MjaiOl» ПЛШЛ
После введения НЭПа власти вынуждены были отказаться от идеи тотальной муниципализации и ввести «новую жилищную политику». В декабре 1921 г. СНК РСФСР принял декрет «Об условиях демуниципализации домов». В стране возникала реальная перспектива возвращения части зданий и квартир бывшим собственникам, а в мае 1922 г. ВЦИК РСФСР принял постановление, признающее частную собственность на жилые строения. Это означало, что в городах стало уменьшаться количество так называемых коммунальных домов. К середине 20-х гг. в Ленинграде, например, 5% всех жилых помещений находилось в частных руках, 75% — в распоряжении ЖАКТов (см.). В квартирах, расположенных в домах такого типа, возможно было возродить привычную для горожан систему найма жилой площади. Эту практику осуществляли появившиеся квартирохозяева. В середине 20-х гг. они могли выбирать себе подходящих съемщиков отдельных комнат. Но институт соседства в этом случае носил значительно бо-
КОММУНАЛКА
К середине 20-х гг. в систему купли-продажи или съема-сдачи квартир и комнат было вовлечено более половины городского населения. Однако демуниципализация жилого фонда не была всеобщей. Почти четверть всех зданий в городах находилась в распоряжении губернских отделов коммунального хозяйства. В квартирах таких домов не существовало квартирохозяев. Жилье здесь предоставлялось по ордерам районных советов и чаще всего в соответствии с жилищно-санитарной нормой. Официально «коммунальная площадь», в отличие от жактовской и частной, счита лась самой плохой. Здесь по-прежнему продолжали действовать правила эпохи «жилищного передела», основанные на идее уплотнения. К концу 20-х гг. вся страна ощутила острую нехватку жилья в городах. С лета 1927 г. повсеместно в СССР возобновился «квартирный передел» и наступление на права квартировладельцев (см. Самоуплотнение). С 1926 по 1930 г. количество площади, находившейся во владении частных лиц, уменьшилось более чем в 10 раз. Притеснению подверглись и ЖАКТы, особенно те, которые хотели сохранить в неприкосновенности квартиры своих членов. «Самоуплотнение» не разрешило жилищный кризис в СССР. В 1929 г. власти уничтожили институт квартирохозяев, все квартиры перешли в распоряжение местных советов и были объявлены «коммунальными». Насильственное изъятие излишков площади в свою очередь превратило большинство этих квартир в пространство совместного проживания чужих людей, к тому же лишенных права на изменение своего положения. Этот вид жилья стали называть «коммунальной квартирой» в отличие от квартиры индивидуальной, отдельной. Росту коммуналок способствовало и уничтожение в 1937 г. системы жилищной кооперации.
лимиуидлкд-КОМСОМОЛЬСКАЯ ПАСХА
Лит.: Герасимова, 1998; Гурский, 1927; Левина, 1997; Утехин, 2001; Воут, 1994; Messana, 1995; Schlogel, 1998. Рис. КОМСОМОЛЬСКАЯ ПАСХА — антирелигиозный празд- 38 ник, проведенный по инициативе комсомола весной 1923 и весной 1924 гг. В феврале 1923 г., проанализировав итоги «комсомольского рождества» {см.), ЦК ВКП(б) пришел к выводу о необходимости воздержаться от шумных шествий и карнавалов в дни Пасхи. Эту идею поддержал и XII съезд РКП(б), подчеркнувший, что «нарочито грубые методы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательства над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а, наоборот, затрудняют освобождение масс от религиозных предрассудков» (XII съезд, 1968. С. 716). Внешние перемены в политике властей весной 1923 г. объяснялись идеологической неэффективностью кампаний «комсомольского рождества». В комиссию по подготовке «комсомольской пасхи» 1923 г. вошли видные деятели партии большевиков: Е. Ярославский, И. Скворцов-Степанов, П. Красиков, М. Горев. Их усилия были направлены на придание мероприятию научно-разоблачительного характера. В дни антипасхальной кампании 1923 г. было запрещено проводить карнавальные шествия. Еще более сдержанной была «комсомольская пасха» 1924 г.
|