, не мало
прибавляет к способности, иначе не становились бы госу-
дарственными людьми благодаря близкому знакомству с
государственной жизнью. Вот почему тем, кто тянется

 


к знанию государственных дел, нужен, надо полагать, еще
и опыт.

А кто из софистов обещает научить [искусству управ-
лять государством], слишком явно далек от того, чтобы
это сделать. Софисты ведь вообще не знают ни того, что
такое [политика], ни к чему она имеет отношение, иначе
они бы не ставили ее в один ряд с риторикой или ниже ее
и не думали бы, что легко дать законодательство, собрав
законы, пользующиеся доброй славой. О том, что можно
выбрать самые лучшие законы, они говорят так, будто
выбор не зависит от соображения, а умение судить пра-
вильно не имеет огромной важности при выборе, так же
как в музыке. Действительно, в каждом деле опытные
правильно судят о том, что сделано (erga), и соображают,
посредством чего и как исполняется [работа] и что к чему
подходит. Что же касается неопытных, то они должны
быть довольны, если от них не скроется, хорошо сделана
работа (ergon) или плохо, как, скажем, в живописи.

Законы между тем похожи на произведения (erga) го-
сударственного искусства. Как же тогда по ним научиться
создавать законы или судить, какие самые лучшие? Мы
же видим, что и врачами становятся не по руководствам,
и это несмотря на то, что [сочинители подобных руко-
водств] стараются все-таки не только назвать лечение, но,
предварительно разобрав, какие бывают склады [людей,
указать], как может быть исцелен [такой-то больной], и
как надо лечить каждого в отдельности. Но если для
опытных это считается подспорьем, то для не владеющих
научным знанием это бесполезно. А раз так, то своды за-
конов и [описаний] государственных устройств только
тем, должно быть, сослужат добрую службу, кто способен
охватить их умозрением (theoresei) и рассудить, (krinai),
что в них хорошо (kalos) или, напротив, [плохо] и каким
государствам какие подходят законы. Но тем, кто пере-
смотрит такие [собрания], не имея соответствующего
склада [и навыка], тем не будет дано правильно судить об
этих вещах, разве только совершенно случайно, однако
они, возможно, станут больше соображать в таких во-
просах.

Поскольку же наши предшественники оставили без
разбора вопрос о составлении законов, лучше, вероятно,
рассмотреть его с большим вниманием, а значит, и во-

 


прос о государственном устройстве в целом, чтобы так
философия, касающаяся человеческих дел, получила по
возможности завершенность [и полноту].

Прежде всего мы постараемся проверить, не высказа-
ли ли наши предшественники что-нибудь правильное в
частностях; затем, исходя из сопоставления государствен-
ных устройств, постараемся охватить умозрением, какие
причины сохраняют и уничтожают государства [вообще] и
какие [служат сохранению и уничтожению] каждого
[вида] государственного устройства, а также по каким
причинам одними государствами управляют хорошо, а
другими плохо. Ведь охватив это умозрением, мы скорее,
наверное, узнаем, какое государственное устройство яв-
ляется наилучшим, каков порядок при каждом [государ-
ственном устройстве], какие законы и обычаи (ethe)
имеют в нем силу.

Сделав таким образом зачин, перейдем к рассуж-
дению.


КОММЕНТАРИИ

ДИАЛОГИ ПЛАТОНА

КРИТОН

Критон, ученик Сократа, пришел чуть свет в темницу, чтобы
сообщить любимому учителю печальную весть — завтра его каз-
нят. Часто захаживал Критон в тюрьму, порядки были не стро-
гие, но сегодня ему не хотелось будить Сократа, чтобы тому
«было как можно приятнее». Спать все-таки лучше, нежели ду-
мать о завтрашней казни. Пришел Критон не только с печаль-
ной вестью, но и с конкретным предложением — бежать из
тюрьмы. Все уже подготовлено, стража подкуплена, просят за
это небольшие деньги.

Сократ остается верным себе: он предлагает Критону обсу-
дить, надо ли это делать. Ведь он не способен руководствоваться
ничем, кроме разума. Если, тщательно исследовав вопрос, они
придут к разумному убеждению, что бежать надо, он примет
предложение Критона. А если нет, тогда увольте. Сократ должен
рассчитать. Нет, не детали побега, а, так сказать, правильность
поступка: надо ли спасать свою жизнь, будучи несправедливо
приговоренным к смерти.

Ответ оказывается отрицательным. Это становится совер-
шенно ясно для Сократа после речей Законов и Государства.
Как живые существа, в воображении Сократа, они заступают
дорогу и спрашивают: «За какую вину ты собираешься погубить
нас?» Бежать невозможно, это несправедливо. «Ты наше порож-
дение и наш раб, — говорят Законы. — Отечество драгоценнее
и матери, и отца». Если оно пошлет на смерть, это надо спокой-
но принять и претерпеть, ибо именно это и справедливо.
В общем, сначала справедливость, а потом жизнь, ибо «нужно
ценить не жизнь как таковую, а жизнь достойную».

От этих речей у Сократа стоит звон в ушах и не позволяет
ему слышать ничего другого. Впрочем, как всегда при обсужде-
ниях Сократ оставляет оппоненту возможность возразить. Гово-
ри, Критон, «если думаешь сказать сильнее». Критону сказать
нечего. А нашему современнику, пожалуй, есть что сказать. Ну,
вот хотя бы следующее. Разумные убеждения, Сократ, до той
поры имеют смысл, пока обеспечивают полноту жизни. Сама
жизнь человеческая есть цель в себе. Стало быть, там, где дело

 


идет о жизни, человек имеет право защищать себя любыми
средствами.

ГОРГИЙ

Из именных диалогов, т. е. названных по имени главного,
если не считать Сократа, «героя», этот диалог самый крупный.
Тематически это — проба пера перед «Государством». Платон
подступается здесь к проблеме справедливости. А назван диалог
по имени софиста из Сицилии. Учил он ораторскому искусству,
а точнее, речевой сноровке, необходимой при судебных процес-
сах. С помощью скрытых ухищрений человек, овладевший
такой сноровкой, мог создавать видимость убедительных дока-
зательств. Сократ и, конечно же, Платон, видели в софистах
врагов истины, считали своим долгом всячески их разоблачать.

О действующих лицах. Калликл — афинский софист, в доме
которого остановились Горгий и его ученик Пол. Они приехали
в Афины, чтобы демонстрировать свое искусство. Это похоже
на гастроли современных знаменитостей. Херефонт — друг Со-
крата, тот самый его ученик, который в Дельфах дерзнул обра-
титься к оракулу с вопросом, есть ли кто-нибудь на свете мудрее
Сократа. Диалог построен так, что Сократ ведет полемику по-
очередно с Горгием, Полом и Калликлом. Хотя главная фигура
здесь Горгий, на полемику с ним приходится меньше четверти
объема текста, столько же на полемику с Полом. А больше по-
ловины диалога Платон отводит на разговор Сократа с Каллик-
лом. А все потому, что с ним обсуждается вопрос о справедли-
вости.

В начале диалога Сократ ставит цель выяснить у Горгия,
в чем суть его искусства, искусства риторики. Суть — вот, что
надо. Образцы же искусства показывать не надо, это в другой
раз. О чем бы ни заходила речь, Сократ всегда начинает с во-
проса «что это такое?». И ждет ответа типа «это есть то-то». Об-
разцы его не интересуют, это всего лишь примеры. Современ-
ное же познание больше озабочено вопросом «как это делать?».
А потому образцы считаются чем-то весьма ценным. Они фор-
мируют парадигму познания.

На вопрос Сократа Горгий отвечает так: риторика создает
величайшее благо, а именно — «способность убеждать словом».
Убеждать в чем, на что направлено слово, спрашивает Сократ.
И далее он показывает, что пока не схвачена истина, риториче-
ские ухищрения ничего не стоят. Красноречие вообще не искус-
ство, а сноровка в том, чтобы доставлять радость и удовольствие.
Суть этого занятия — угодничество. Как повар доставляет удо-
вольствие плотское, так ритор угождает душе. Угодничество ук-

 


рывается за искусством, например, поварское дело — за искус-
ством врачебным, которое действительно приносит телу благо.

Далее в дело вступает Пол. Полемика с ним начинается с во-
проса, о значении ораторов в тех городах, где они проживают.
Пол настаивает на том, что они обладают большой силой. Ора-
торы, словно тираны, могут убивать, отнимать имущество, изго-
нять из города, кого сочтут нужным. Тираны делают все это не-
посредственно, а ораторы — воздействуя на волю тех, кто в
силах это делать. Сократ замечает, что, упоминая о подобных
действиях, надобно прежде всего выяснить, по справедливости
их совершают или несправедливо. Ведь худшее зло — творить
несправедливость. И в дальнейшем Сократ развивает аргумента-
цию в пользу таких положений: а) хуже творить несправед-
ливость, чем терпеть ее; б) те, кто творят несправедливость,
несчастны и жалки; в) хуже оставаться безнаказанным за не-
справедливые поступки, чем нести за них наказание. В конце
полемики с Полом Сократ склоняется к тому, что красноречие
может быть и полезным. Не для оправдания несправедливости,
нет, для изобличения преступлений. Тогда виновные, понеся
наказание, избавляются от несправедливости как от величайше-
го зла. В таких случаях обвинитель подобен врачу, избавляюще-
му человека от болезни, а риторика подобна инструментам
врача — ножу и раскаленному железу.

Наконец, подключается третий оппонент Сократа — Кал-
ликл. Он выдвигает тезис о принципиальном различии законов
природы и человеческих установлений. Если этого различения
придерживаться, то легко противостоять Сократу. Ибо по при-
роде постыдно терпеть несправедливость, а по обычаю безоб-
разно поступать несправедливо. Сама природа велит, чтобы луч-
ший был выше худшего, а сильный выше слабого, и это
справедливо. Люди же, вопреки природе, договорились, что
справедливость достигается только при равенстве. На вопрос
Сократа, кого же считать лучшими и сильными, Калликл отве-
чает: властителей над подвластными. А над самим собой нужно
властвовать, продолжает дотошный Сократ. Этот вопрос откры-
вает ему возможность ввести тему воздержанности. Сила не в
том, чтобы чинить произвол, а в умении владеть собой, «быть
хозяином своих наслаждений и желаний». Недаром называли
Сократа христианином до Христа. Вот здесь предвещание хрис-
тианского толкования свободы.

Воздержанность связывается с порядком и слаженностью.
Как телесный порядок означает «здравость», так порядок и сла-
женность в душе есть законность; «через них становятся люди
почтительны к законам и порядочны, а это и есть справедли-
вость и воздержность». И снова Сократ делает шаг к признанию

 


риторики, однако не той, которой учат софисты. Оратор, искус-
ный и честный, озабочен тем, «как поселить в душах сограждан
справедливость и изгнать несправедливость, поселить воздерж-
ность и изгнать распущенность и вообще поселить все достоин-
ства, а все пороки удалить». Такая риторика помогает душе стать
цельной. Душа становится сродни Вселенной, которую греки не
зря называли космосом, т. е. порядком.

Заканчивается диалог, так сказать, выходом в практику.
Стать человеком достойным и преданным добродетели есть
самоцель. Это ценности самодостаточные. Только утвердившись
в добродетели, человек может, если сочтет нужным, заняться го-
сударственными делами. Тогда эти дела будут благими. Сократ
как бы обращается к нам, напоминает, что такое, собственно,
есть выборы во власть.

ФЕДОН

Этот диалог о душе, о ее бессмертии. Ученик Сократа Федон
рассказывает флиунтцу Эхекрату, жителю города Флиунта, о
последних часах своего учителя. В жизнеописании Сократа
«Федон» следует за «Апологией» и «Критоном». Разговор, здесь
описанный, состоялся в день смерти Сократа и через день после
того, как его посетил Критон с предложением бежать. К Крито-
ну обращается Сократ с просьбой позаботиться о Ксантиппе,
пусть ее уведут домой. Ксантиппа, жена Сократа, с ребенком на
руках. Это — младший сын его. По подсчетам, родился он,
когда Сократу было уже под семьдесят. Прощался ли Сократ с
женой, неизвестно (вполне возможно, что он попытался укло-
ниться: есть упоминание, что она была сварлива).

В начале диалога Сократ обыгрывает метафору умирания.
Оказывается, что философ только и занят, что умиранием и
смертью. Чего уж тут печалиться перед кончиной, не к тому ли
всю жизнь стремился? Слушатели недоумевают, и Сократ объ-
ясняет, в чем здесь дело. Философ — человек, который осво-
бождает душу от общения с телом, а смерть — это отделение
души от тела полностью и окончательно. Впрочем, есть мнение,
Сократ его далее приводит и обсуждает, что душа возвращается
в другое тело. Вообще тело мешает познанию истины. Поэтому
только после смерти достижимо полное знание. Жизнелюбы
удивятся, конечно, до каких столпов может дойти разум идеа-
листа в доказательстве, что жизнь земная мало чего стоит!

Присутствующие, однако, соглашаются с Сократом, но про-
сят разъяснить, как это может быть, чтобы души умерших про-
должали существовать и даже каким-то образом мыслить. И вот

 


Сократ начинает обсуждать тезис о бессмертии души, предлагая
в доказательство последовательно четыре аргумента.

Аргумент первый прост чрезвычайно. Есть противополож-
ности? — Есть. Возникает одна противоположность из другой?
— Возникает. Жизнь и смерть — противоположности? — Да.
Следовательно, жизнь переходит в смерть, а смерть, ну конечно,
— в жизнь. Вот и все доказательство. А для примера берется
самое очевидное: после бодрствования наступает сон, а после сна
— бодрствование.

Аргумент второй основан на теории познания Сократа
(и Платона), суть которой в том, что познание есть припоминание. Доказывается, что это действительно так. Отсюда следует мысль о существовании души до рождения человека. А как быть с ее существованием после смерти? Для доказательства этого надо подключить первый аргумент: все живое возникает из умершего.

Аргумент третий, на него ушло тридцать процентов текста,
предполагает предварительное исследование природы души.
Устанавливается, что душа, в отличие от тела, проста, т. е. не со-
стоит из элементов, и безвидна. Стало быть, после смерти чело-
века душа сохраняется, а тело, будучи сложным и видимым,
подвергается разрушению и рассеиванию. Душа удаляется в
места славные, чистые и безвидные и обретает там блаженство.
Но так происходит не с каждой душой, а только с теми, которые
при жизни пребывали в телах праведников и вообще добрых
людей. Души же людей дурных отягощены телесным. От сра-
щенности с телом им невозможно возвыситься к небесному. Вот
они и бродят по земле среди могил, пока вновь не заключаются
в оковы тела. Но статус таких душ понижается, они вселяются
теперь в тела животных. Например, души, испорченные при-
страстием при жизни к еде, вину и любовным утехам, вселяются
в ослов. А те, что испорчены несправедливостью, властолюбием
и хищничеством, оказываются в телах волков, ястребов и кор-
шунов.

И здесь речь естественно заходит о философии, о ее значе-
нии в жизни человека. Философия помогает душе не поддаться
влиянию тела, его пристрастиям к земному. Правда, она застает
душу уже частично сращенной с телом, человек ведь не сразу
приступает к занятиям философией. Тихими увещеваниями она
принимается освобождать душу.

Аргумент четвертый, если не вдаваться в детали, основан на
представлении о душе как о сущности, привносящей жизнь во
все, чем бы она ни овладевала. Кроме того, душа никогда не при-
нимает противоположного тому, что она привносит. Смерть

 


противоположна жизни. Стало быть, душа не принимает смер-
ти, а потому является бессмертной.

Не всегда можно согласиться с Сократом в оценке строгости
доказательств. Иногда то, что он считает строгим доказательст-
вом, вообще доказательством не является. Однако не стоит при-
давать этому значение. Прелесть диалогов не в строгости рас-
суждений, а в особом стиле: в доступности передачи обсуждения
серьезных нравственных вопросов.

Последние минуты Сократа, сцена его физического умира-
ния (умиранию в философском смысле посвящен весь диалог) —
все это очень трогательно. Критон спрашивает о каких-нибудь
распоряжениях насчет детей и т. д. Ответ Сократа может пока-
заться странным: «думайте и пекитесь о себе самих». Но тот, кто
привык к речам Сократа, понимает, что он имеет в виду. Заботу
о душе. А тогда уж все дела будут добрыми. Христиане обмыва-
ют умершего, Сократ обмывает себя сам, живого. Потом проща-
ние с сыновьями и родственниками. Сократ выпивает яд.
Какое-то время ходит, затем ложится. Палач фиксирует медлен-
ное движение холода смерти от ног к сердцу. Последние слова
Сократа обращены к Критону, чтобы тот не забыл принести
жертву богу врачевания Асклепию. Петуха в жертву обычно
приносил выздоравливающий. Сократ парадоксален и в послед-
нюю минуту, в последней фразе. Он считает, что физическое
умирание есть выздоравливание души. Чему же учил Сократ?
Учил жить и умирать.

ФЕДР

Один серьезный специалист по античной философии выска-
зался о «Федре» так: Платон продолжает развивать здесь свое
учение о взаимоотношении вещей и идей. Это, так сказать, в
глубине, а на поверхности мы читаем рассуждения о любви.
О той самой, которой посвящен и «Пир» (см. «Мыслители Гре-
ции: От мифа к логике»). Почему надо уточнить, о какой любви
идет речь? Потому что у греков было, по крайней мере, три
слова для обозначения этого чувства. Здесь имеется в виду лю-
бовь половая, эротическая. Об этом предмете сказал замечатель-
ную речь софист Лисий. У Федра, молодого человека, есть ее
запись. Вот он повстречал Сократа, и они эту речь обсуждают.

Как всегда ироничный, Сократ сочинение Лисия одобряет.
Он в восторге, он чувствует, что может сказать не хуже Лисия,
но по-другому. И начинает говорить. Сразу становится ясно, что
Сократ такую любовь не особенно жалует. Это — «влечение, ко-
торое вопреки разуму возобладало над мнением, побуждающим

 


нас к правильному поведению». Конечно, все, что вопреки разу-
му, Сократом не может быть одобрено. И еще: «это влечение по-
лучило прозвание от своего могущества, вот почему и зовется
оно любовью». Это место невозможно понять, если не знать, что
любовь Сократ связывает с могущественным гением Эротом.

Сказав так, Сократ как бы спохватывается и начинает ко-
рить себя за бесстыдную речь. Он желает очиститься речью чис-
той, и начинает говорить о неистовстве как благе, если оно,
конечно, даровано богами. Четыре рода божественного неистов-
ства насчитал Сократ. Из них любовь, даруемая Афродитой и
Эротом, всех лучше. Поэтому не нужно бояться неистовства.
В любви оно лучше рассудительности.

«Федр» весь наполнен художественными образами. Есть
намек на необходимость обращения к ним: так достигается пре-
дельная сжатость изложения. Душа уподобляется «соединенной
силе крылатой парной упряжки и возничего». Кони — две части
души, одна причастна добру, характеризуется рассудительно-
стью и совестливостью, другая, злая, — наглостью и похвальбой.
Возничий — разум. Этот образ на многих страницах развивает-
ся, обогащается, и, таким образом, Сократу удается описать
сложные формы поведения влюбленного человека.

Это исследование души неожиданно прилагается к делу крас-
норечия. Ясно, почему. Ведь сила речи заключается в воздейст-
вии на душу. Сократ подробно излагает свою теорию. Прежде
всего надо понимать, что риторика не просто средство, ее эф-
фект, как, кстати, и средства врачебного, зависит от того, к
кому, когда и в какой мере оно применяется. Далее надо знать,
сколько имеется видов души и речей. Но главное, надо познать
истину, обладать знанием справедливого, прекрасного и благо-
го. Человек, постигший все это — философ, или любитель муд-
рости. Ему важны не просто речи и сочинения, а цель, к которой
были направлены его старания. Если же человека интересуют
сами речи и сочинения, то он не философ, а как бы узкий спе-
циалист — поэт, составитель законов и т. п.

ТЕЭТЕТ

Чтобы получать знания, надо наблюдать и размышлять.
Каждый человек это понимает. Но философам хочется все обоб-
щать и объединять, искать единое основание. Поэтому они до-
пытываются, что главнее в познании: наблюдение или размыш-
ление, чувства или разум. Эта тема и обсуждает в сочинении,
названном по имени юного дарования, с которым беседует Со-
крат. Впрочем, юным Теэтет был когда-то, когда происходила

 


сама беседа. А начинается это сочинение диалогом из более
позднего времени, когда Теэтета, раненного в бою, привозят в
город Мегары по пути из Коринфа в Афины. Получается сочи-
нение в сочинении — обычный литературный прием. Сократ и
Теэтет — участники так сказать внутреннего диалога. Кроме них
в беседе участвует еще Феодор — геометр из Кирены, греческого
города на северном побережье Африки. Внешний диалог ведут
мегарский философ Евклид, ученик Сократа, записавший с его
слов беседу, и Терпсион — некий деревенский житель. Наш
Евклид — не тот Евклид, что известен каждому школьнику по
знаменитым «Началам», тот из Александрии. Таковы действую-
щие лица и тематика «Теэтета».

Беседа начинается с вопроса «что есть знание?», поставлен-
ного Сократом. Теэтет отвечает, приводя примеры. И тогда Со-
крат задает тот же вопрос в привычной для него форме: что
такое знание само по себе. Он любит такие вопросы. О красоте,
о справедливости и т. п. непременно самих по себе. Разворачива-
ется вопросно-ответное разбирательство и по ходу возникает
сюжет о повивальном искусстве Сократа. Он промышляет тем
же ремеслом, что и мать его Фенарета, повивальная бабка. Но
он принимает у мужей, а не у жен, и принимает роды души, а не
плоти. Короче говоря, Сократ своими вопросами помогает че-
ловеку извлечь из себя знание. Знание не вне человека, не в
объекте познания, а в нем самом.

Отвечая на вопрос Сократа о знании, Теэтет говорит, что
знание есть ощущение. На обсуждение этого тезиса уходит много
страниц. Причем сам тезис конкретизирован положением Про-
тагора «человек есть мера всех вещей». Сократ не может согла-
ситься с этим направлением в теории познания, которое совре-
менные философы называют сенсуализмом (от слова sensus —
чувство). И это понятно, для Сократа познание есть постижение
разумом. Объекты познания — идеи — умопостигаемы. А вещи,
«данные нам в ощущениях», как любят выражаться материалис-
ты, — лишь тени идей. Людям, как и животным, свойственно
получать чувственные впечатления. Это происходит легко, есте-
ственно. «А вот размышления о сущности и пользе всего этого
появляются с трудом, долгое время спустя, после многих стара-
ний и учения, если вообще это приходит», — говорит Сократ.
Только умозаключениями можно схватить сущность и истину.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 639. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия