Диалоги об Александре Асадчем и его книге
Что подвигло А. Асадчего: а) с которым мы практически не общаемся в обыденной жизни, б) мнение о стихах которого мы высказывали (а он слушал это мнение) последний раз более десяти лет, в) который, казалось, весьма иронично относится к нашим филологическим академическим занятиям, г) который вполне нашел себя в частной жизни (работа, семья, круг дружеского общения), обратиться к нам с просьбой написать о его книге? [4] – Автор, безусловно, знает, зачем и для чего он обратился к нам. Мы можем предполагать. Не знаю, как тебе, мне для предположения нужен некоторый разбег. Александр Асадчий, имя которого красуется на обложке этой книги, – это же тот самый Саша, помнишь? Пятнадцать лет назад мы (филолог-первокурсник, филолог-третьекурсник, филолог-аспирант, еще парочка филологов) поняли, как всем этим странным ребятам, которые приходили на наш факультет, потому что «любили литературу», и неизменно вылетали едва ли не с первой сессии, потому что «все не то» и «никакого творчества», нужна литературная студия. И мы, вдохновленные примером и благословением профессора В.С. Баевского, который сам в прежние времена успешно руководил литературной студией, «запустили проект» под названием «Персона». Немыслимо представить себе начало и значительный кусок жизни «Персоны» без Саши, точнее, Сашки (в то время, по-моему, его только так и называли). Ты помнишь, с ним было нелегко, он всегда спорил, порой казалось, что спорит даже тогда, когда повода нет, но подразнить хочется. Его речь пестрела литературоведческими терминами, цитатами из классиков, философскими выкладками, правда, нередко оказывалось, что значения термина он не знает (или знает приблизительно), классиков таких в природе не существует, а философские размышления – вовсе не плод глубоких раздумий, просто «сейчас в голову пришло». Он вел протоколы наших заседаний, я перечитывала их накануне 15-летнего юбилея «Персоны»: в этих протоколах нет почти ничего из того, что происходило на заседаниях, есть комментарии, шаржи и шутки протоколиста, но вот что удивительно, именно Сашины протоколы в большей степени, чем тщательные записи его преемников на этом поприще, передают дух «Персоны» тех, первых лет, ее существования. Не могу удержаться, приведу два примера.
* * * Хвалит Л.В. поименно выступавших (самостоятельных автором – мы так понимаем): – персонально Д. Смагин, – персонально Н. Фролова – персонально все остальные Индивидуальные похвалы продолжаются already 15 minutes. NB Когда же будут хвалить нас с Андреем?! Вот Андрея хвалят, вот-вот меня начнут хвалить … Ну, буду об общем течение заседания. Не хвалят и все тут. Наконец-то. Дождался. Ясно, что мое выступление было блестящим <…>. *** Обсуждение еле тлеет. Теплятся угольки в уголках. Извините за мнение. Момент отупения. – Вспомнился Экзюпери… – Ну, не говори.
Конечно, главное – это не протоколы или умение затевать шумные споры. Событием становились его стихи, запоминались «лица необщим выражением». А, кстати, помнишь, он тогда читал иначе, чем сейчас. Сейчас – усталая умудренная ирония, вроде «хотите – слушайте, хотите – не слушайте, мне все равно», но тогда – предельно напористо, отчетливо выговаривая слова (даже те, которые можно было бы вслух и не произносить), да еще громко топая ногой, вколачивая в слушателей ритм, «не хотите? слушайте!». Писал хорошо: энергично, умно, звучно. Иногда его тексты при обсуждении разносили в пух и прах, но всем было ясно, что неудача – «творческая», человек не стоит на месте, стремительно движется – вот и «заносит». Он не любил замечаний. Уловленные чьим-то чутким ухом несовершенства его стиха вызывали досаду, причем досаду двунаправленную: на несовершенства и на того, кто их заметил. До сих пор на студии цитируют его двустишие: Не трогай меня, критик, я в печали. / Не так, как я писал, стихи мои звучали. – Я хочу добавить, что никто, как Асадчий, не развивался так стремительно в творческом плане. При всем том, что он почти никогда не приносил переделанные с учетом замечаний стихи, ему удавалось существенно менять, совершенствовать свою поэтическую манеру, приемы, осваивать все новое и новое тематическое пространство. Я, затаив дыхание ждала, что будет дальше, какой новый творческий взлет? А дальше Саша пропал и на заседаниях студии больше не появлялся. – Думаю, его уход со студии был вызнан не только тем, что началась «взрослая жизнь» с ее традиционным и вполне благополучным набором: работа (и не просто работа, а карьера), квартира, жена и дети. Дело, думаю, и не в том, что он студию «перерос» или думал, что «перерос». Ему необходимо было остаться одному, без наших обсуждений и добрых поправок, вне нашей филологической среды, которая, безусловно, среда питательная, но уж слишком «руслопрокладывающая»[5]. И нет ничего удивительного в том, что теперь, проведя в свободном плавании несколько лет, он вернулся[6]. Осознать, чего ты достиг, гораздо проще, имея, во-первых, точку отсчета, а во-вторых, тех, кто кроме тебя самого захочет «высчитывать» уровень твоих достижений. Думаю, мы с тобой – подходящие для этого кандидатуры: мы видели, что было, мы не знаем, что увидим в этой книге сейчас, и нам (в силу того, о чем сказано выше) не все равно. –Не знаю, в качестве кого мы с тобой пойдем по этому делу – свидетелей или соучастников, но я, безусловно, чувствую глубокое небезразличие к творческой судьбе Александра Асадчего, свою отдаленную, но заинтересованную причастность к самозарождению и развитию этого поэтического механизма и свою ответственность прежде всего перед ним.
Почему и зачем, на твой взгляд, А. Асадчий подготовил эту книгу, более того, издает ее приличным, т.е. потенциально охватывающим большое количество опять-таки потенциальных читателей, тиражом? – Идея книги назревала давно, под окончание Сашей университета. И тогда он приносил мне папку с распечатками стихов, из которых он предполагал составить книгу. Он показывал ее и профессору В.С. Баевскому, желая узнать его мнение. Насколько я помню, книга тогда не получилась. По разным обстоятельствам. Во-первых, не вызрела. Автор собрал очень пестрые, неравноценные тексты, некоторые из них содержали нецензурщину, никак, по-моему, художественно не оправданную. Бесспорно яркие, талантливые тексты соседствовали с откровенно эпатажными, но не выдерживающими конкуренции. Сколько-нибудь цельной художественной картины мира, необходимой для того, чтоб книга состоялась, не сложилось. Асадчий упорствовал и настаивал именно на таком составе текстов. Одобрения та редакция у сведущих в этой области специалистов не нашла. Издавать книгу за свой счет десять лет назад было весьма проблематично, тем более для студента. И вот перед нами книга А. Асадчего. – Знаешь, самое простое – сказать, что пришло время подвести промежуточные итоги. Заметь, несколько участников «Персоны» решили издать свои произведения авторскими сборниками и книгами, именно перешагнув порог тридцатилетия (до этого вполне довольствовались участием в нашем альманахе и подборками в местных и столичных журналах). Например, книга Ольги Смагиной называется весьма показательно – «Гении тридцатилетия». Но, может быть, причина в другом. В юности легко разбрасываться: учиться то там, то здесь, влюбляться, переезжать с места на место, прощаться с друзьями и заводить новых, выкидывать черновики стихов и где-то в глубине души даже стесняться того, что эти стихи пишутся… Но приходит пора, когда метания и бросания перестают радовать и восприниматься как способ приобретения новых впечатлений и перспектив. Как говориться, «время собирать камни»… Даже не ради постройки некоего трамплина для неудержимого рывка вперед, нет. Скорее, ради укрепления когда впопыхах заложенного фундамента, а фактически, ради возрождения себя прежнего, видишь, опять всплывает тема возвращения. Я думаю, что если бы все, чего достиг, с чем пришел к данному житейскому рубежу, безусловно радовало и всецело удовлетворяло автора, он не стал бы издавать книгу стихов, многие из которых написаны не вчера и даже не позавчера. – Все же, я полагаю, автору важно подвести некоторые итоги. И эту книгу я воспринимаю в большей степени как подведение итогов, чем как дебютную, декларативную книгу. Автор собрал почти все написанное им к этому времени, рассортировал по циклам, подключил, прямо скажем, мастерский дизайн (я имею в виду прежде всего идею с ключами, которые, очевидно, нужно подбирать к представленному саморазвивающемуся устройству). Да, фактически это дебютная книга, но по сути – итоговая. Думаю, автору необходимо отстраниться от собственного поэтического материала, «отпустить» его, позволить ему (материалу) жить собственной жизнью, услышать и прочитать отклики, наконец. Это должно послужить стимулом и точкой отсчета для следующего качественно нового творческого рывка. Или похоронить порыв в самом начале.
|