ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД ЕЕ ТЕКСТОВ 7 страница
И се, не они ли одержали победы над врагами, и тьмы зол неслись на них, и се, двигались на них и движутся и на нас. И Готы пришли в степи наши, зло творя. И се, доблестное время было у Праотцев наших, воевавших за жизнь. Вот, мы славны, потому как славим Богов. И мы – Богов внуки, Ишвары нашего и Даждьбога. И также терпим мы от злых, а прежде силу имели великую от Них и оборонялись весьма от налетов Готов скоро уже шестьсот лет. И тут Ильмерцы нас поддержали. И так одержали мы победу над врагами. Вот, у них десять рехов было и они, сражаясь весьма, воины ли храбрые, тут на них напали. Они начали хитрить: "Другие-де мы, воюй с другими", потому как мечи-де поржавели, вымененные на баранов и овец, а они Твастером творятся в Сварге только.
Дошечка 37а (с. 211) (I За, с. 122) Вот, бьет крыльями Матерь Всех Птица, потому как Германы идут на нас. И они разошлись, чтобы захватывать и, так двигаясь, нападают на нас. И вот надвигается бедствие великое на края наши, потому как дымы степные поднимаются к Сварге. Так и Жаля плачется о нас, и вопиет Матерь Всех к Вышнему, Который дал ей огонь для очагов наших, и Он пребудет о помощи и мощно бросится на врагов. И вот Гематерех отступился, и Готы уселись на Калке Малой и направились к берегам морским, и так землями овладели до Дона. И после той Дону реки есть Калка Большая, которая является границей между нами и остальными племенами. И там вот Готы бились четыреста лет со своими врагами. И потому взяли мы землю нашу и возделывали спокойно землю, и с Эллинами торговали, меняя скот, шкуры и туши на серебряные и золотые кружки", и питье и снедь всяческую. И жизнь наша была в ту пору спокойная и мирная. И вот, Готы напали на нас снова. И были войны десять лет. И вот, удержали мы землю нашу. И так же -и теперь, и в будущем - нам надобно обороняться от врагов. Как идут четыре конца Света, оттуда и Праздники идут к нам. И они суть: Праздник первый Коляда, и второй - Ярь, и Красные Горы, и Овсени Великие и Малые.
537 ^ Т.е. жертвы. 538 В исходном тексте "1$ьвра", Ишвара (ср. санскр. Icvara господин, повелитель; хозяин, владелец; бог, Всевышний Ишвара); видимо, эпитет Сварога. Встречается в исходных текстах один раз. " Возможно, у Готов. Рехи - вожди; рехи/ рексы (ср. лат. rex царь, вождь, владыка) 541 Т^ LL ^ LL ^ 1.е. мы не те, не на тех вы нападаете. 542 В исходном тексте "брмановк (крмановк/ Г(рмановк)". Возможно, Германцы. В другом месте упоминаются Btpманое (гурманов*). 54j Т.е. всегда будет давать помощь. 544 ^ Т.е. монеты. Т.е., по кругу, по ходу Солнца, т.к. праздники это кологодные (от "Коло" - "Коленда" - "Круг" - "цикл") - календарные.
Идут те Праздники, как муж идет от городов до сел огнищанских и посохом землю меряет. Идет он от нас к другим, и от других - к нам.
Дошечка 376 (с. 211) (I Зб, с. 124) Поспешайте, братья наши, племя за племенем, роды за родами и бейтесь за себя на земле нашей, которая принадлежит нам, но никогда - другим. Мы ведь Русичи -славьте Богов наших; песни наши и плясы, и игры и зрелища - во славу Их! Вот, коснулись мы земли и приложили пальцы к ранам своим, и давим на них, чтобы после смерти предстать нам перед Марморой и та сказала: "Не должна бы я винить его, потому как полон земли и не могу его отделить от нее". И Боги, Которые там, чтобы сказали о тебе: "Этот - Русич, и пребудешь ты им, потому как взял землю в раны свои и несешь ее в Навь". В те времена мира князей избирали многие вожди, и князя из своего числа. И за всякие такие покняжения на вече высказывались простые мужи. И так о земле заботились. И так князи давали обещание заботиться о людях, а хлеб получать и пищу, и всё, что необходимо для жизни, от людей своих. Сегодня у нас иное. И князи полюдье берут, и сыновьям власть передают, от отца сыну, и даже до правнука.
Дошечка 38а (с. 223) (III 38а, с. 28) И снова был великий стыд. Родичи ведь бились о владениях. И многие сказали: "Не идем в Род, потому как нет облегчения огнищанам. А будем лучше сами по себе в лесу, либо в горах скитаться." С теми словами родичи были отвергнуты. И весьма сердиться и негодовать изволил Бог Сварог. Наказуючи, великое колебание горам устроил. И Словене в ночи пробудились от великого грома и земли дрожания. И вот, слышно как кони наверху ревели, страхом обуянные, испугались и пошли прочь из селения, а овцы так не стали делать. А поутру видели они дома разбитые - один наверху, другой же - внизу, а иной - в яме огромной в земле, и следу не осталось, как его и не было. Оскудели те Славяне весьма, и прокормиться им было нечем. И сказали Ирею549 отцы: "Веди нас отсюда". И сказал Ирей: "Вот, я вам с сынами моими ". Они сказали ему: "Мы им подчинимся". И пошли они с Кием, Щеком и Хо-ривом, тремя сынами Ирея, другую землю глядеть. И с того начался род Славян - и до нынешнего дня. Потому как видеть не дает Бог Даждь будущее смертным, так да восхвалим Премудрость ту! И былое вспомним, и то, о чем ведаем, скажем. Раньше был род Славный в горах весьма высоких; там они землю пахали и заботились об овнах и овцах, кормили и пасли их в травах. Однажды случилось, что люди пробудились и коней под облаками"", как они со страху ревут, услышали, и те, страхом объятые, уберечься-то старались - и не могли. Был после этого мор и глад велик. И, выйдя из края Иньского, идя, куда глаза глядят, шли они мимо земли Фарсийской, и пошли дальше, потому как не годилась овцам земля та.
546 Еще один произносительный вариант имени божества смерти и омрачения (Мара/ Марь/ Морок). 547 "Славяне - Словене (СловЪне)" - варианты имени "Славяне - славные". 548 В исходном тексте "£ЛЭВ1ЦЛ" - "славящие - Славяне". 549 Вариант имени Арий/ Орей. 1.е. я готов сделать, что вы просите, с сынами моими или... через моих сынов. " "Славный". 5И Славян. " ' В том смысле, что люди были в помещении, под крышей.
Шли они горами и видели каменья, а на тех просо не сеять, тоже мимо прошли. А увидев степи цветущие и зеленые, там оставались лета два, а после того мимо пошли, потому как хищники стали появляться. Мимо шли Каялы, пошли к Непре, ибо она всякой войне полагает границу, и враги злые преткновение на той Непре получали. Надо было поселиться роду Славянскому, а они были огнищане, потому как у каждого была яма в земле и огнище, Сварогу славить и Даждьбогу, которые суть во Сварге Пречистой; Перуну, и Стрибогу, который громами и молниями повелевает, а Стрибог разъяряет ветры на земле. А вот этим Ладобог же правит - ладом родственным и благостями всяческими. И Купалобог, который мытницами правит и всяческими омовениями. И Яробог, который правит Весной цветущей и Русалами и Водичами, и Леси-чами, и Домовичами. Да и Сварог ими правит. У всякого рода есть Щуры и Пращуры, каковые суть века назад умершие наши. И тем Богам почитание нам надобно дать, и от Них - наша радость. И поставил во-первых род Славный мольбище в граде некотором другом Киеве, который называется Киев. И вокруг него стали селиться. А в лесах дубовых Леси-чи в ветвях колыхаться начали, а бороды хмелем утыканы, а волосы в травах, они же -листья зеленые. И Мокошаны, кто на земле спит, тому того же в бороду натычут.
Дощечка 386 (с. 224) (II 38б, с. 184) Даждьбог на струге своем гребет во Сварге весьма лазурной, каковая есть синяя, и струг тот сияет, и сияет он как золото, Огнебогом раскаленное... Его дыхание жизнь есть всякой твари и прибежище... Всякий муж Благого Того видеть может, но не дурной, который о Богах не заботится. Такой пребудет подобно слепому - да не имеешь с ними части! - потому как всякий к дурным идущий пребудет с ними до конца! Наши Праотцы ходили к земле засушливой наб наб священной, и так теперь есьмы мы в некотором месте другом, а края нет того на нашей земле. И Русь зовется так от дней... ... мы взялись и стали Гунн......зей......которых мы забрали у них......рьш ведь не увва риала т <за терпеть веками чуж......как бы мы стали of......мюхом и благодаря......шм войну...... от......Непры. Ведь племена они суть Русские......и Костобоки, сотворили Русколань... так ел......стали мы одни, чтобы их хр......ймо и нико... ьв... Не должны мы Марморе часть уделять - иначе да будем отщепены от роду нашего, и пусть такой противен будет всем Борусам...
554 Днепру. 555 пре 556 Славному. 557 Очаг. 558 Славян. " Т.е. "принадлежащем Кию" или "построенном Кием". 560 В исходном тексте "пршоудрь", превосх. степень от "моудра/ модра" - синяя (ср. польск. modry голубой, васильковый, синий, чешек, modry синий; modro nebes, синева [лазурь] небес; тж. древнерусск. М(др004'ТК - синеглазые). 6 Золотой струг (ладья) - Солнце, как видимый носитель и проявитель Бога-Творца и Поддерживателя. 562 Т.е. Бога, в первоначальном значении этого слова (ср. санскр. bhaga благо).
www.e-puzzle.ru
|