СОВЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ
вождались торжества религиозного характера. Но уже к середине 20-х гг. идеологические структуры стали всячески противопоставлять светские, революционные и церковные праздники. В клубах в это время принято было проводить дискуссии на тему «Нужны ли церковные праздники?», где в конце в обязательном порядке принималась следующая резолюция: «Наши отцы и матери доселе празднуют церковные праздники, чуждые рабочим. Они делают это по привычке. Мы... рвем обветшалые остатки религиозного быта. Долой церковные празднества. Их место должны занять пролетарские торжества» (ЦГА ИПД, ф. К-601, оп. 1, д. 537, л. 33). Понимая, что обыватель не хочет сокращения количества выходных дней, власти подбрасывали в массы идею не отмены, а прямой замены одних привычных праздников на другие. Летом вместо Троицы предлагалось отмечать день окончания весеннего сева, вместо Преображения — день ликвидации белогвардейского мятежа в Ярославле и т. д. Однако эта практика продолжалась недолго — до введения «непрерывки» (см.) и полного исчезновения религиозных праздников из советского календаря. Демонстрации — важнейший атрибут праздничной культуры — с первых дней прихода большевиков к власти носили пышный характер. Они отличались богатым оформлением колонны демонстрантов. На первомайской демонстрации 1924 г., например, были использованы колесницы, запряженные лошадями. На одну из них водрузили ветряную мельницу, перемалывавшую чучела буржуазных политиков тех лет. Позднее в колонне почти каждого предприятия или учреждения ехал грузовик, на котором везли образцы производимой продукции: макеты турбин, рулоны тканей и т. д. Обязательным атрибутом были портреты вождей. Их несли на специальных палках, напоминавших Древко знамени. Изображения первых лиц государства украшали стены домов. Часть горожан, особенно жители центральных районов, по улицам которых проходили ко- лонны, очень страдали от этого декора. Окна их квартир на время праздников муниципальные органы нередко завешивали крупномасштабными панно. С середины 20-х гг. работающие горожане принуждены были участвовать в демонстрациях под страхом увольнения со службы. Современник писал: «На службе были заведены листки, в которых все должны были расписаться лично. Чьей подписи не окажется, тот заранее был объявлен контрреволюционером. Во время шествия все разделились на десятки, и начальнику каждого десятка заранее объявлено, что он отвечает, если кто скроется раньше конца церемонии» (Нестор. Кишинев, 2001. № 2. С. 261). Позже обременительная обязанность вошла в привычку и стала даже развлекательной частью праздничного ритуала. Студент-горняк начала 50-х гг., а ныне известный ученый и бард А. Городницкий вспоминал: «На демонстрации шли охотно, без понуканий». В 50-е гг. на пути следования колон стояли машины, с которых велась «бойкая торговля водкой и нехитрой, но зато и недорогой закуской». Поллитровку передавали по шеренге слева направо. «При этом каждый на ходу делал по глотку, а правофланговый выкидывал пустую бутылку» (Городницкий, 1999. С. 68—69). Властные структуры постоянно пытались напоминать населению о политическом подтексте праздников. Примерно за неделю до их начала в газетах, на которые в принудительном порядке подписывались все члены Коммунистической партии и комсомольцы, печатались так называемые призывы ЦК КПСС. Это были лозунги, которые выкрикивали на демонстрациях. Однако запрограммированность торжеств ограничивалась публичным пространством, а в частной жизни советского человека и новые и старые праздники развивались по традиционной стилистике гостевых общений, совместной еды и выпивки, пения и танцев в домашних условиях. Лит.: Декоративное искусство, 1984; Плаггенборг, 2000; Petrone, 2000; Rolf, 2000; Rolf, 2005. СОВЗНАК — после прихода к власти большевики почти два года не занимались эмиссией собственных денег. Частично это происходило потому, что коммунизм, который они собирались строить, виделся как общество без денег. Но главные причины крылись в наличии у населения денежных знаков старого образца и в отсутствии средств на производство новых. Однако с марта 1919 г. на основании декрета СНК «О выпуске денежных знаков 1-, 2-, 3-рублевого достоинства упрощенного типа» советская власть перешла к выпуску собственных денег. Поначалу их назвали «расчетными знаками РСФСР». Слово «деньги», табуиро-ванное большевиками, не фигурировало на новых купюрах. Через два месяца выяснилось, что вести расчеты такими мелкими деньгами уже невозможно, и в мае 1919 г. было решено выпустить кредитные, а по сути дела просто казначейские, билеты достоинством от 1 до 1000 р., а еще через два года — в июле 1921 г. — появились расчетные знаки стоимостью 25 000, 50 000 и 100 000 р. В сентябре того же года граждане Советской России могли считать себя «миллионерами». В оборот были выпущены купюры по 1, 5 и 10 млн р. Народ быстро прозвал их «лимонами» Любопытно отметить, что новые купюры не заменяли старые, а добавлялись к ним. В быту все деньги, которые печатало советское правительство в 1919—1921 гг., получили название «совзнаков». Внешний вид «совзнаков» даже за этот короткий период менялся. Сначала использовались клише, подготовленные Временным правительством. Неудивительно, что на самых первых «совзнаках» был двуглавый орел, сочетавшийся с подписью советского главного комиссара Народного банка Г. Пятакова. Позже на советских деньгах появился девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а затем и герб РСФСР. Но неизменным остался способ печатания «совзнаков»: они изготовлялись листами по нескольку штук на каждом — от 20 до 60. Писатель К. Пау-
|