Мы должны сделать землю общей собственностью.
Мы достигли этого заключения путем исследования, во время которого каждый шаг был сделан нами осмотрительно и твердо. И в цепи нашего рассуждения нет ни недостающих, ни слабых звеньев. И дедуктивным и индуктивным путем мы пришли к одной и той же истине, к той истине, что неравенство во владении землей неизбежно ведет к неравенству в распределении богатства. А так как в природе вещей неравенство владений землей неотделимо от признания частной собственности на землю, то отсюда необходимо следует, что единственное средство против несправедливого распределения богатства должно состоять в том, чтобы сделать землю общей собственностью. Но эта истина, при настоящем положении общества, возбудит самый острый антагонизм и должна будет брать с боем каждый шаг. Необходимо, следовательно, предупредить возражения тех лиц, которые, даже будучи принуждены допустить эту истину, станут Заявлять, что она практически неприменима. При этом, мы подвергнем наше предшествующее рассуждение новому и перекрестному испытанию. Все равно как мы поверяем сложение вычитанием, а умножение делением, так мы можем, испытывая достаточность предложенного средства, доказать правильность наших заключений относительно причины зла. Законы вселенной исполнены гармонии. И если то средство, на котором мы остановились, есть верное средство, оно будет удовлетворять требованиям справедливости; оно должно быть практически применимым; оно будет согласоваться с стремлениями общественного развития и будет гармонировать с другими реформами. Все это я и предполагаю показать. Я предполагаю разобрать все те практические возражения, которые могут быть сделаны, и доказать, что эта простая мера не только легко применима, но и представляет [-231-] из себя достаточное средство против всех тех зол, которые возникают вместе с развитием материального прогресса вследствие все большего и большего неравенства в распределении богатства,- что она заменит неравенство равенством, нужду довольством, несправедливость справедливостью, общественную слабость общественной силой и откроет путь к более величественным и благородным успехам цивилизации. Я предполагаю таким образом показать, что законы вселенной не противоречат естественным влечениям человеческого сердца; что прогресс общества может совершаться и, если будет продолжаться, должен совершаться в направлении равенства, а не неравенства; и что гармония экономических отношений еще раз доказывает истину постигнутую императором - стоиком: "Мы созданы для совместной деятельности,- подобно ногам, подобно рукам, подобно глазным векам, подобно зубам верхней и нижней челюсти".
|