ОНЭПИВАНИЕ
ОКТЯБРИНЫ — один из многочисленных советских обрядов, антипод акта крещения ребенка в церкви, аналог «звездин» (еж.). Обряд возник стихийно в 1923—1924 гг. и получил повсеместное распространение благодаря деятельности комсомольских организаций. «Октябрины» стали популярными в молодежных коммунах, взрослые члены которых хотели получить новые имена. Там даже существовали специальные «октябринные» (крестильные) комиссии. Идея создания таких комиссий «была продиктована фантазией и побуждением молодежи придумать в быту коммуны что-то новое. Комиссия подбирала и присуждала каждому члену коммуны новое короткое имя, отражающее совокупность индивидуальных черт и наклонностей, вместо общепринятого обращения по имени и отчеству» (Рожков, 2002. С. 323). Лит.: Мокиенко, Никитина, 1998. ОНЭПИВАНИЕ — этот термин, хотя несомненно принадлежит к партийно-идеологической лексике, имеет самое непосредственное отношение к проблемам повседневной жизни российского населения в 20-е гг. Впервые он был использован осенью 1924 г. на пленуме ЦКК РКП(б). Даже партийные активисты не могли сначала понять, что означает загадочное «онэпивание». Е. Ярославский, делав- ший на пленуме доклад «О партэтике», заметил, что «один товарищ понял это так: онэпивание — значит не надо пить» (Партийная этика, 1989. С. 174). На самом деле «онэпиванием» (от слова НЭП) был назван процесс возрождения нормальной по общечеловеческим стандартам повседневной жизни после окончания в России гражданской войны. Хорошая одежда, благоустроенная квартира, калорийное питание — эти признаки благополучия и социальной стабильности в быту кроме номенклатуры в 20-е гг. обрели представители нового слоя населения — нэпманской буржуазии. Вероятно, поэтому большевикам многие бытовые атрибуты казались с идеологической точки зрения более опасными, нежели труды философов и политических деятелей, окрещенных представителями мелкобуржуазной стихии. Их произведения обычные люди не читали, зато внешние признаки зажиточности нэпманов видели все. Не случайно еще в 1921 г. В. Ленин заявил, что самый решительный бой за социализм — это бой «с мелкобуржуазной стихией у себя дома» (Ленин, 43. С. 141). Наивысшей точки этот бой достиг в конце 1924—начале 1925 г., в момент стабилизации НЭПа. Во времена «военного коммунизма» натиск на хорошо живущих людей, а это прежде всего были партийные функционеры, вели сами беспартийные массы. Во второй половине 20-х гг. инициаторами гонений на «буржуазный быт» явились партийные и комсомольские активисты разных уровней. В стране развернулась настоящая война с «нэпманской» модой и мещанством (см.) в быту. Сигнал к началу этой войны был дан на пленуме ЦКК 1924 г. В материалах пленума отмечалось: «Период нэпа таит в себе опасности, особенно для той части коммунистов, которая в своей повседневной деятельности соприкасается с нэпманами. Неустойчивые элементы начинают тяготиться режимом партийной дисциплины, завидуют Размаху личной жизни новой нэпманской буржуазии, поддаются ее влиянию, перенимают ее навыки, ее образ жиз- ОНЭПИВАНИЕ—ОРЛОН ОРЛОН—ОРС
ни» (Партийная этика, 1989. С. 160). Все это и называли «онэпиванием», которое наряду с «хозобрастанием» (см.) и «излишествами» (см.) считалось осуждаемым и подлежащим искоренению социальным отклонением. Лит.: Измозик, Левина, 2005; Левина, Белоцкая, 2000. ОРДЕР — в переводе с французского означает предписание, письменный приказ. Слово было в употреблении и до 1917 г. Существовали, например, платежные документы, называвшиеся кассовыми ордерами. В условиях советской повседневности этим понятием стали определять в первую очередь приказ о выдаче со складов вещей. Ордера являлись непременным атрибутом распределительной системы в годы гражданской войны. Академик А. Ферсман писал в Райпродукт осенью 1920 г.: «КУБУ просит о выдаче... ордера на получение 3 пар носков, дюжины пуговиц и одной пары галош» (Дом ученых, 2000. С. 29). Действовали ордера на выдачу вещей в конце 20—середине 30-х гг. Современники вспоминали: «Длинные очереди стояли за пальто... за сапогами, за чулками. На дефицитные товары выдавались ордера, но и по ордерам были очереди. В очереди становились с ночи. В очередях стояли семьями, сменяя друг друга» (Гранин, 1986. С. 91). Отмена карточной системы сначала в 1935-м, а затем в 1947 г. формально должна была ликвидировать саму идею ордеров. Но всепроникающий «блат» (см.) модифицировал их сначала в записки, а затем в звонки, результатом которых оказывалось получение вожделенных дефицитных вещей даже в системе открытой торговли. Официально же слово «ордер» осталось в повседневной жизни как документ, фиксирующий право гражданина на жилую площадь или предписывающий производство арестов и обысков. Лит.: Мокиенко, Никитина, 1998. ОРЛОН — так называлось синтетическое волокно, поступавшее в 60-е гг. в СССР из США. Вначале оно исполь- зовалось для изготовления искусственного меха. В 1960 г. первые изделия из орлона появились в свободной продаже. Это были детские меховые пальтишки. Журнал «Работница» с восторгом писал: «Трудно удержаться от похвал, глядя на красивую шубку из орлонового меха с ярко-голубой подкладкой. Чудо-шуба: вывернешь ее наизнанку, получается пальто, опушенное белым мехом. Детские вещи, сшитые из поролона и искусственного меха, дешевле, красивее и практичнее, чем, скажем, суконные и бархатные» (1960. № 12. С. 31). Уже в середине 60-х гг. появился отечественный аналог орлона — нитрон. Из него производили объемную пряжу для трикотажных изделий. Лит.: Левина, 2002а; Новые слова, 1971.
|