Студопедия — ПРАЗДНИК НОВОРОЖДЕННЫХ—ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРАЗДНИК НОВОРОЖДЕННЫХ—ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА






специальный Дворец малютки. Затем эта практика распро­странилась повсеместно. В некоторых регионах СССР, как, например, в Краснодаре, при торжественной записи малы­шей их родителям вручалось письмо-наказ будущему гражданину, а также красный галстук и комсомольский значок как символ будущей политической ориентации но­ворожденного. Эти приемы напоминали стилистику «звез-дин» и «октябрин» (см.) начала 20-х гг. Лит.: Рабочий класс, 1969.

 

ПРИМУС — так назывался прибор для приготовления пищи, распространенный в 20-е гг. Делали примусы из ла­туни, и, когда их начищали, они ярко блестели. Не слу­чайно О. Мандельштам в одном из детских стихотворений 30-х гг. называл шумный и вонючий кухонный агрегат зо­лотым. Кроме керосина — основного горючего — для рабо­ты примуса требовался еще и спирт-денатурат. Он обеспе­чивал быстрое зажигание. Примус давал довольно мощный огонь, значительно более сильный, чем керосинка. Но у прибора были существенные недостатки — он сильно шу­мел, постоянного ухода требовал насос, которым подкачи­вали керосин в рассеиватель горелки, саму горелку надо было чистить специальной иглой. Людям, читавшим ро­ман И. Ильфа и В. Петрова «Золотой теленок», будет понятна реплика Остапа Бендера о ненужности вечной иглы для примуса человеку, который не собирается жить вечно.

Лит.: Гранин, 1986. С. 100.


ИРОЗОДКЖДА—ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА—ПРОСТИТУЦИЯ


 


       
   

 

Рис. ПРОЗОДЕЖДА — формально слово расшифровывается

106 как сокращение от словосочетания «производственная оде­жда». Так в 20-х гг. называлось то, что ныне привычно именуют «спецодеждой». Ее разработкой занимались известные советские модельеры и художники: Н. Ламано-ва, А. Родченко, В. Степанова. Однако у обывателя в эпоху гражданской войны слово «прозодежда» ассоциировалось вовсе не с продуманной во всех деталях, удобной спецов­кой. Под «прозодеждой» понималась часть натуроплаты (см.), выдаваемая не продуктами, а вещами. Удовлетво­рить потребности в обуви и одежде всех желающих было невозможно, и это вызывало резкие конфликты. В Петро­граде, например, в конце зимы — начале весны 1921 г. на многих фабриках и заводах из списков претендентов на прозодежду исключили не только служащих, но и лиц, не достигших 18 лет. Во многом на этой почве начались «во­лынки» — особая форма забастовок, — предшествовавшие Кронштадтскому мятежу. Для урегулирования конфликта нуждающимся выдали по одной простыне, одному поло­тенцу и одной паре ботинок (последние — на троих). Наде­ление «прозодеждой» велось по принципам «классового пайка»: в привилегированном положении находились ра­бочие и партийно-советская номенклатура. В дневниках современники с горечью записывали: «О новой паре [боти­нок] и думать нашему брату нельзя. Обувь раздается только коммунистам и матросам» (Отечественная история. 1997. № 3. С. 95). На одной из челябинских шахт в 1922 г. адми­нистрация отобрала ранее выданные забойщикам сапоги, обменяв их на лапти, — в сапоги же приоделись сами ра­ботники администрации. Выдачи вещей продолжались до осени 1922 г. Лишь с 1923 г. слово «прозодежда» приоб­рело свой истинный смысл.

Лит.: Балдано, 2002; Левина, 1982; Левина, 1983.

Рис.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА — форма доб­ровольно-принудительного оздоровления горожан прямо


на рабочем месте. Первые попытки проведения производ­ственной гимнастики относятся к началу 30-х гг. Тогда инициатива шла от сторонников системы НОТ (научной организации труда). В середине 50-х гг. внедрять физкуль­туру в цехах начали профсоюзы. В июне 1956 г. Президи­ум ВЦСПС принял постановление об организации произ­водственной гимнастики на предприятиях и в учреждениях. В 1960 г. «пятиминутками бодрости» (так часто называли производственную гимнастику) было охвачено 7 млн чело­век, а в 1966 г. — более 11 млн. Профсоюзы занимались и подготовкой общественных инструкторов, способных про­водить эти «пятиминутки». С начала 60-х гг. на Всесоюз­ном радио появилась специальная передача. Она передава­лась в эфир в 11 часов дня. Диктор бодрым тоном призы­вал работающих потянуться, поставить ноги на ширине плеч и т. д. В целом полезное начинание не привилось на российско-советской почве. Производственной гимнасти­кой, даже в пик ее популярности — в конце 60-х гг., было охвачено не более 15% трудящихся. В 70—начале 80-х гг. вместо совместных приседаний и наклонов в обеденный перерыв многие стали играть в настольный теннис. Это явление запечатлел и советский кинематограф, о чем сви­детельствует фраза социолога Сусанны (актриса Т. Василь­ева) из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985): «Молодой человек, с вами все ясно. Играйте в пинг-понг, Гена» (Кожевников, 2001. С. 707).

Лит.: Рабочий класс, 1969; Рабочий класс, 1979.

ПРОСТИТУЦИЯ — к 1917 г. в России сложилось не­сколько уровней суждений о проституции. Правительство считало возможным существование и легального институ­та продажной любви, и профессии публичной женщины, ограниченной в гражданских правах. Либеральная общест­венность придерживалась мнения об аморальности системы государственной регламентации сексуальной коммерции.


 




ПРОСТИТУЦИЯ


ПРОСТИТУЦИЯ


 


Обыватель презирал проституток, негативно относился к деятельности регламентирующей организации — Врачеб-но-полицейского комитета (ВПК) и время от времени поль­зовался услугами института торговли любовью. В феврале 1917 г. ВПК был ликвидирован. Прекратила свое сущест­вование легальная проституция, формально исчезла и про­фессия проститутки. Но остались женщины, вступавшие в безличные половые связи за вознаграждение, потребители их услуг, а также венерические болезни.

Придя к власти, большевики попытались найти свой путь разрешения этих проблем. В период гражданской вой­ны и «военного коммунизма» голод снизил сексуальную активность, закрылось большинство увеселительных заве­дений — привычных мест скопления особ, предлагавших интимные услуги. Деньги, позволявшие осуществлять акт купли-продажи женского тела — важнейший признак проституции, — не имели должной значимости. Новая го­сударственность объявила торговлю любовью социальным злом, порожденным предыдущим строем. Всероссийское совещание работниц в ноябре 1918 г. призвало бороться с этим явлением «революционным искоренением всех остат­ков капиталистического общества... введением обеспечения материнства, осуществлением государственного воспита­ния детей и заменой буржуазной семьи свободным браком» (Известия ВЦИК. 1918. 22 ноября). Это была некая соци­альная абстракция. В реальности властные структуры должны были что-то делать со значительным континген­том женщин, подозреваемых в проституировании. Попытки медиков возродить нечто подобное ВПК в новых условиях были отвергнуты. Вместо него в 1919 г. в Советской России появилась межведомственная комиссия по борьбе с прости­туцией при Наркомате социального обеспечения. Но преоб­ладающей в практической сфере была политика прогиби-ционизма, осуждающая как явление проституции, так и самих проституток. В августе 1918 г. В. Ленин вообще со-


ветовал в связи с нарастающей угрозой контрреволюцион­ного заговора «навести тотчас же массовый террор, рас­стрелять и вывести сотни проституток» {Ленин, 50. С. 142). До массовых расстрелов все же дело не дошло, но женщи­ны, заподозренные в проституировании, должны были являться в органы власти для получения работы. За укло­нение от явки они подлежали аресту и отправке в трудовые лагеря строгого режима. В конце 1919 г. под Петроградом была создана женская трудовая колония, которую даже в официальных документах называли учреждением «для злостных проституток». Проститутка в первые послерево­люционные годы рассматривалась как «дезертир труда». Моральный и филантропический аспекты носили подчи­ненный характер. С точки зрения идей солидарности тру­дового коллектива и его интересов расценивалось и поведе­ние потребителя проституции: «Мужчина, купивший лас­ки женщины, уже перестает в ней видеть равноправного товарища» (Коллонтай, 1921. С. 22).

С переходом к НЭПу началась своеобразная «эра мило­сердия» по отношению к женщинам, занимавшимся сексу­альной коммерцией. В принятом в 1922 г. Уголовном ко­дексе РСФСР появились статьи, определяющие наказание за притоносодержательство, за принуждение к занятиям проституцией, а также за вовлечение в торговлю телом не­совершеннолетних. С самих же проституток снималась не только уголовная, но и морально-нравственная ответствен­ность за их поступки. Известный врач-венеролог В. Брон-нер заявлял: «Проститутки — это только жертвы или опре­деленных условий, или тех мерзавцев, которые их в это дело втягивают» (Рабочая газета. 1924. 9 янв.).

В 1922 г. в Москве был создан Центральный совет по борьбе с проституцией. Его члены являлись сторонниками гуманного отношения к проституткам. Реальную помощь им оказали венерические диспансеры, появившиеся в СССР в 1923—1925 гг. Советы по борьбе с проституцией за-


ПРОСТИТУЦИЯ


ПРОСТИТУЦИЯ—ПУХОВКА


 


нимались и трудоустройством женщин, вынужденных тор­говать собой из-за отсутствия работы. Наиболее эффектив­ным способом социальной реабилитации лиц, вовлеченных в сексуальную коммерцию, стали лечебно-профилактиче­ские диспансеры. Первое учреждение такого рода появи­лось в Москве в конце 1924 г. Женщины сюда приходили добровольно. Их обеспечивали бесплатным жильем, пита­нием, предоставляли возможность вылечиться от венери­ческих заболеваний. Решившая порвать со своим ремеслом проститутка могла находиться в профилактории полгода, затем ее трудоустраивали, в основном на фабрики и заводы. В 1926 г. после окончания срока пребывания в профилак­ториях Москвы к прежнему ремеслу проститутки верну­лось 35% женщин. В дореволюционной России эта цифра была вдвое больше. С 1927 г. лечебно-трудовые профилак­тории стали возникать повсеместно. К 1929 г. они имелись уже в 15 городах страны. В 20-е гг. власти резко осуждали сторону «спроса» на услуги проституток, предпринима­лись даже попытки рассматривать мужчин как преступни­ков, якобы побуждающих женщин торговать собой. Но так как основными потребителями проституции оказались ра­бочие, наиболее распространенным способом их наказания стало общественное осуждение. Летом 1929 г., после при­нятия постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О мерах по борьбе с проституцией», начался явный переход к насиль­ственному уничтожению института продажной любви. Ле­чебно-профилактические диспансеры превратили в трудо­вые колонии и передали в общую систему лагерей НКВД. Судьбы загнанных туда женщин были трагичны и безыс­ходны.

Эпоха 20—30-х гг. породила нормативно-правовой хаос, который ощущается и сегодня. Советская государствен­ность отказывалась воспринимать торговлю любовью как своеобразный вид ремесла. Одновременно при отсутствии системы регламентации становилось совершенно неясным,

ЙЙ


кого и за что необходимо называть проституткой и что та­кое проституция, если акт купли-продажи — важнейший признак сексуальной коммерции — нигде не регистриро­вался. В законодательстве отсутствовали нормы, объявляв­шие торгующую собой женщину уголовной преступницей, но было много способов привлечь ее к ответственности за другие проступки. Как правило, действия женщины-пре­ступницы — воровки, хулиганки, мошенницы — квалифи­цировали и как занятия проституцией. Создавалась свое­образная иллюзия, что в советском обществе сексуальной коммерцией занимаются лишь криминальные элементы или по принуждению. Путаница проникла и в уголовную и гражданскую статистку. Проводимый органами внутрен­них дел учет женщин, торговавших собой, реального пред­ставления о размахе проституции не давал. На самом деле государство лишалось возможности контролировать разви­тие проституции и, главное, оказывать посильную помощь женщинам, желающим порвать с прошлым.

Лит.: Левина, Шкаровский, 1994; Проституция и преступность, 1991.

 


РАЗВОД — до прихода большевиков к власти развод в России осуществлялся только по разрешению Священного Синода. Эта ситуация явно не соответствовала уровню раз­вития городской сексуальной морали в начале XX в. Пер­вые декреты советского правительства формально разре­шили многие проблемы частной жизни россиян. Уже 16 де-


кабря 1917 г. был принят декрет СНК «О расторжении брака». Развод в новом государстве изымался из ведения церкви, проводился через суд по заявлению одного из суп­ругов или через специально созданные органы записи актов гражданского состояния (см. ЗАГС) — по обоюдной просьбе. Это прогрессивное положение, имевшее буржуаз­но-демократический характер, внесло сумбур в брачное по­ведение части горожан. Число разводов стало стремитель­но расти. С 1920 по 1925 г. в Ленинграде, например, их количество увеличилось в четыре раза. В первую очередь правом свободного расторжения брака пользовались моло­дые люди. Треть молодоженов не проживали вместе и трех месяцев. Около 70% разводов совершалось по инициативе мужчин, немногим более 20% — по требованию родителей, 7,5% — по обоюдному желанию супругов и лишь 2% — по настоянию женщины (Кетлинская, Слепков, 1929. С. 101). После принятия в 1926 г. нового Кодекса о браке и семье, который приравнивал зарегистрированные браки к незаре­гистрированным, фактическим, процедура развода вообще приобрела курьезный характер. Расторгнуть брак в 20— 30-х гг. в СССР было не только просто, но и очень дешево. За просроченный паспорт в начале 30-х гг. платили штраф 50 р., а за процедуру развода — всего 6 р. Это породило практику фиктивных расторжений брака. Женщины раз­водились, например, для того, чтобы меньше платить за ребенка в детском саду и школе.

Однако не следует считать, что полная свобода сексуаль­ных связей и стремление к расторжению брачных союзов стали нормами для всей массы горожан СССР. Повседнев­ная жизнь довольно инертна, а интимные отношения и се­мейная жизнь менялись не так стремительно, как хотелось первым большевистским реформаторам. Тем не менее в 1936 г. сталинское руководство повело решительную борь­бу с «сумбуром» в брачно-семейном законодательстве.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помо-


РАЗВОД—РАЗМЕННИК

щи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, дет­ских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о браке и семье» коснулось и процедуры разводов. Для их осуществления требовался уже вызов в ЗАГС обоих разво­дящихся, чего не было в конце 20—начале 30-х гг. В пас­портах делалась отметка о разводе. Людей, слишком часто расторгающих семейные узы, власти решили дисциплини­ровать и «рублем». За первый развод необходимо было за­платить 50 р., за второй — 150, а за третий — уже 300 р. «До сих пор брак у нас расторгался крайне легко... — утверждал в 1936 г. помощник генерального прокурора СССР по судебно-бытовому сектору А. Сольц, — теперь на­стала пора затруднить развод» (Максимова, 2004. С. 87). Существенно усложнил процедуру развода и Указ Прези­диума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. С этого времени устанавливалась обязательность судебного растор­жения брака. Делам о разводах придавалась широкая глас­ность, объявления о них печатались в газетах, в судопроиз­водстве обязательно участвовали свидетели. Такая практи­ка продолжалась до начала 60-х гг.

Лит.: Вишневский, 1998; Голод, 1996; Харчев, 1976.
Рис.


 


 


 


 


 


Рис. РЕКЛАМА — впечатление о том, что реклама в Рос-

63 сии — явление принципиально новое, возникшее только в годы «перестройки», глубоко ошибочно. К моменту Октябрьского переворота 1917 г. она была устойчивым эле­ментом повседневной жизни горожан. Первые законода­тельные акты советской власти, в частности декрет «О го­сударственной монополии на печатные объявления», изданный в ноябре 1917 г., свидетельствуют о том, что большевики высоко оценивали роль рекламы в управлении настроениями масс. Они конфисковали частные рекламные предприятия и запретили помещение платных объявле­ний, направленных на извлечение коммерческой выгоды. Однако условия гражданской войны и «военного комму­низма» свели к минимуму рекламирование услуг и товаров и одновременно довели до апогея политическую рекламу, направленную прежде всего на мифологизацию достоинств новой власти. Эту функцию успешно выполнил политиче­ский плакат. Его специфической формой явились «Окна сатиры РОСТА».

На годы НЭПа приходится расцвет советской торговой рекламы. Тогдашние теоретики рассматривали ее как «планомерное воздействие на человеческую психику с це­лью создать возможно более интенсивную волевую подго­товленность к покупке рекламируемого» (Тарабукин, 1925. С. 3—4). Государство старалось укрепить доверие к това­рам, выпускаемым советскими предприятиями, и подор­вать частный сектор в экономике. Наиболее интересна дея­тельность объединения «Агитреклама» под руководством В. Маяковского. Он в яркой вербальной форме — стихов, лозунгов, подтекстовок — конструировал мифологемы по­вседневности:

 

Трудящиеся! Не страшны дороговизна и нэп. Покупайте дешевый хлеб. Во всех магазинах и киосках Моссельпрома В двух шагах от любого дома

{Корнилов, Фильчикова, 1978. С. 45). 306


Запрограммированная мифологичность торговой рекла­мы 20-х гг. подтверждается высказыванием самого В. Мая­ковского. В статье «Агитация и реклама» 1923 г. он писал: «Мы [поначалу] забросили рекламу, относясь пренебрежи­тельно к этой буржуазной штучке... При нэпе надо пользо­ваться популяризацией государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, исполь­зуемыми врагами, в том числе рекламой... Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэп­мана, в руках буржуа-иностранца. В СССР все должно ра­ботать на пролетарское благо. Думайте о рекламе» {Мая­ковский, 1956. С. 531). Творцы советской рекламы 20-х гг. называли себя «рекламоконструкторами». Один из них, А. Родченко писал о рекламной экспансии: «Вся Москва украсилась нашей продукцией. Вывески Моссельпрома. Все киоски наши. Вывески Госиздата. Черное, красное, зо­лотое. Резинотрест, ГУМ, „Огонек", Чаеуправление. Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, оберток, свето­вых реклам в газетах и журналах» (Искусство. 1966. № 11. С. 57). Мифологический характер рекламы усиливался ху­дожественными приемами конструктивистского характе­ра, в частности использованием коллажа и фотомонтажа и намеренной политизацией. Один из теоретиков рекламного дела того времени И. Соловьев отмечал в 1924 г.: «Необхо­димо чутко и постоянно реагировать на всякие моменты, подчеркивать через оконную витрину те или иные поли­тические события, оповещать публику о крупных момен­тах общественной жизни... К таким политическим момен­там строить в витрине из товаров звезду, серп и молот, Кремль и т. д.» (Время. 1924. № 10—11. С. 36). Способом пропаганды преимуществ социализма становились назва­ния различных товаров: папирос — «Смычка», «Совет», «Пролетарий», «Клад», конфет — «Фабричные», «Наша индустрия». На обертке карамели «Пролетарская» были


 


изображены председатель ВЦИК М. Калинин, нарком ино­странных дел СССР Г. Чичерин и другие государственные деятели, а на обертках конфет «Наша индустрия» — трак­тор или паровоз, тиски, трактор или автоплуг.

После свертывания НЭПа и ликвидации конкуренции со стороны частника властные структуры не стремились придать рекламе ярко выраженный политический смысл. В условиях постоянного дефицита не было нужды в пропа­ганде тех или иных товаров или продуктов питания. Исключение составляли лишь некие экзотические вещи типа крабов, которыми с конца 30-х гг. буквально завали­ли прилавки магазинов. В связи с этим повсеместно в СССР можно было увидеть рекламу следующего содержа­ния: «Всем попробовать пора бы, как нежны и вкусны крабы». Не менее навязчивыми были и строки «Пейте со­ветское шампанское», «Храните деньги в сберегательных кассах» и более поздние «Летайте самолетами Аэрофлота». Все они носили абсурдный характер, так как в стране не существовало ни французского шампанского, ни альтерна­тивных банков, ни иных авиакомпаний.

С «перестройкой» началось возрождение российской рекламы. С конца 80-х гг. она появилась на телевидении, повергнув в шок обывателя. Бойкие фразы рекламных ро­ликов уже тогда вошли в бытовой лексикон. Особую попу­лярность имела фраза «все в одном флаконе», касавшаяся знаменитого шампуня «Wash and go» с кондиционером.

Лит.: Ляхов, 1971; Сынова, 1996; Хан-Магомедов, 1995.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ — к 1917 г. в город­ском досуге большое место занимали религиозные празд­ники. В дни Рождества, Пасхи и других церковных тор­жеств большинство горожан посещало церкви и ходило в гости. На улицах устраивались массовые гулянья. Бытовая и религиозная атрибутики праздников не противоречили друг другу. Большевики, придя к власти, не рискнули по-


сягнуть на привычную для большинства населения форму досуга. В декрете о восьмичасовом рабочем дне — в одном из первых законодательных актов советской власти — фи­гурировали как выходные двенадцать наиболее крупных религиозных праздников. Но общегосударственных тор­жеств по этому поводу не проводилось. В годы граждан­ской войны помпезные торжества по поводу годовщин Октября и 1 Мая оттеснили церковные праздники в част­ную сферу.

НЭП принес надежды на возрождение привычного вре­мяпрепровождения горожан в дни Рождества, Пасхи и т. д. Уголовный кодекс 1922 г. подтвердил положение первых декретов советской власти, объявляющих религию част­ным делом граждан. Препятствование исполнению религи­озных обрядов, не мешающих общественному спокойст­вию, каралось законом. Свое отрицательное отношение к религиозным праздникам в начале 20-х гг. властные и идеологические структуры выражали посредством моло­дежных кампаний — комсомольских «рождества» и «пас­хи» (еж.).

Крупные церковные праздники, считавшиеся по совет­скому календарю нерабочими днями, с 1923 г. стали отме­чаться публично. Многие современники вспоминали шум­ное веселье, бушевавшее на улицах и площадях городов в рождественские и пасхальные дни в годы НЭПа: «Идешь прямо по улице... и слышишь букет звуков: веселый гул толпы, тонкое пиу-пиу свистулек, вставленных в разно­цветные шарики... Пройдешь по бульвару — глаза разбе­гаются: мешки с орехами, пряники, „американская" са­харная вата, конфеты, изделия кустарей: деревянные игрушки и предметы домашнего обихода... Все это на про­дажу» (Вондаренко, 1993. С. 111).

Горожане легализовали и привычные походы в храмы на торжественные службы. Опрос рабочих, традиционно посещавших церкви в Пасху, выявил в 1924 г. следующую


мотивировку присутствия на пасхальных и рождествен­ских службах: «Настроение такое, что хочется куда-ни­будь пойти, идти некуда, рабочие и идут в храм просто по­тому, что... хор хорошо поет» (Комсомольское рождество, 1925. С. 9). К середине 20-х гг. возродилась и традиция обильного застолья в дни религиозных праздников. По данным журнала «Антирелигиозник» за 1927 г., в рабочих семьях с большим удовольствием потребляли «яйца, кули­чи, пасху и другие культовые продукты» (№ 6. С. 27). Но в целом государство постепенно сокращало количество официально признаваемых церковных праздников. В 1924 г. в советском календаре уже не было Воздвижения, а в 1925-м — Крещения и Благовещения.

Идеологическое наступление на обыденную религиоз­ность горожан приобрело более жесткие формы с 1929 г. (см. Елка). Введение «непрерывки» (см.) вообще поставило под вопрос проведение публичных торжеств по поводу Пас­хи, которая традиционно приходилась на воскресенье. А в 1930 г. все церковные праздники были исключены из советского календаря. Возврат к карточной системе рас­пределения продуктов не давал возможности приготовить к празднику определенные блюда, составлявшие важную часть общей пасхальной атрибутики. В стране на рубеже 20—30-х гг. шел процесс закрытия церквей, всегда являв­шихся центрами праздничных торжеств. В оставшихся же храмах порядок проведения богослужений строго контро­лировался властями. С 1929 г. крестные ходы можно было проводить всего дважды в год — на Рождество и на Пасху, а с 1933 г. — только вокруг храмов, причем «останавли­ваться на паперти или внутри ограды запрещалось» (Шка-ровский, 1996. С. 157). В результате традиционные формы досуга переместились из публичной в приватную сферу.

После принятия Конституции 1936 г., предоставившей духовенству избирательные права наравне с остальным на­селением, люди стали вновь публично исполнять религиоз-


ные обряды и посещать церкви в дни крупных православ­ных праздников. Представители властных и идеологиче­ских структур, конечно, не принимали участия в их прове­дении. Не разрешалось также устраивать всенародные гулянья по поводу Рождества и Пасхи. Но особых гонений, направленных на искоренение традиций церковных тор­жеств, до конца 50-х гг. не было.

На рубеже 50—60-х гг. началось новое наступление на религию. С целью отвлечения людей от походов в церковь в дни пасхальных и рождественских служб решено было проводить «массовые бесплатные мероприятия, демонстра­ции лучших фильмов и просмотр спектаклей». Торговые организации по требованию властей должны были прини­мать «меры по ликвидации продажи в дни церковных праздников куличей, пасхальной массы, мацы и др. това­ров» (Невский архив, П. С. 145). В 70-х гг. в пасхальную ночь телепередачи шли до 4—5 часов утра, хотя в обычные дни телевидение заканчивало свою работу к полуночи. По­казывали обычно лучшие советские и зарубежные киноко­медии. В их числе, например, был чешский пародийный вестерн «Лимонадный Джо».

Религиозные торжества, таким образом, всегда присут­ствовали в стилистике повседневной жизни горожан, но как публичное, одобряемое государством действо они су­ществовали лишь в годы НЭПа.

Лит.: Шкаровский, 1996; Husband, 2000.

 


 

САМОУБИЙСТВО — суицид — постоянно существую­щая причина смерти населения. В дореволюционной Рос­сии под воздействием православной церкви складывались и властные суждения, явно порицающие самоубийство. Предсмертные распоряжения самоубийц не имели юриди­ческой силы, а покушавшиеся на собственную жизнь могли подвергнуться тюремному заключению. Все эти положения были зафиксированы официальным законо­дательством Российской Империи, и тем не менее факты самоубийства не были редкостью. В 1917 г. в Петрограде, например, на 100 тыс. человек было зарегистрировано 10,5 случая суицида. Статистика самоубийств позволяет утверждать, что в России, несмотря на смену политическо­го строя, число фактов добровольного ухода из жизни не опускается ниже и не поднимается выше определенного предела. Оно колеблется где-то между 10 и 40 случаями на 100 тыс. человек. Это доказывает, что суицид — явление, свойственное человеческому обществу в целом. У россий­ских суицидентов и до революции, и после нее были общие характерные черты. Большинство самоубийц составляют молодые мужчины. Довольно стабильным является и та­кой показатель, как сезон и время совершения суицида. Это связано с эмоциональным складом суицидентов, с их соматическими и психическими заболеваниями, имеющи­ми внесоциальный характер.

Свойственная первым мероприятиям большевистского правительства антифеодальная направленность отразилась


и на отношении к самоубийствам. С юридической точки зрения советские властные структуры на первых порах проявляли к людям, добровольно ушедшим из жизни, известную терпимость. Однако она носила прежде всего антиклерикальный характер. В начале 20-х гг. большеви­ки пытались серьезно изучать проблему суицида. Для этих целей при Центральном статистическом бюро был создан отдел моральной статистики. Его сотрудники зафиксирова­ли в 1923—1924 гг. рост числа самоубийств среди членов РКП(б). Как любая система, прочно сросшаяся с институ­тами идеологического воздействия, будь то церковь или ее аналоги в виде партийных органов, социалистическое го­сударство не могло остаться равнодушным к причинам, толкавшим людей на добровольный уход из жизни. Во второй половине 20-х гг. самоубийство стали рассматри­вать как инцидент, характерный для «интеллигентов-ны­тиков», склонных к самобичеванию. Главной причиной добровольного ухода из жизни считался «отрыв от коллек­тива». С социально-политической точки зрения была истолкована вспышка суицида, связанная с трагической гибелью С. Есенина (см. Есенинщина).

В газетах 20—начала 30-х гг. сведения о добровольном уходе человека из жизни публиковались в разделе «Проис­шествия» с нетактичными комментариями. Суицид в обще­ственном сознании все больше приобретал черты позорного явления. Примеры такого отношения подавали власть имущие, и прежде всего сам И. Сталин. На попытку само­убийства сына Якова весной 1928 г. он, судя по письму к жене Н. Аллилуевой, отреагировал следующим образом: «Передай Яше от меня, что он поступил как хулиган и шантажист, с которым у меня нет и не может быть больше ничего общего» (Иосиф Сталин, 1993. С. 22).

С начала 30-х гг. прекратил свою работу существовав­ший при Центральном статистическом управлении СССР сектор социальных аномалий, где в 20-е гг. изучались при-

 


чины добровольной смерти людей. Теперь власти скрытно следили за динамикой суицидов. Так, например, в 1933 г. они требовали от органов милиции подробных сведений «о числе зарегистрированных случаев самоубийств и поку­шений на самоубийства, произошедших в связи с проводи­мой паспортизацией» (ЦГА СПб., ф. 2, оп. 2с, д. 25, л. 12). С особой тщательностью изучались факты самоубийств коммунистов. Суицид члена ВКП(б) в обстановке полити­ческого психоза, раздуваемого в стране в 30-х гг., рассмат­ривался как дезертирство и даже как косвенное доказа­тельство вины перед партией, что в дальнейшем могло сказаться на судьбах родных и близких человека, добро­вольно ушедшего из жизни.

Под влиянием идеологии многие были склонны рас­сматривать самоубийство как предательство дела социа­лизма, как малодушие, почти как преступление. Этому отчасти способствовала «культурологическая подсказка» — наличие в сознании населения религиозного представле­ния о греховности акта самостоятельного и добровольного ухода из жизни. Подобное отношение к суициду и на ментальном, и на государственно-идеологическом уровне уничтожало всякую возможность создания гибких, нефор­мализованных и, главное, неполитизированных форм со­циальной помощи людям, склонным к самоубийствам. Эта тенденция не была полностью преодолена в течение всей последующей истории Советского государства.

Лит.: Гилинский, Афанасьев, 1993; Дюркгейм, 1994; Кузнецов, 1981; Левина, 1994; Левина, 19966; Самоубийства, 1929; Тяжельникова, 1998.

САМОУПЛОТНЕНИЕ — это понятие, связанное с про­блемами жилья в советской действительности 20-х гг., трак­товалось по-разному. Первоначально оно противопоставля­лось «уплотнению», осуществляемому официальными органами в ходе «жилищного передела» (см.). В 1924 г., например, научным работникам было предоставлено право


самостоятельно занимать освободившиеся комнаты в квар­тирах, где они проживали наряду с другими жильцами. И в данном случае «самоуплотнение», то есть осуществ­ление уплотнения (заселения) без участия властных инстанций, рассматривалось как некая социальная приви­легия.

В преддверии десятилетия Октябрьской революции, ле­том 1927 г., горожане в СССР получили подарок — их гражданские права расширились. По постановлению ВЦИК и СНК РСФСР с 1 августа 1927 г. право «самоуплотнения» распространилось на все социальные слои. Но толковалось оно совсем иначе. Согласно этому праву, владельцы или съемщики квартиры или комнаты могли вселять к себе на излишки площади любого человека, даже не родственни­ка. Излишком считалось все, что превышало санитарную норму, к тому времени составлявшую 8 кв. м на человека. Вселенный жилец обретал право на площадь в данном жи­лище. Многие квартировладельцы, предвидя возвращение практик 1918—1920 гг., старались как можно быстрее «са­моуплотниться». Они подселяли к себе родственников или приличных знакомых. Однако это удавалось далеко не все­гда. Право на «самоуплотнение» необходимо было реализо­вать в течение трех недель. За исполнением этих сроков ревностно следили представители домоуправлений (см.). Как только истекал указанный срок, вопрос о вселении на излишки площади решали не ее съемщик или владелец, а домоуправление. В стране начался второй этап «жилищ­ного передела». Постановление от 1 августа 1927 г. яви­лось юридическим основанием существования и успешного развития коммунальных квартир.

Лит.: Герасимова, 1998; Левина, 1997.

 


СЕКС


СЕКС — в бытовую лексику советских людей слово «секс» вошло в 60-е гг. почти одновременно с «сексуальной


революцией», развернувшейся на Западе. Тогда же совет­ский человек узнал, что существуют наука «сексология» и специалисты, ею занимающиеся, — сексологи. Самый яркий из них, И. Кон, именно в 60-е гг. писал: «В обыден­ном сознании, да и в науке, разграничивают элементарное половое влечение (секс) и индивидуальную половую лю­бовь (иначе ее называют романтической любовью)» (Кон, 1967. С. 154). Однако отсутствие слова «секс» в советском бытовом пространстве отнюдь не означало, что у граждан СССР нет «элементарного полового влечения». Уже на рубеже XIX—XX вв. в Россию, по выражению поэта Саши Черного, «пришла проблема пола». Эта была не сексуаль­ная мини-революция эпохи «великих реформ» 60—80-х гг. XIX в., а массовое стремление к свободе интимных отноше­ний. В городском менталитете накануне революционных событий 1917 г. возникали новые нормы, оправдывающие вне- и добрачные половые связи.

После прихода большевиков к власти проблемы взаимо­отношения полов на целое десятилетие стали предметом бурных публичных дискуссий. Тон задавали крупные фи­гуры большевистского политического бомонда. А. Коллон-тай, например, настойчиво пропагандировала идею «Эроса крылатого» и заявляла, что «для классовых задач проле­тариата совершенно безразлично, принимает ли любовь формы длительного оформленного союза или выражается в виде преходящей связи. Идеология рабочего класса не ста­вит никаких формальных границ любви» (Молодая гвар­дия. 1923. № 3. С. 122). Для части городского населения публичные выступления партийных лидеров явились оправданием реально существовавших свободных половых отношений. В 1922 г. социологический опрос студенчества показал, что 80,8% мужчин и более 50% женщин имели кратковременные половые связи; при этом ли







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия