До какой же степени должны были притупиться наши инстинкты и какимгибким должно было стать их функционирование, чтобы сознание смоглопоставить под свой контроль всю совокупность наших поступков и мыслей!Первое же сдерживание естественной реакции немедленно повлекло за собойзамедление жизненной активности и стало причиной всевозможных наших неудач.Человек -- животное с отсроченными желаниями -- представляет собоюздравомыслящее ничто, которое охватывает все, не будучи охвачено ничем,которое наблюдает за всеми объектами, не владея ни одним из них. По сравнению с возникновением сознания, остальные события менее важныили вовсе не имеют значения. Но это возникновение, находясь в противоречии сжизненной данностью, является опасным вторжением в мир живого, скандалом вбиологии. Ничто не позволяло предвидеть это событие: естественный автоматизмне содержал и намека на то, что случайно возникнет животное, котороеустремится за пределы материи. Горилла, утратившая волосы на теле изаменившая их идеалами, горилла, напялившая на руки перчатки, выдумавшаябогов, решившая почитать небо, отчего ее гримасы сделались болееобезьяньими, -- как же, должно быть, мучается 78 природа и как она еще помучается от такого падения! Дело в том, чтосознание уводит далеко и все позволяет. Для животного жизнь -- это абсолют;для человека абсолют -- повод для чего-то еще. В эволюции вселенной нетболее значительного явления, чем предоставленная нам возможность превращатьлюбой объект в повод, возможность играть нашими повседневными затеями инашими конечными целями, возможность с помощью всевластного капризарасполагать в одной и той же плоскости Бога и метлу. И человек не избавится от своих предков и от природы, пока не уничтожитв себе все пережитки Необусловленного, пока его собственная жизнь и жизнидругих людей не покажутся всего лишь веревочками, за которые дергают радиигры и смеха, предаваясь забавам конца времен. И тогда он станет чистымбытием. Тогда роль сознания будет считаться выполненной...