Тема 1.2. Природа и сущность человека, его духовно-психический мир.
Структура духовно-психического мира человека: познавательно-информативная, ценностная, нормативно-регулятивная и побудительно-волевая сферы. Соотношение индивидуально-психического и социально-психического, сознательного и бессознательного, чувственного и логического, рационального и иррационального. Основные свойства бессознательного. Его многоликие проявления. Структура бессознательного, ее соотношение со структурой сознания и целостной психикой человека. Конкретные проявления деятельности бессознательного и его некоторые важнейшие типы. Анализ инстинктов, безусловных и условных рефлексов, неосознаваемых стереотипов, глубинных побуждений, интуиции, “паранормальных” состояний человеческой психики. Бессознательное, деятельность и общение. Групповое бессознательное (социальное бессознательное). Сознание как форма отражения, воображения и творчества, регулирующая и программирующая человеческую деятельность. Структура сознания. Социальное и индивидуальное в сознании. Сознание и самосознание. Ментальное воспроизведение отражательно-оценочных знаний о возможном, должном и необходимом. Система ценностей личности и ее мировоззрение. Жизнь, счастье, любовь, идеалы и высшие цели в системе личностных ценностей. Проблема взаимного понимания в общении. Сущность и структура личности. Личность и социальная группа. Совместная деятельность как важнейшая характеристика социальности. Формирование и саморазвитие личности. Активная жизненная позиция. Роль личности на современном этапе развития нашего общества. Духовная культура человека. Культура подлинная и мнимая. Структура духовной культуры: чувства, знания, поступки, общение. Высшие нравственные ценности и идеалы. Историческая культура личности и ее причастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и планеты. Общечеловеческие ценности и планетарное, космическое мировосприятие. Насилие и природа человека. Преодоление отчуждения, эгоистического индивидуализма, конформизма и пр. Гуманизм, доброта, милосердие.
Представления о сущности человека в истории культуры. Философская антропология, ее истоки. Конкурирующие установки: теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Многообразие современных концепций о человеке: · натуралистическая антропология; · экзистенциальный антропоцентризм; · религиозная антропология; · социальная антропология. М.Шелер: «Положение человека в космосе». Плеснер: понятие совместного мира и антропологические законы. Гелен: понятие психофизической нейтральности. Потребность в коммуникативных связях и общении. Коммуникативная антропология М. Бубера Социальное чувство в индивидуальной психологии А. Адлера. Человек, наделенный социальным чувством, переживает себя в другом, а другого – в себе. Выведение сущности и существования человека из социальной среды, "социума" (материально-техническое, экономическое, социологическое, культурологическое и пр. объяснения). Отечественные разработки целостных многофакторных концепций человека.
Комплексный и системный подход к исследованию человека. Человек как социально - природное существо. Роль природной и социальной среды в формировании потребностей человека. Основное противоречие в биологических явлениях. Противоречие между наследственностью и приспособлением как основное противоречие жизни. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Наследственное и социальное в человеке и его потребностях. Значение понятий индивид, личность, человек в решении проблемы потребностей. Проблема жизни и смерти через потребности человека. Содержание понятия. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Смысл и ценности жизни. Любовь. Потребности человека в любви. Искусство жизни. Вера как потребность человека и как состояние души. Потребность человека в личном общении. Эрос как страсть. Эрос и любовь. Классификация любви. Проблема идеальной любви и потребность человека в ней. Смерть как тайна человеческого бытия. Смысл жизни и проблема смерти: потребности и культы.
|