Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА





Цель этого небольшого введения, не претендующего на какую-либо систематичность и последователь­ность изложения взглядов известного англо- и фран­коязычного философа и историка Мирчи Элиаде (1907-1986), прежде всего, попытка заинтересовать его идеями и образами широкого читателя.

Творчество Мирчи Элиаде может дать толчок для размышлений по поводу очень многих тем и вопросов. Есть среди них и сугубо научные, представляющие интерес только для узких специалистов. Но есть и такие, что будут волновать всех, и не только фило­логов, историков и философов, и больше того, даже не только людей, получивших гуманитарное образова­ние.

В предлагаемой читателю книге есть такие слова: «Какова будет реакция современного западного мира, если он узнает, например, что, хотя Индия была за­воевана и оккупирована Александром Македонским и хотя это завоевание имело влияние на последующую историю, она даже не сохранила имени Великого за­воевателя. Как и другие традиционные культуры, Индия испытывает интерес только к моделям для подражания и парадигматическим событиям, а не к частному и индивидуальному».

И в самом деле, никаких Александрии в Индии не было, хотя эта страна была так же завоевана, как и Египет. Этот факт Элиаде приводит как пример культуры, обладающей невероятной творческой ак-

тивностью и «саботирующей» историю, которой, по мнению Элиаде, у религии быть не может. Элиадесторонник освобождения мифа от истории, которая, как он считает, более поверхностно, чем миф объяс­няет суть человеческой жизни.

Сам миф Элиаде понимает не как «сказку», «вы­мысел», «фантазию», а так, как его понимали в пер­вобытных и примитивных обществах, где миф обо­значал, как раз наоборот, «подлинное, реальное собы­тие» и, что еще важнее, событие сакральное, значи­тельное, первородное откровение, служащее примером для подражания.

Уже вошло в довольно широкий обиход слово «двое­мирие»: наш мир, «земной»; и мир «потусторонний», трансцендентальный. Но были когда-то, а может быть, есть где-то и сейчас культуры, где земной мир «открыт» миру сверхприродному, сверхъестественно­му, сверхисторическому, миру трансцендентальных (вечных) аксиологических ценностей. Эти ценности и открываются в мифе, открываются мифическим предкам, сверхъестественным существам и представ­ляют парадигму всех видов человеческой деятельно­сти.

В еще более широком обиходе в настоящее время слова: магия, культ, посвящение, ритуал, космос,и так далее. Удивительным образом в литературе и искусстве появляются темы и мотивы, оставленные где-то в XVI-XVII веках. Вряд ли за весь XIX век наберется с десяток произведений, где фигурируют мифологические герои, где разрабатываются «общие темы». Но вот как из рога изобилия с середины XX столетия начинают являться из глубин столетий бесконечные Эвридики, Электры, Клитемнестры, Эдипы, Ифигении, Андромахи. Апдайк, Ж. Жироду,

Т. Уайльдер, Дж. Джойс, Артур Миллер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ж. Ануй — далеко не полный перечень крупнейших современных художников, неоднократно обращавшихся в своем творчестве к так называемым «общим сюжетам».

Исследователи европейского театра XVI-XVII веков отмечают, что в это время театральное представ­ление теряет характер сакрального приобщения, како­вое оно сохраняло в Средние века и в древней Греции, где хор выполнял сразу роль и актера и зрителя. Примечателен еще один факт — чрезвычайно широ­кое распространение явления так называемого «теат­ра в театре».

И вот в середине XX века также появляется мно­жество пьес, представляющих «театр в театре».

Примеров сходства, «встречи» явлений рубежа средневеково-возрожденческого периода и Нового време­ни, с одной стороны, и середины XX столетия, с другой стороны, можно было бы привести еще боль­ше. Очевидно, не было бы слишком смело сделать за­ключение, что в XVI-XVII веках происходило «рас­ставание» с целостным, космологическим мировос­приятием (окончательно оно завершилось в XVIII веке, когда появляются такие «шедевры» механисти­ческого мировоззрения, как, например, труд Ламет­три «Человек-машина», где человеческий организм сравнивается с паровой или иной какой-либо машиной: его, как и машину, можно разобрать и собрать). Это «расставание» находит свое выражение и в извест­ных словах Гамлета: «Мир раскололся». А в XX веке мы оказываемся свидетелями постепенного возвраще­ния к тому же космологическому мировоззрению.

Но как раз такое заключение в значительной мере шло бы вразрез с одной из главных идей и настоящей

работы, и многих других работ Элиаде, по мнению которого, «некоторые аспекты и функции мифологи­ческого мышления образуют важную составную часть самого человеческого существа». Мифологиче­ское мышление существовало всегда, существует и в наше время. «Мифологическое мышление,пишет Элиаде,может оставить позади свои прежние формы, может адаптироваться к новым культурным модам. Но оно не может исчезнуть окончательно».

Элиаде полагает, что эсхатологический миф явился существенной составной частью роли и миссии осно­вателей и руководителей современных тоталитарных движений, прежде всего, коммунизма и национал-со­циализма. Маркс воспользовался одним из самых из­вестных эсхатологических мифов средиземноморско-азиатского мирамифом о справедливом герое-иску­пителе (речь здесь идет о пролетариате).

Таким образом, всем современным теоретическим построениям, в основе имеющим идеи «возрождения» мифа, придется так или иначе иметь дело со сложно­стями, которые для них будут представлять взгля­ды Элиаде. Правда, судя по некоторым высказывани­ям автора, он допускает все же большую или мень­шую «мифологичность» той или иной эпохи, и приме­ры, которыми он сопровождает, например, характери­стику «модернистской» литературы и искусства, мо­гут привести к выводу, что эпоха, когда начинают преобладать модернистские настроения, оказывается временем более «мифологически» осмысляющим мир. Ведь, по мнению Элиаде, деструкция художественного языка, осуществленная кубизмом, дадаизмом, додека­фонизмом и «конкретной музыкой», Джойсом, Бекке­том и др., есть не что иное, как сведение, редукция «художественной вселенной» к первоначальному со-

стоянию materia prima (первоначальной материи). При знакомстве с этими произведениями, утвержда­ет Элиаде, создается впечатление, что всю историю искусства авторы хотели свести к tabula rasa, погру­зить в полный хаос, за чем должно непременно после­довать сотворение новой Вселенной.

В.Большаков

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия