Студопедия — ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ






Репрезентативные ассамблеи были тесно связаны с теми свободами, ко­торые они охраняли. Среди историков принято считать, что личные свобо­ды в Англии защищались лучше, чем в предреволюционной Франции. Воз­никновение этого тезиса объясняется привязанностью французов к дате 1789 и гордость англичан тем, что они живут на свободной земле. И все же Сэмюэл Джонсон при первой встрече разуверил Джеймса Босуэлла: «По­нятие "свобода" развлекает английский народ и помогает ему избавиться от скуки жизни».

Образы свободнорожденного англичанина и раба-француза исчезают перед лицом суровых фактов. Относительная свобода и роль прессы — важные показатели. Широко распространено мнение, что политическое влияние английской прессы превосходило влияние французской. Отчасти это связано с английской национальной легендой, частично — с утвержде­нием, что Ганноверская династия утратила свою власть. Однако француз­ская печать, как кажется, оказывала на общество такое же, если не боль­шее, влияние. Между 1750 и 1763 годами приверженец Просвещения Ма- лерб был правительственным цензором (сИгес1еиг йе 1а ИЬга1пе), то есть решал, какие книги нужно было публиковать. Благодаря его широкому по­ниманию правил была опубликована «Энциклопедия» Дидро и д'Аламбера, а также куда более опасные этюды Руссо. Было разрешено опубликовать многие тексты, содержавшие призывы к убийству короля. Кроме того, за большую часть наложенных запретов следует винить не правительство Франции: их выносили корпоративные органы. «Эмиль» Руссо запретил не Людовик XV, а парижский парламент, знаменитый противник «абсолютиз­ма». К 1770-м годам Просвещение покорило почти все области интеллек­туальной жизни и Бурбоны оказались во главе одной из самых ярких поли­тических культур Европы. Утверждение, что до 1789 года «абсолютизм» сдерживал политическую жизнь необоснованно. Революционная идеоло­гия сформировалась из популярных идей, царивших в прогрессивном об­ществе эпохи апаеп гёдШе.

Английская печать обладала в XVI и XVII столетиях свободой не боль­шей, чем во Франции. Карл I лишил Принна ушей за критику церкви: это было обычным проявлением деспотизма Стюартов. Королева Елизавета придерживалась такого же мнения, однако предпочитала лишать человека другой части тела: Стаббс потерял правую руку за то, что критиковал ее матримониальные фантазии. Эдикт Звездной палаты от 1583 года подчи­нял свободу прессы вдохновенным суждениям архиепископа Кентерберий- ского. Пресса не оказалась в безопасности и после Славной революции 1688 года. Прекращение действия Лицензионного акта в 1695 году не озна­чало формальной свободы печати: решение не возобновлять его было про­диктовано практическими, а не идеологическими причинами. Либераль­ным режим называется не потому, существует в нем закон о клевете или нет. Либерализм определяется тем, как этот закон используется, и с этой точки зрения ганноверская Англия производит не лучшее впечатление. Малейшие проявления недовольства действиями правительства или его чиновников считались подстрекательской клеветой. Высказывание одно­го из судей королевы Анны точно определяет отношение закона к свободе мнений: «...для любого правительства совершенно необходимо, чтобы у на­рода складывалось о нем хорошее впечатление. И ничего для правитель­ства не может быть хуже, чем попытки причинить вред ему или его дейст­виям; это всегда рассматривалось как преступление, и ни одно правитель­ство не может чувствовать себя в безопасности, оставив подобное без­наказанным».[193]

Правительства вигов и тори воспринимали свободную прессу одинако­во, то есть как угрозу политической стабильности. Репрессии принимали две формы. Акт о печати (51ашр ас!) 1712 года учреждал налоги с целью по­высить цены на газеты, в то время как законы о клевете применялись широ­ко и тиранически. В 1716 году Тауншенд арестовал издателя памфлетов то­ри. Его приговорили к шести месяцам тюремного заключения и прогнали кнутом от тюрьмы до Смитфилдского рынка. Через несколько лет после то­го как регент герцог Орлеанский ослабил цензуру, Уолпол ее ужесточил: изданный им акт 1737 года упрощал процесс использования законов о кле­вете и не был исключительной мерой, как обычно полагают. До того как Уилкс отменил эту процедуру, государственные секретари могли объявить о розыске любого, кто был причастен к клеветнической публикации, а если имена были неизвестны, то использовался приказ общего вида. Преступни­ки часто становились более сговорчивыми после конфискации имущества и бумаг, сурового обращения пристава, жесткого допроса, пребывания в Ньюгейтской тюрьме и признания.[194]


Кроме того, обычно историки полагают, что в Англии физическая свобо­да индивида была защищена лучше, чем во Франции. В последние пятнад­цать лет группа марксистски ориентированных историков отмечала ту бес­принципность, с которой элита XVIII столетия — представители высшей знати и сквайры — угнетали низшие классы. За прохладой палладианского портика и за семьей, грациозно разместившейся на лужайке, чтобы позиро­вать мистеру Гейнсборо, стоял жестокий режим управления. Сомнения вы­зывает намерение этих историков представить браконьеров, контрабанди­стов и грабителей разбившихся судов борцами с тайным классовым сгово­ром. В большинстве случаев, конечно, они таковыми не были — а одним из самых предприимчивых контрабандистов этого века был Роберт Уолпол.[195]Однако справедливость вежливого обращения к ганноверской Англии как к «земле свободы» оспаривалась, и не без успеха. К1800 году во многих «аб­солютистских» государствах правительства сократили перечень преступ­лений, за которые полагалась смертная казнь, или же отменили ее вовсе. Примечательно, что в Англии, несмотря на неупорядоченное применение законов, смертью каралось около 200 видов преступлений. Законы о дичи запрещали охотиться всем, кроме крупных землевладельцев. В частности, согласно Черному акту 1723 года смерть грозила каждому, кто появлялся вооруженным или прятался в парке, принадлежавшем джентльмену. Не бы­ло нужды доказывать, что на самом деле этот некто караулил там оленя.[196]

Все это кажется убедительной аналогией более известному феодальному праву на охоту во Франции. Дефо был убежден, что сила традиций англий­ской свободы могла бы противостоять войскам, которые в Версале открыли огонь по толпе. Его вера вызывает умиление: в 1715 году эти традиции не помешали принять акт, согласно которому английские военные имели пра­во открывать огонь по демонстрантам, если те отказывались разойтись после соответствующего предупреждения. Как и во Франции, в Англии и Шот­ландии королевские войска отправлялись на постой в дома уклонявшихся от уплаты налогов; главной задачей ганноверской армии было подавлять хлебные бунты и политические волнения.[197] В Англии простой народ обна­руживал опасную склонность не жаловать сборщиков налогов, укрывать контрабандистов и пренебрегать законами. Политиков считали преступни­ками, а преступников — героями. Осужденные разбойники становились, говоря современным языком, поп-звездами в Лондоне эпохи Георгов, а их последний путь в Тайберн походил на триумфальное возвращение выиграв­ших кубок чемпионов. Когда в 1780 году во время мятежа Гордона в Лондоне начались беспорядки, толпа направилась прямо к Ньюгейтской тюрьме, точ­но так же, как парижане в сходных обстоятельствах бросились к Бастилии.

На континенте информированные люди считали Англию раем конфес­сиональной свободы, а Францию — адом религиозных гонений. Веские ос­нования считать политику англиканской церкви достаточно мягкой суще­ствовали, но только после, а не до 1689 года, когда был принят Акт о веро­терпимости. Этот документ уничтожал официальную монополию церкви, а процесс поддержания религиозной дисциплины с помощью церковных су­дов усложнялся: притесняемые прихожане старались покинуть одну цер­ковь и присоединиться к другой. Однако официальная веротерпимость не распространялась на католическое и иудейское вероисповедание, члены этих конфессий исключались из общественной жизни и не имели полити­ческих прав. Нонконформистские богослужения разрешались, однако тео­ретически протестанты-диссентеры не допускались на муниципальные и государственные должности согласно актам о Проверке и корпорациях. Понять особенности их применения по отношению к диссентерам сложно: многое зависело от ситуации на местах, и в определенных ситуациях они могли доминировать в местной элите. Но, как подчеркивает Кларк, Англия эпохи апс1еп гё&тебыла государством конфессиональным и, возможно, не слишком комфортным для аутсайдеров.

Многое из вышесказанного верно и в отношении Франции, где уровень толерантности, проявляемой к гугенотам, варьировался в зависимости от времени и места. На протяжении большей части XVI и XVII столетий они имели больше гражданских прав и возможностей проводить службу, чем английские католики. До начала преследований в 1760-х и 1680-х годах гу­генотов можно было видеть председательствующими в муниципальных со­ветах, занимающими должности в двухпалатных судах (сНатЬгез т1-раг- Иез) и важные посты в гильдиях, откупах, магистратурах, представляющи­ми престижные профессии. Когда их права были уничтожены после отмены Нантского эдикта в 1685 году, они постепенно вернули себе прежние пози­ции. В 1760-х годах юный де ла Барр и старый Калас были беспомощными жертвами религиозного фанатизма: один были приговорен к вырыванию языка и отсечению головы за богохульство, а второй — к колесованию за возведение клеветы на католическую общину Тулузы. И вновь преследова­ния проводились не правительством, а парламентом. Значение этих позор­ных эпизодов заключалось не просто в том, что они произошли, а в том, что они вызвали возмущение: значит, случившееся было необычным. В 1787 го­ду Ламуаньон полностью возвратил протестантам их гражданские права, однако этот благородный жест нередко игнорируют. Гугеноты приобрели такой статус, которого не имели в тот момент ни английские католики, ни диссентеры. В 1789 году лорд Стэнхоуп безуспешно добивался отмены ак­тов о веротерпимости и религиозных организациях. Он полагал, что если перемен не произойдет, английские диссентеры обретут большую граж­данскую свободу во Франции, чем на своей родине.[198] Широко распростра­ненный миф о религиозной свободе, царившей в Англии, был вовремя раз­веян последними французскими министрами эпохи апаеп гёцше.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия