Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПАСХА—КОМСОМОЛЬСКОЕ РОЖДЕСТВО





В предпасхальные и пасхальные дни молодежь собира­ли в клубах, которые, по мнению идеологических струк­тур, должны были в новом быту заменить церковь. Плю­рализм периода НЭПа заметно охладил пыл комсомола. С 1925 по 1928 г. ЦК РЛКСМ не принял ни одного реше­ния и не издал ни одного циркуляра, направленных на компрометацию церковных праздников, и в том числе Пас­хи. В 1929—1930 гг. практика проведения карнавалов и красочных шествий, нацеленных на отвлечение населения от посещения церквей в дни крупных религиозных празд­ников, возродилась. Но после принятия Конституции 1936 г. к подобным антирелигиозным приемам власть поч­ти не прибегала.

Лит.: Русское православие, 1989.

КОМСОМОЛЬСКОЕ РОЖДЕСТВО — антирелигиозная молодежная кампания, впервые проведенная в конце 1922 г. Выступления молодежи были инициированы пред­ставителями властей и идеологических структур, прежде всего ЦК РКСМ. «Комсомольское рождество» явилось про­должением весьма жесткой по форме атеистической кампа­нии 1922 г., в ходе которой проводилось насильственное изъятие церковных ценностей. В конце года власти реши­ли организовать наступление на традиционные формы праздничного досуга. Издательство «Молодая гвардия» массовым тиражом опубликовало «Песенник революцион­ных, антирелигиозных и украинских песен», «Антирели­гиозный песенник» и т. д., а также специальные сценарии проведения «комсомольского рождества». Деньги и на издания и на сами празднества, как вспоминала в 1932 г. Н. Крупская, дал Главполитпросвет. «Расточительность» властей была обоснована серьезными целями — религию и Церковь, отделенные от государства, необходимо было отлучить и от повседневной жизни населения. В. Ленин в статье «О значении воинствующего материализма» от 12 марта 1922 г. указывал, что «массам необходимо дать


самый разнообразный материал», «подойти к ним и так и этак, для того чтобы их заинтересовать, пробудить от рели­гиозного сна, встряхнуть их с самых разных сторон, самы­ми разными способами и т. д.» (Ленин, 45. С. 666—667). Большинство лидеров РКП(б) бредило идеей внедрения на русской почве опыта французской буржуазной революции, во времена которой были весьма распространены театрали­зованные антирелигиозные шествия. По их образцу, веро­ятно, и было задумано «комсомольское рождество».

В декабре 1922 г., в первый день Рождества (по новому стилю) во многих городах на площадях и улицах были устроены антирелигиозные карнавалы и факельные шест­вия с музыкой и песнями «антипоповского» толка. Особен­но часто в этот день звучали песни на слова Д. Бедного, В. Киршона, В. Воробья. В комсомольских клубах устраи­вались антирелигиозные спектакли по сценариям, при­сланным из ЦК РКСМ. Это были пьесы «Бог-отец, бог-сын и К°», а также «Ночь перед рождеством, или Изумительное происшествие в комсомольском клубе». Шумные антирож-дественские демонстрации прошли тогда же в Челябинске, Екатеринбурге, Ярославле. По форме комсомольские шест­вия напоминали традиционные русские святки, имевшие также карнавальную основу и элементы кощунственного смеха.

ЦК РКСМ намеревался продолжить свою антирелигиоз­ную деятельность. 26 января 1923 г. бюро ЦК приняло ре­шение: «Принять постановление... об установлении 7 янва­ря „днем свержения богов" и ежегодном проведении его по СССР» (Левина, 1999. С. 127). Но ЦК партии придержи­вался иного мнения (см. Комсомольская пасха).

Лит.: Русское православие, 1989.

КОНТРАЦЕПЦИЯ — в условиях советской повседнев­ности интимно-бытовая проблема контрацепции неизбеж­но приобретала социально-политический оттенок. Особен­но явно это выразилось в эпоху сталинизма. Уже в ходе


острых дискуссий начала 20-х гг. высказывались мысли о том, что использование контрацептивов является призна­ком буржуазного разложения. В массовой литературе по половому воспитанию не часто писали о предохранении от нежелательной беременности. Фармацевтическая про­мышленность СССР в 20-е гг. явно отставала от мировых показателей, а в 30-е гг. самые элементарные предохрани­тельные средства стали острейшим дефицитом. Старый мо­сковский интеллигент учитель истории И. Шитц не без горькой иронии записал в своем дневнике летом 1930 г.: «Даже презервативы (58 к. за полдюжины, очень грубые, и больше не дают) в очередь, правда, пока в пределах ма­газинов. Но что будет, когда хвост окажется на улице и до­машние хозяйки начнут подходить с вопросом „А что дают?"» (Шитц, 1990. С. 185). Отсутствие контрацептивов побуждало женщин систематически прибегать к абортам (см.). 6—8 операций подобного характера — это норма для горожанки 30—35 лет в 20—30-х гг.

Закон о запрете абортов, принятый в 1936 г., поставил власть в сложное положение. В условиях введения уголов­ной ответственности за совершение искусственного преры­вания беременности необходимо было обеспечить население контрацептивами. Действительно, в прессе стали реклами­роваться такие средства, как «Преконсоль» и «Вагилен». Однако купить их было невозможно. Кроме того, отноше­ние властных и идеологических структур к проблеме кон­трацепции принципиально не изменилось. В доказательст­во достаточно привести образец текстового плаката 1939 г. «Противозачаточные средства», предназначенного для женских консультаций: «В Советском Союзе применение противозачаточных средств рекомендуется исключительно как одна из мер борьбы с остатками подпольных абортов и как мера предупреждения беременности для тех женщин, Для которых беременность и роды являются вредными для их здоровья и даже могут угрожать их жизни, а не как мера регулирования деторождения» (ЦГА СПб., ф. 9156,


КОНТРАЦЕПЦИЯ—КРАСНАЯ КОСЫНКА


КРАСНАЯ КОСЫНКА—«КРАСНАЯ МОСКВА»


 


оп. 4, д. 695, л. 57). Это отвечало общей тенденции деэро-тизации советского общества, в котором женская сексуаль­ность могла быть реализована только посредством деторо­ждения, а интимная жизнь должна была протекать лишь в подконтрольных государству формах. Такие нормы интимной жизни устраивали политическую систему стали­низма.

Время «оттепели» изменило и позицию власти по отно­шению к свободному регулированию каждым человеком проблем собственной репродуктивности. Журнал «Здо­ровье» стал периодически помещать статьи о предупрежде­нии нежелательной беременности. Во второй половине 60-х гг. в СССР вышла знаменитая «Новая книга о супру­жестве» Р. Нойберта. Однако не следует забывать, что кон­туры повседневности все же определялись коммунистиче­ской идеологией. На ее позициях стояла и официальная медицина. В СССР всячески дискредитировались новые ме­тоды контрацепции. Специальным приказом Министерст­ва здравоохранения СССР от 1 августа 1971 г. применение гормональных препаратов было разрешено лишь в лечеб­ных целях. Любые новшества в сфере контрацепции мар­кировались как увлечение западными веяниями. Это была новая форма негласного контроля за личной жизнью лю­дей, от которого советская система не считала возможным отказаться даже незадолго до своего краха.

Лит.: Использование контрацепции, 1991; Коммунистическая мораль, 1926; Фицпатрик, 2001.

Рис. КРАСНАЯ КОСЫНКА — модный атрибут женской оде-

97 жды эпохи гражданской войны, маркировавший соприча­стность к революционной деятельности. Красная косынка была своеобразным российским аналогом фригийского красного колпака эпохи Великой французской революции. Сначала эту деталь одежды можно было увидеть на моло­дых работницах и рабфаковках. В конце 20-х гг. к рево­люционной стилистике во внешнем виде стала тянуться


часть интеллигенции. В красном платочке и юнгштурмов-ке (см.) любила ходить поэтесса О. Берггольц. По словам современника, «эта девочка в красной косынке была уже дважды матерью, но твердо решила оставаться комсомол­кой из-за Нарвской заставы» (Вспоминая Берггольц, 1979. С. 56).

Лит.: Кирсанова, 1997.

«КРАСНАЯ МОСКВА» — название духов, во многом Рис. являющееся символическим выражением противоречивого 39 отношения советской системы к косметике и парфюмерии. В 20-е гг. духи, пудра, помада и т. д. рассматривались офи­циальными идеологическими структурами как элементы буржуазного или нэпманского быта. Журнал «Работница» призывал «не пудриться и не мазаться». На его страницах появлялись и такие сентенции: «...при повышении куль­турного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется» (1924. № 2. С. 13). Однако в реальной жизни горожане, и в первую очередь горожанки, и в годы НЭПа пользовались косметическими товарами. В газетах 20-х гг. мелькали рекламы средства для уничтожения угрей «Адон» и пудры под таким же названием. Популярностью пользовались крем, мыло и пудра «Имша». Конечно, кос­метические товары не отличались высоким качеством, во многих из них использовались вредные для здоровья соли ртути, бертолетова соль, анилиновые красители. Но спрос на пудру, помаду, духи и т. д. по мере стабилизации жиз­ни в СССР возрастал. Пропагандируя аскетизм, власти одновременно возрождали производство косметики и пар­фюмерии в советской стране. В 1922 г. была восстановлена знаменитая фабрика Брокара. Но теперь она называлась «Государственный мыльно-парфюмерный завод № 5 „Но­вая Заря"». На ее этикетках наряду с названием продукции стала аббревиатура «ТЭЖЭ» — трест «Жиркость». Как пи­сали современники, «под этим салотопенным названием кроются самые изящные продукты. Мыла всякие души-


стые в красивеньких бумажечках, духи в волнующих фла­кончиках, пудра — мечта, ну, словом, все такое, за что „жирно" платят» {Шульгин, 1991. С. 151).

Такого рода продуктом были и духи «Красная Москва». Фабрика «Новая заря» представила их на Всероссийской хозяйственной выставке 1925 г. Сам же этот аромат был составлен еще в 1913 г. парфюмером А. Мишелем. Но то­гда духи назывались «Любимый букет Императрицы» и посвящались 300-летию Дома Романовых. Большевики с удовольствием позаимствовали изобретение фабрики Бро-кара, а запах «Красной Москвы» стал признанным «совет­ским запахом». В начале 30-х гг. производство косметики и парфюмерии заметно расширилось. Это была новая тен­денция в социальной политике советской власти. Прошла реконструкции фабрики «Северное сияние» в Ленинграде. В 1934 г. она ежедневно выпускала 70 тыс. флаконов духов и одеколонов более ста наименований. В 1936 г. в стране функционировало 36 отделений «ТЭЖЭ». Это была уже парфюмерная индустрия. Возглавляла ее перед Великой Отечественной войной П. Жемчужина, жена В. Молотова. Косметические средства, и в особенности духи, с середины 30-х гг. стали составной частью витрины сталинского со­циализма.

Лит.: Жирицкая, 2002; Иосельсон, 1933; Микоян, 1999.

КРАСНАЯ СВАДЬБА — большевистский обряд, проти­вопоставлявшийся венчанию. «Красные свадьбы» получи­ли распространение в начале 20-х гг. одновременно с «октябринами» и «звездинами». Весной 1924 г. ЦК РЛКСМ отмечал огромные, а главное, как тогда казалось, устойчи­вые сдвиги в быту: «Октябрины вместо крестин, граждан­ские похороны и свадьбы, введение новой обрядовости вме­сто религиозной стали в рабочей среде массовым явлением» (Миронец, 1985. С. 259). «Красные свадьбы» обычно про­водились в фабрично-заводских клубах после регистрации в ЗАГСе. Исключительность моменту придавало обязатель-


ное присутствие представителей комсомольских и партий­ных организаций. Они напутствовали молодых. Подарки носили сугубо «революционный» характер — брошюра В. Ленина «Речь на III съезде комсомола», «Азбука комму­низма» Н. Бухарина и Е. Преображенского, книга Л. Троц­кого «Вопросы быта». Никакого застолья молодые в клу­бах не устраивали. Особого развития «красные свадьбы» не получили. В конце 50—начале 60-х гг. в ходе хрущевских реформ, сопровождавшихся новым наступлением на пози­ции церкви, была предпринята попытка возрождения ком­мунистического обряда. На предприятиях и особенно в общежитиях проводились «комсомольские свадьбы», в орга­низации которых активное участие принимали идеологи­ческие структуры. Но в отличие от 20-х гг. эти свадьбы сопровождались обильными возлияниями, нередко финан­сированными профсоюзными организациями. Лит.: Молодожены, 1985.

КРАСНЫЙ УГОЛОК — уже в первые годы существова­ния советской власти под влиянием антирелигиозной про­паганды в домашнем быту горожан были зафиксированы факты замены икон (см.), стоявших в «красных углах», на портреты лидеров большевистской партии. Чаще всего это делали комсомольцы, пытавшиеся объединяться в комму­ны. «В помещении девичьей коммуны „Ленинский за­кал", — писал журнал «Смена», — в Красном углу — портрет Троцкого» (1926. № 3. С. 8). После смерти в январе 1924 г. В. Ленина в ходе кампании по демонстративному избавлению от икон в привычные «красные углы» вместо изображения святых стали вешать портрет «вождя мирово­го пролетариата». И это явление было массовым. Если в начале 1924 г. на традиционном месте образов фотография В. Ленина висела в доме каждого четвертого московского рабочего, то в начале 1925 г. — в двух из каждых трех пролетарских семей. Места, где располагались изображе­ния большевистского лидера, стали называть не «красны-


 




КРАСНЫЙ УГОЛОК—КРЕМАТОРИЙ


ми», а «ленинскими уголками». Такие же «уголки» стали появляться и в учреждениях. Их стилистика весьма напо­минала иконостасы. Современники писали: «Уничтожают религию, а из Ленина сделали бога... Уголки Ильича, как божницы, портретам чуть не молятся» (Измозик, 2001. С. 86).

К середине 30-х гг. самое название «красный» или «ле­нинский уголок» не употреблялось для обозначения кон­кретного домашнего пространства, где развешивались изо­бражения крупных деятелей партии и государства. Однако привычка украшать жилище их портретами оказалась до­вольно стойкой. Типичный дом советского рабочего, по описаниям этнографов тех лет, обязательно содержал «портреты любимых вождей — Ленина, Сталина, Вороши­лова, Кагановича» (Лапицкая, 1935. С. 162). Это же обстоятельство отметил и посетивший в 1936 г. СССР французский писатель А. Жид. Он писал: «В любом жили­ще, доме самом жалком, самом убогом... портреты Сталина на том самом месте, где раньше висела икона» (Звезда. 1989. № 8. С. 138). Полностью от манеры иметь в частном пространстве изображения политических лидеров совет­ские люди отказались в конце 50-х гг.

Лит.: Кабо, 1926.

КРЕМАТОРИЙ — на рубеже XIX—XX вв. идеи трупо-сжигания начали проникать в христианскую ритуалисти-ку Европы и Северной Америки. В России к 1917 г. не су­ществовало крематориев, а любые попытки их создания встречали сопротивление со стороны Синода. Приход боль­шевиков к власти сопровождался разрушением привычной погребальной обрядности, что выразилось, в частности, в строительстве крематориев. Они создавались не только в гигиенических, но и в политических целях. Система сжигания трупов противопоставлялась традиционной хри-стианско-православной норме погребения на кладбищах. Атеистическая направленность актов кремации наиболее


ярко выразилась в ходе создания первого российского кре­матория в Петрограде в годы гражданской войны. В январе 1919 г. был издан декрет Совета комиссаров Союза коммун Северной области о допустимости и предпочтительности кремации покойников. Л. Троцкий откликнулся на этот декрет статьей, в которой призвал всех лидеров большеви­стского правительства завещать сжечь свои тела. В февра­ле 1919 г. местные петроградские власти создали Постоян­ную комиссию по постройке Первого Государственного крематория. Она организовала конкурс на лучший проект крематория. Победителем стал архитектор И. Фомин — автор проекта под девизом «Неизбежный путь». Местом постройки крематория была выбрана территория Алексан-дро-Невской лавры, что вызвало резкое возмущение ве­рующих и представителей Петроградской епархии. Лишь нехватка средств и рабочих рук помогла остановить этот акт вандализма. Но от идеи спешно ввести в традицию акт сожжения усопших власти не отказались. Первый совет­ский крематорий начал действовать в наспех переоборудо­ванном здании старой петербургской бани. Родственники умерших с недоверием относились к сжиганию тел своих близких. Для преодоления сомнения власти попытались ввести публичную церемонию кремации. Регулярными участниками этого зрелища были представители питер­ской большевистской верхушки. Обстановка в псевдокре­матории была угнетающей. К. Чуковский писал в своем дневнике 1 января 1921 г.: «Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скраши­вают места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах» (Чуковский, 1991. С. 153). Питер­ская система трупосжигания просуществовала недолго. В 1920 г. журнал «Церковь и революция» объявил кон­курс под лозунгом: «Крематорий — кафедра безбожия». Первым в СССР до сих пор считают московский крема­торий. Он был построен в 1922 г. В дальнейшем власти








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 757. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия