Студопедия — Естественнонаучные основы теории композиции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Естественнонаучные основы теории композиции






Принципы формообразования в природе

Когда-то не было деревьев, рек, полей, гор.
Земля представляла из себя огнедышащий шар,
где все кипело, бурлило, постепенно охлаждалось,
чтр-то с чем-то соединялось, распадалось, синтези-
ровалось в новом виде. И так миллионы проб и
ошибок. Остыла Земля, образовалась твердая ко-
ра. Природа «скомпоновала» воздух, камни, воду,
глину, растения, насекомых, рыб, животных. Выс-
шим проявлением сил творящей материи явился
человек. Природа осуществила здесь сочетание
симметрии по вертикали и золотого сечения по го-
ризонталям. Природа творила, строго соблюдая
свои собственные законы: развитие (эволюция) и
сохранение материи. Все, что приобретало какую-то
форму, образовывалось, росло, стремилось занять
место в пространстве и сохранить себя. Это стрем-
ление находит осуществление в основном в двух
вариантах — рост вверх или расстилание по по-
верхности земли и закручивание по спирали.

Живой организм, вытянутый в длину, таит для
его владельца много опасностей. Змея погибает
чаще всего из-за своего длинного тела. Ящерица
отбрасывает свой хвост, если ее схватил ястреб.
Раковина закручена по спирали. Если ее развер-
нуть, то получается длина, немного уступающая
длине змеи. Небольшая десятисантиметровая рако-
вина имеет спираль длиной 35 см.

Спирали очень распространены в природе.
Представление о золотом сечении будет неполным,
если не сказать о спирали.



Форма спирально завитой раковины привлекла
внимание еще древнегреческого ученого Архимеда.
Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль,
вычерченная по этому уравнению, называется спи-
ралью Архимеда.
Увеличение ее шага всегда
равномерно. В настоящее время спираль Архимеда
широко применяется в технике. Она сыграла опре-
деленную роль и в развитии телевидения.

Еще Гёте подчеркивал тенденцию природы к
спиральности. Винтообразное и спиралевидное рас-
положение листьев на ветках деревьев подметили
давно. Спираль увидели в расположении семян
подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, какту-
сах и т. д. Однако только совместная работа бота-
ников и математиков пролила свет на эти удиви-
тельные явления природы. Выяснилось, что в рас-
положении листьев на ветке (филотаксис), семян
подсолнечника, шишек сосны проявляет себя ряд
Фибоначчи, а стало быть, проявляет себя закон
золотого сечения. Исследователь золотого сечения
в растительном мире Ю. Урманцев в своей статье
«Золотое сечение» пришел к такому выводу:
«...золотое сечение царит в некоторых процессах,
протекающих в живой природе» '.

Обстоятельно изучал золотое сечение С. М. Эй-
зенштейн (1898—1948). Он пришел к выводу, что
если идет речь об органичности, то там есть в про-
порциях золотое сечение. Именно С. М. Эйзенштейн
указывает на роль золотого сечения в живописи,
приводит примеры проявления золотой пропорции
в поэзии, подробно излагает строение по золотому
сечению своего фильма «Броненосец Потемкин».
Останавливается он и на строении спирали золо-
того сечения, так называемой логарифмической
спирали
(рис. 25). Суть строения этой спирали
состоит в том, что, начинаясь с точки О, ее шаги
каждый раз увеличиваются в пропорциях золотого
сечения (возрастающий ряд): ОА = 10, 0Б=14
ОВ = 24, ОГ = 38, ОД = 62 и т. д.

Паук плетет паутину спиралеобразно. Спиралью
закручивается ураган. Испуганное стадо северных
оленей разбегается по спирали. План города Ауро-
вилля (Индия)—свидетельство спиралевидной
застройки. Молекула ДНК закручена двойной спи-
ралью. Гёте называл спираль «кривой жизни».

Среди придорожных трав растет ничем не при-
мечательное растение —цикорий. Приглядимся к
нему внимательно. От основного стебля образовал-
ся отросто к. Тут же расположился первый листок.

1 Природа— 1968.—№ 6.—С. 38.


Рис. 25.

Построение логарифмической (золотой) спирали:

а — по отрезкам восходящего ряда величин золотой пропорции; б —в
золотом прямоугольнике

Отросток делает сильный выброс в пространство,
останавливается, выпускает листок, но уже короче
первого, снова делает выброс в пространство, но
уже меньшей силы, выпускает листок еще меньше-
го размера и снова выброс. Если первый выброс
принять за 100 единиц, то второй равен 62 едини-
цам, третий — 38, четвертый — 24 и т. д. Длина
лепестков тоже подчинена золотой пропорции.
В росте, завоевании пространства растение сохра-
няло определенные пропорции. Импульсы его рос-
та постепенно уменьшались в пропорции золотого
сечения* (рис. 26). В ящерице с первого взгляда
улавливаются приятные для нашего глаза про-
порции: длина ее хвоста так относится к длине
остального тела, как 62 к 38.

И в растительном, и в животном мире настой-
чиво пробивается формообразующая тенденция
природы — симметрия относительно направления
роста и движения. Здесь золотое сечение в про-
порциях частей перпендикулярно к направлению
роста. Сон и бодрствование человека в пределах
суток, удары сердца и его отдых, кровяное дав-
ление в норме — все имеет тенденцию проявляться
в золотой пропорции.

На рис. 27 показаны золотые пропорции чело-
века во всей фигуре и частях тела. В голове при-





 


 


Рис. 26.

Золотое сечение в природе


Рис. 27.

Золотые пропорции человека:

а — в фигуре; б — в голове; в — в кисти руки


 


рода осуществила деление на симметричные части
и золотые пропорции. В частях проявляется повто-
рение строения целого.

Великий Гёте, поэт, естествоиспытатель и ху-
дожник (он рисовал и писал акварелью), мечтал
о создании единого учения о форме, образовании
и преобразовании органических тел. Это он ввел
в научный обиход термин морфология (учение
о форме).

Великий французский ученый Пьер Кюри
(1859—1906) в начале нашего столетия сформули-
ровал ряд глубоких идей симметрии. Он утвер-
ждал, что нельзя рассматривать симметрию како-
го-либо тела, не учитывая симметрию окружающей
среды.

Советский ученый И. И. Шифрановский, изла-
гая идеи учения о симметрии, объясняет, что
симметрия проявляется во всем, что окружает нас.


Она пронизывает Землю и Вселенную, создавая
удивительную гармонию материального мира.

Закономерности «золотой» симметрии проявля-
ются в энергетических переходах элементарных
частиц, в строении некоторых химических соедине-
ний, в планетарных и космических системах, в ген-
ных структурах живых организмов. Эти закономер-
ности, как указано выше, есть в строении отдель-
ных органов человека и тела в целом, а также
проявляются в биоритмах и функционировании
головного мозга и зрительного восприятия.

Художника более всего интересуют внешние
формы природных тел, видимые глазом и оцени-
ваемые без геометрического измерения. Его с
малых лет в школе, художественном училище и
институте учат на глаз определять пропорции
человека, человека и здания, здания и дерева и т. д.
Он должен уметь изобразить все это на плоскости,



чтобы на глаз определить отношения светлого и
темного, желтого и синего. Это, безусловно, нужно.
Но очень плохо, когда художник на этом и закан-
чивается. Великие художники прошлого были ве-
ликими еще и потому, что они были и учеными,
и мыслителями, и поэтами. Они видели в вещах
значительно больше, чем только пропорции и отно-
шения светлого и темного.

Суммируя известные данные о формообразова-
нии в природе, можно сделать такие выводы:

— «золотое число» 1,618 передает математичес-
ки своеобразную ритмичность функциональных
структур;

— филотаксис (листорасположение) демонстри-
рует оригинальные формы симметрии;

— числа Фибоначчи математически выражают
собой определенные принципы природного разви-
тия, связанные с общим законом сохранения; эти
принципы имеют место как на организменном, так
и на молекулярном уровне развития живых
систем;

— принцип «золотой симметрии» действует и
на уровне неживой природы как определенный
инструмент ее упорядочения и прогрессивной эво-
люции;

— в то время, когда ряды Фибоначчи матема-
тически характеризуют прогрессивную тенденцию
природного отбора, т. е. «стремления» природы к
оптимальному функционированию ее систем, прин-
цип «золотого сечения» — экстремальное (высшее)
проявление структурного и функционального совер-
шенства этих систем;

— «золотая» спираль с модулем Ф является
математическим смыслом тайны жизни, которая
оптимально выявляет себя и в растительном, и в
животном мире, потому что она — проявление
закона гармонического возрастания пульсаций.

Итак, мы делаем вывод, что среди бесчислен-
ного разнообразия форм в природе, с которыми
встречается художник, царит закономерность и
системность, связующей нитью которых является
пропорция золотого сечения.

Все существующее в природе и воспринимаемое
глазом человека имеет величину и форму. Всякий
природный объект является чем-то единым, цело-
стным. Нетрудно заметить, что природа всегда
создает что-то целое: человека, дерево, рыбу, ло-
шадь, собаку и т. д. От этого целого нельзя ничего
отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя
ничего и прибавить. Оно будет лишним и тоже


нарушит целостность и гармонию. Например, шесть
пальцев на руке человека, три рога у быка.

Целое всегда состоит из частей. Части разной
величины находятся в определенном отношении
друг к другу и к целому. Это и есть пропорции.
С математической точки зрения мы отмечаем пов-
торение измеримых равных величин и неравных,
соотносящихся друг с другом как величины золотой
пропорции. Это — два вида пропорциональных
отношений. Все другие величины, если они возник-
ли в результате нарушения формообразования по
каким-либо причинам, пропорции не составляют.
Пропорциональные отношения ведут к симметрии,
ритму, к гармонии и красоте. Непропорциональные
отношения ведут к нарушению порядка, нарушению
симметрии и ритма, что воспринимается человеком
как некрасивое и даже уродливое.

Таким образом, определяются пять принципов
формообразования в природе:
1) целостность,
2) пропорции, 3) симметрия, 4) ритм и 5) главное
в целом.
Эти пять принципов выступают в виде
законов формообразования. К чему бы мы ни
обратились в природе, везде обнаруживаются эти
пять принципов формообразования.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.039 сек.) русская версия | украинская версия