quot;Пояс целомудрия" - орудие пытки или средство самозащиты?
В Нижегородском остроге, который с 1981 года является филиалом Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника, открылась итальянская выставка орудий пыток. Как сообщил директор по связям с общественностью ассоциации "Третье тысячелетие" Пьер-Луиджи Канови, на ней представлены около 60 различных приспособлений, которые с 1100 года использовались в практике гражданских и религиозных судов для получения различных признаний или покаяний, для наказания и казни евреев, ведьм и вольнодумцев. Пытки применялись еще в Древнем Риме. После завоевания империи варварами в смутное время применение пыток прекратилось, но с образованием феодальных государств оно было возобновлено. Кульминацией зверств считается время расцвета Инквизиции, когда по самым скромным подсчетам жертвами "очищения веры" и "истребления ведьм" стали около 4 миллионов человек. С помощью орудий пыток добивались признания вины. На выставке представлен целый арсенал средств допроса, включая щипцы для вырывания ногтей, дыбу и другие отвратительные приспособления. В Нюрнберге и Фегесбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с использованием "Кресла допроса". Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Обычно пытка длилась несколько часов, и палачи часто усиливали муки жертвы, применяя щипцы и другие орудия. Разнообразные орудия применялись для наказания. Способы казни и инструменты мучения были многообразны и изощренны. Кроме таких известных зверских способов казни, как сажание на кол, сжигание на костре, также использовалась ручная пила. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой. Этот способ казни охотно применяли в отношении гомосексуалистов и ведьм, особенно тех ведьм, которые забеременели от "дьявола ночных кошмаров" или от самого Сатаны. Казнь в средние века была публичным спектаклем, и отсечение головы считалось самым милосердным способом наказания. Наиболее театрализованный и изощренный инструмент смерти, представленный в экспозиции, - "Нюрнбергская дева". Это огромный саркофаг в виде открытой пустой женской фигуры, внутри которой укреплены многочисленные лезвия. Они расположены таким образом, чтобы изненно важные органы заключенной в саркофаг жертвы не были задеты, поэтому агония приговоренного к казни была долгой и мучительной. Не все преступления карались смертью. Широко распространенным способом наказания был позорный столб. Осужденного помещали у позорного столба от нескольких часов до нескольких дней. Позорный столб, с одной стороны, можно было считать сравнительно мягким способом наказания, при котором виновные просто выставлялись в публичном месте на всеобщее осмеяние. Но с другой стороны, прикованные к столбу были совершенно беззащитны перед народом: кто угодно мог оскорбить словом, бросить камень или плюнуть - такое обращение часто приводило к увечьям или даже смерти осужденного. За малые провинности, такие, как распускание слухов, небольшие нарушения общественного порядка были предусмотрены более мягкие наказания, целью которых было пристыдить, выставить на всеобщее осмеяние и поругание. Например, "Маска богохульника" имела очень причудливую форму и надевалась на весь день, чтобы все видели, что виновный несет расплату за свой проступок. Так называемая "Скрипка сплетниц" применялась к одной или двум женщинам, виновным в клевете или оскорблении личности. Это устройство надевалось на несколько дней, но к физическим увечьям не приводило. В качестве наказания для спорщиков и хулиганов, а также для тех, кто использовал нецензурную брань, использовалась "Флейта-шумелка". Приспособление надевали на шею виновному, а пальцы помещали в специальные тиски. Инструмент также использовался в качестве кары для плохих музыкантов, чье слабое исполнение терзало уши знати. Своеобразным орудием пытки стал пояс целомудрия, который надевали на своих жен крестоносцы, чтобы гарантировать их верность. Но основной функцией этого пояса была все-таки защита женщин от изнасилования, так как дамам во время их путешествий приходилось останавливаться в гостиницах, и пояс служил надежной защитой от насилия со стороны мужчин. В противовес женскому "Поясу верности" существовал и использовался и мужской. Как нам сообщили организаторы выставки, о его функциях история пока умалчивает. Все орудия пыток и наказания, представленные на выставке, - копии реально существовавших или сохранившихся в исторических изображениях предметов. Ужасы Инквизиции ушли в прошлое, и эта выставка служит нам лишь напоминанием о темной стороне истории человечества.
|