Студопедия — О стихах Анастасии Трифоновой
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О стихах Анастасии Трифоновой






 

Мои заметки о стихах Анастасии Трифоновой называются так не случайно. В «Психологическом словаре» дается такое толкование ситуации (от франц. situation — положение, обстановка) — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Действительно, толчком к написанию стихотворения у Анастасии часто служит ситуация – реальная, которую автор наблюдает или в которой сам принимает участие, или представляемая, но знакомая всякому человеку по опыту. Ситуации, которые выбирает Настя, обычные, даже банальные – рыбалка, путешествие по стволу муравья, разговор, засыпание и т.д., но они просты только с виду – почти всегда есть память о другой ситуации, желание изменить её или, наоборот, запретить изменение. Поэтому, как мне кажется, движущей силой, стержнем почти каждого текста Насти является метаморфоза: так, плоскодонка видит себя пароходом в начальной стадии, доски лет десять назад назывались елью, растет дерево, осень превращается в зиму, языковой барьер превращается в барьер в принципе. К сожалению, метаморфозы в поэтическом мире Насти часто печальны, это метаморфозы к смерти – то, что было живым, умирает – рыба, червяк, ель, дерево, которое продолжает жизнь, но в сторону, противоположную жизни. И в данном случае мысль о том, что смерть – это не конец, а продолжение жизни, звучит не очень жизнеутверждающе. Где искать продолжение? – спрашивает автор. И отвечает и не верит этому ответу – в плодах, изделиях из древесины – в мертвых вещах, которые никогда не станут опять живым деревом.

Я бы сказала, что творческий метод Насти – серым по серому, как определяли творческую манеру Чехова. Не случайно мне пришла в голову именно ассоциация с прозой, а не со стихами. Стихи Насти по-хорошему прозаичны. Надо иметь большое мужество, чтобы писать стихи не о любовных восторгах и необычных героях в необычных ситуациях, а о жизни – такой, какая она есть, без излишнего пафоса. И сделать скромными героями созданного мира муравья, дерево, лодку. Автор как бы смотрит на созданный им мир со стороны – в настиных стихах четко обозначено стремление к объективации – она занимает позицию извне, которая свойственна, скорее, автору романа или повести, прозаического произведения. Редко, очень редко встречается в поэзии Анастасии местоимение «я». Отчего это происходит? Уверена – от желания увидеть ситуацию со стороны, дать беспристрастный взгляд, лучше осмыслить произошедшее – отдалиться, как будто это произошло не с тобой. И действительно, более удачны, на мой взгляд, те стихотворения, которые построены на рассказе, ведущемся от третьего лица, где в центре ситуации, которые становятся предметом внимания автора и в которых он не участвует: «Рыба берет крючок», «Дерево начинается из-под земли», «плоскодонка прикована цепью к причалу», эти тексты носят медитативный характер.

Все вышесказанное определяет то, что Анастасия стремится к обыденной интонации, в её текстах отсутствуют побудительные предложения, риторические вопросы и восклицания. Вопрос обогащения интонации решается за счет использования рифм – почти всегда неточных – ассонансных, усеченных, но ни в коем случае не банальных. И это лично для меня очень симпатичная черта стихотворений Анастасии Трифоновой. Кроме того, Анастасия активно пользуется таким приемом, как аллитерация: Прав оказался крюк. / Крюк подцепил троих. / Ему не до еды, / слушает скрипы уключин. Повторение заднеязычного к, шипяших и р прекрасно передает звук, издаваемый уключинами при гребле.

Еще одна симпатичная черта поэтического мира Насти – это внимание к вещам, к живым существам и растениям. Либо они становятся «героями» стихотворения, либо сопровождают другую ситуацию – с участием лирической героини. Так, в стихотворении «от корней до кроны муравью добираться полдня» история встречи и разговора двоих развивается параллельно истории муравья. Это не психологический параллелизм. Это просто внимание к миру, отсутствие абсолютной зацикленности на себе, которой подвержены многие пишущие люди. Отсюда проистекают два ведущих принципа организации образной ткани стихов – с одной стороны, олицетворение, с другой – природные метафоры, то есть образы, где человек, различные события и явления сравниваются с природными объектами и явлениями. Так построено, например, целиком стихотворение «Ты – мой Абыр».

Настя как человек умный пишет умные стихи, которые побуждают нас мыслить, побуждают к познанию мира. Я вот задумалась: а в самом деле, испытывают ли рыбы боль? Ответ: да, испытывают. Вообще, мне кажется, что Настины стихи о том, что все в этом мире испытывают боль, разные степени боли. Ситуации, которые выбирает Анастасия, в основном грустные, в них сквозит какая-то безнадежность, которая выливается в страшные строчки, например, рыба не может кричать или губы схватил червяк, будучи трижды мертв. Хорошо, пусть речь идет о червяке и рыбе – все равно страшно. Ну, что же, автор не врет – да, таков наш мир, где в «потреблении пищи любая живность нуждается», все поедают друг друга: рыба – червя, человек – рыбу. И все же хочется какого-то исхода из этой грусти, которого настины стихи пока не дают. Люди видят одни и те же вещи, только угол зрения у них разный. Хочется надеяться, что у Насти этот угол изменится, то есть мастерство останется и еще возрастет, а автор найдет в нашем грустном мире повод для радости и напишет об этом стихи. Такая вот произойдет метаморфоза.

Лариса Павлова,







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия