Студопедия — Мораль и практика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мораль и практика






Проблема морали всегда рассматривается в корреляции с динамикой развития человечества. Проблема морали - это всегда проблема выбора. Выбор не является полностью свободным, чаще всего это альтернатива инструментальная или ценностная; она или зависит от критерия значимости, в свою очередь зависящего от уровня знаний, или автоматически изменяется в соответствии с требованиями повседневной практики. В этом случае есть два варианта решения проблемы морали: с одной стороны, сведение смысла морального к смыслу когнитивному, с другой стороны, его трансформация в смысл практический, более всего схожий с правилами выживания.

В социологии постмодерна мораль теряет какой бы то ни было драматический акцент: ценности составляют часть символического багажа определений реальности, моральный порядок совпадает с общим смыслом, с коммуникативными практиками, которые его конституируют и определяют; правила же возникают во время "спектакля, представления", эти правила подлежат свободному обсуждению, о них можно договориться.

Шюц и Лукман рассматривают мораль в контексте коммуникации, в отношениях "лицом к лицу". В повседневной жизни всегда есть место множественности точек зрения, которые, тем не менее, не препятствуют движению вперед, никоим образом не нарушают коммуникативный процесс. Два понятия: практичность и значимость, теперь определяют индивидуальный выбор, этот некий когнитивно-практический коктейль, отчасти детерминированный биографией, отчасти воссозданный рефлексивно, вносящий рациональность в совершенный уже выбор. С такой точки зрения, ценности не отличаются по сути от "определений реальности", оформленных в символические универсумы, от социального багажа знаний легитимизированных, и потому имеющих принудительную силу. В повседневной жизни мораль совпадает с "повседневным знанием", с практиками, которые его составляют.

Для Гоффмана театр повседневности существует настолько, насколько мы верим в моральный мир. Однако в силу своего "актерства" индивиды заинтересованы не столько в проблеме морали, сколько в том, чтобы создать убедительное впечатление. Кроме того, необходимо различать "этику", которая управляет "субстанциальными правилами и выражениями" и "этикет", управляющий "церемониальными правилами и выражениям". При этом социальный контроль не может быть ничем иным как "искусством контролировать впечатления".

В концепции Гидденса метафора театра заменяется метафорой рынка. В рыночном взаимодействии определяются моральные значения и правила, и эта двойная структурация порождает дисбаланс. При этом ввиду вероятности бесконфликтного решения нормативная адекватность теряет Драматичность.

Планирование и повседневная жизнь

Современная социология стоит на пороге смешения всех уровней анализа, которые классическая социология привыкла разделять: онтологии и эпистемиологии, онтологии и этики.

Внимание к аспектам повседневности со стороны социологии - это не только переоценка знания о "повседневности", "повседневном знании", но и переоценка "идеального типа" действия: появляются категории действия "спонтанного", "рутинного", незапланированного, не ставящего своей целью "изменить "мир". В классической социологии действие было "спроектировано" на базе знаний субъекта, вписано в систему "цель-средства".

В социологии коммуникации действие как категория не исчезает. Оно совпадает с предполагаемым "проектом", но такой проект действия - это скорее рефлексия уже совершенного, в некотором роде научная рационализация. Согласно Гарфинкелю, действие - синоним повседневной практики индивидов. Для Гоффмана действие - это способность выдержать напряжение ситуации, адекватно "ответить на вызов", умение производить впечатление. Согласно Гидденсу, действие - это интерактивная практика структурирования смысловых значений, обсуждение правил и иерархических отношений.

Объект теории действия - это всегда проект действия, действие в какой-то мере растянутое во времени, переход из настоящего в будущее, совершаемый субъектом в соответствии с поставленной целью, стремление "изменить ход вещей". Объект теории коммуникации - "спектакль повседневной жизни", самопрезентация, динамика, подчиняющаяся правилам интеракции, созданным самими же участниками взаимодействия.

Действие в классической социологии ориентировано не столько на настоящее, сколько на будущее; оно предсказуемо, ограничено обстоятельствами и временем. В коммуникации же действующий субъект, "актер" -обязательный элемент коммуникативного процесса, которым ограничивается его поле зрения. Коммуникативный процесс - это вся реальность, которой он располагает, источник "моральности", предстающей в готовом виде в повседневной практике, "моральности", не несущей драматичности и не апеллирующей к его (субъекта) ответственности. Субъект еще упоминается, но он не является более объектом социологии, точно так же, как таким объектом не являются ни социальная система, ни действие. Объектом теории коммуникации становятся "социальные практики", моменты взаимодействия, дискурсы, общение, в котором невозможно или практически бесполезно выделять главные действующие лица.

Социология постмодерна стремится осветить те сферы повседневной жизни, которые были в тени классической социологии. Остается, однако, вопрос, удастся ли социологии постмодерна в свою очередь охватить всю реальность; достаточно ли тех представлений о реальности, которые она

использует для составления целостной картины. Это проблема, с одной стороны, теоретическая, а с другой - этико-практическая. Вопрос в том, чтобы понять, действительно ли "человек постмодерна" живет без заранее определенного плана? С другой стороны, возможно ли в этом случае социальное выживание?

С теоретической точки зрения прежде всего нужно оценить адекватность коммуникативного подхода реальному состоянию современного общества. Можно много критиковать коммуникативный подход, говоря, что он стремится свести всю социологию к теории коммуникации. Но по сравнению с теорией действия теория коммуникации имеет одно преимущество - она не декларирует себя в качестве всеохватывающей теории. Вероятно, когда ее амбиции в познании повседневной жизни и интерактивных микропроцессов будут исчерпаны, социология коммуникации уступит место другим, интегративным подходам,

Джованни Сартори От социологии политики к политической социологии'







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия