ШОУ- ТЕХНОЛОГИИ
(различные игровые мероприятия типа «Зов джунглей», «Звёздный час», КВН, и пр.). Что общего у всех подобных мероприятий? Три обязательных признака (общие особенности): 1)-деление участников на: выступающих («сцена») и зрителей («зал»); 2)-соревновательность на сцене; 3)-заготовленный организаторами сценарий. (т.е., к шоу-технологиям не относятся: концерт (нет соревновательности); новогодний «огонёк» (нет деления на «зал» и «сцену»); КТД (нет «зала-сцены» и заготовленного сценария); - всё это не может относиться к игровым действиям типа шоу). ЦЕЛИ (они же- результаты): для «зала»- опыт эмоционального реагирования в культурных формах для «сцены»- опыт индив-ной и кол-ной публичной соревновательности ЭФФЕКТЫ (непланируемые результаты): Они зависят от особенностей участников «зала» и «сцены»; от ведущих; от обстановки и пр. Например, кто-то откроет в себе по ходу шоу сценические, юмористические, организаторские, или ещё какие-то способности. И это- важное педагогическое следствие; прогнозировать его можно, но специально и жёстко планировать в качестве цели – вряд ли возможно. Общая структура (схема) шоу включает три блока: *подготовка, *реализация, *анализ итогов. 1.Подготовка: -решение принимается педагогом(ами)-организатором или активом на основе идей и предложений взрослых и ребят; -планирование, проектирование осуществляется ими же. Т.е., «массы»- будущие участники- к планированию (разработке) не допускаются. Но могут привлекаться организаторами к творческой подготовке какого-то отдельного момента шоу. 2.Реализация: т.е. проведение шоу- базируется на использовании соревновательности, импровизации, игры; создании общей эмоциональной атмосферы. А также- оценивании и подведении итогов. 3.Анализ итогов. Проводится на уровне его организаторов (педагогов и актива). Рядовые участники в анализ не включаются. Собственно технология: Исходное условие: наличие организатора(ов). Варианты: *один педагог, *группа педагогов, *педагог с группой ребят, *группа педагогов с группой ребят. Задачи группы организаторов: - разработка или поиск сценария шоу; - подготовка шоу по позициям: «сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление, другие мелочи; - распределение ответственности (ключевые- две: режиссёрская и техническая). Подготовка. 1. «Сцена»: - принцип отбора участников (добровольность, представительство от классов, особые категории: спортсмены, музыканты, и др.); - сбор участников: объяснение задач, формы шоу; настрой на участие; формирование команд (если надо); домашнее задание (если надо); - помощь (текущая) в подготовке участникам или командам. 2. Ведущий(ие): *решение о ведущем, *разработка программы и образа ведущего, *репетиция ведения (на сцене с режиссёром). 3. «Зал»: - решение о способе формирования «зала» (по билетам, квотам, табличкам, свободно), - структура «зала» (как рассадить: младшие, старшие, гости, учителя, жюри, болельщики разных команд), - настрой «зала» (обращение к зрителям: в плакатах оформления зала, в билетах-памятках и пр.; введение специальных правил для зала: что позволено, что приветствуется; символика участия), - роль «зала» в шоу, задания, участие. 4. Оценивание: - что и как оценивается (критерии), - кто и когда (жюри, зал, ведущий…), - техника оценивания (бланки, карточки, таблицы, жетоны…), - способы, формы предъявления оценок, - награждение. 5. Оформление: - что: сцена, зал, место жюри, вход в зал… - зачем: создать настроение на шоу, - как и кто. 6. Другие мелочи. Основные механизмы успешности шоу: *эмоциональное заражение, *соревновательность, *импровизация. Эмоциональное заражение усиливают: - особенности внешности, поведения, речи ведущих, - важна акустика, аппаратура, расположение мест, - ведущие должны быть хорошо видны и слышны, - использование «секретов заражения»: музыка и свет, оформление, рассадка; общие символы: эмблемы, флаги, элементы одежды. Соревновательность: закладывается в условиях участия. Стимулируется специальным табло, вручением знаков, реакцией зрителей, и пр. Импровизация (когда на сцене надо что-то доделать, додумать)- создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры. Игровые сюжеты шоу создают больше возможности выразить себя, проявить (когда «невсерьёз»- меньше ответственности, меньше страха).
Реализация. Содержит 3 части: *запуск, *основная часть, *финал. Задачи запуска: создать настрой, обозначить цель на эмоциональном уровне, представить всех, заявить правила. Основная часть: задания, конкурсы, взаимодействие команд, участие зала. Оценивание: жюри, зал, верховный судья. Участники должны быть хорошо видны зрителям. Участники должны знать правила поведения на сцене. Стремиться строить шоу по законам сценического действа: *завязка, *развитие, *конфликт, *кульминация, *развязка. Финал: кроме итогов и награждения, нужно: а)- смягчить соревновательность, т.е «объединить сцену»; б)- «объединить сцену и зал»- общая песня, хоровод, и пр.
Результаты. Анализ. (хлопки, баллы, цветопись, зрительские сюрпризы, и пр. С организаторами- анализ итогов.
|