СПИДОЛА»—СТАЛИНСКИЕ ДОМА
стовский вспоминал, что в 1920 г. в Одессе над окошком кассы, где он получал зарплату, висела «загадочная и несколько устрашающая надпись „Режьте сами!"». Это означало, что кассир стал выдавать деньги целыми листами и лишь в редких случаях, когда не мог рассчитаться, выкраивал из них нужную сумму (Паустовский, 1961. С. 22). «Совзнаки» продолжали находиться в обращении и в первые годы НЭПа. Но самая яркая страница их истории была уже позади. В ноябре 1921 г. правительство большевиков провело первую деноминацию советского рубля. Она позволила уничтожить пестроту состава денежно-бумажной массы в России. Все ходившие в стране деньги обменивались на денежные знаки РСФСР образца 1922 г. в соотношении 1 новый рубль на 10 тыс. старых. Правда, покупательная способность «совзнаков» от этого не изменилась, и народ называл новые 100 рублей «лимоном», так как они равнялись прежнему миллиону во всех смыслах. Укрепление же советского рубля началось в ходе денежной реформы 1922—1924 гг. В конце марта 1924 г. в течение двух месяцев граждане СССР должны были обменять «совзнаки» по курсу 500 тыс. за червонец. Тогда и исчезло из употребления обидное словечко «совзнак». Ведь других денежных знаков в СССР уже не было. См. также Дензнаки; Денежные реформы; Червонец. Лит.: Аникин, 2000; Глейзер, 1993; Малышев, 1991.
СТАЛИНКА — вид неофициальной номенклатурной одежды 30—40-х гг. — нечто среднее между гимнастеркой и френчем. В такой одежде часто появлялся И. Сталин, сталинку носил Г. Маленков. К этой униформе проявляли тяготение и представители среднего и низшего звена партийно-советских работников. Сталинка была своеобразным мундиром эпохи тоталитаризма, подавляющим индивидуальность, но одновременно поддерживающим миф о силе, мощи и влиятельности советского чиновничества. СТАЛИНСКИЕ ДОМА — этот тип жилых зданий предполагалось строить в СССР начиная с середины 30-х гг. В апреле 1934 г. в специальном постановлении СНК СССР об улучшении жилищного строительства было указано на необходимость возводить жилые дома с высотой потолков не менее 3—3,2 м и толщиной стен не менее 2 кирпичей. Но в реальной жизни такие здания появились лишь в на-
л 111 lll\jn Л 1 D ГAVy 1ЛПП£| —лил иди л ьник
ХОЗОБРАСТАНИЕ — это слово родилось вместе с не менее экзотическим термином «онэпивание» (см.). На пле- нуме ЦКК РКП(б) «О партэтике», проходившем в октя 1924 г., «хозобрастание» причислялось к «болезням г тии». Безоговорочно осуждались случаи заведения ком нистами некоего хозяйства с «целью торговли», что в лом было редкостью в условиях больших городов. Одно! менно контрольные органы партии не могли игнорироь и недовольство рядовых коммунистов фактами злоупот] лений со стороны высших партийных и советских чш ников. В первую очередь речь шла о том, что многие из: в начале НЭПа получили за счет государства не тол хорошие отдельные квартиры (см.), но и мебель (см.) и машнюю утварь. Например, в Петрограде летом 1922 г просьбе заместителя председателя Петросовета Б. Позе в пустующих квартирах одного из шикарных петерб? ских домов был разыскан уникальный буфет красного рева. Его передали в собственность семье функциош Еще один питерский чиновник от партии — управляюп делами Северо-Западного бюро ЦК РКП(б) некто С. Ба£ лов — присвоил кабинет из 13 предметов, в том числе л вежью шкуру; обстановку для столовой из 9, для го(ной — из 11 и для спальни —■ из 12 предметов. И та] примеров по всему СССР к осени 1924 г., судя по докул там контрольных комиссий, набралось немало. Bbici инстанции вынуждены были, окрестив этот процесс «: обрастанием», отметить: «Мы не должны требовать, чт(члены партии жили в нищенской обстановке. Мы доля предъявить только одно требование, чтобы товарищи ж: по средствам, чтобы товарищи не использовали своего ложения и не создавали себе исключительных удобс (Партийная этика, 1989. С. 162). Лит.: Измозик, Левина, 2001.
|