Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИШЕНЦЫ






ЛОДОЧКИ— ЛОТЕРЕЯ


 


том случае, если они в течение нескольких последних лет занимались общественно-полезным, производительным трудом и проявляли лояльность в отношении к советской власти.

Однако «великий перелом» резко изменил ситуацию. В 1928—1929 гг. прошли чистки госаппарата и учрежде­ний культуры. «Лишенцы» подлежали безжалостному увольнению. Одновременно эта категория населения была исключена из системы карточного снабжения. А в апреле 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали постановление об ограничении проживания лиц нетрудовых категорий в муниципализированных и национализированных домах. Уже в июле 1929 г. людям, подлежащим выселению, пред­ставители домоуправлений вручили извещения о необхо­димости освободить жилую площадь. В случае отказа подчиниться постановлению выселение происходило адми­нистративным путем. Вся кампания была завершена к октябрю 1929 г.

В 1931 г. по стране прокатилась новая волна чисток слу­жащих, уволенные автоматически подлежали выселению из квартир. «Лишенцев» особенно активно преследовали за так называемые излишки (еж.). В декабре 1932 г. в СССР началась кампания введения внутренних паспортов. Она превратилась в массовую очистку крупных городов не только от уголовных, но и от политически вредных элемен­тов, которыми власти считали всех «лишенцев». Питер­ский поэт В. Шефнер вспоминал, что в 1933 г. вся его се­мья буквально сидела на чемоданах в ожидании высылки. К тому времени будущий литератор успел устроиться на работу на завод. По настоянию матери он получил справку о том, что в списках «лишенцев» не числится. Его близким подобную справку приобрести не удалось, и им грозила вы­сылка из Ленинграда. Мытарства «лишенцев» прекрати­лись лишь после принятия Конституции 1936 г., провоз­гласившей всеобщее избирательное право в СССР.

Лит.: Лишенцы, 1992; Alexopoulos, 2003.


ЛОДОЧКИ — название фасона женских туфель — глад­ких, открытых, без застежек и ремешков, на каблуке. «Ло­дочки» вошли в моду в начале XX в. В советской России туфли стали особенно популярны в середине 20-х гг. По мнению молодых рабочих, как свидетельствовал опрос 1928 г., «шикарная женщина» должна была иметь не толь­ко «крепдешиновое платье... яркий кокетливый джемпер, пузырчатый чемоданчик вместо сумки», но и лакирован­ные или бежевые «лодочки» (Зудин и др., 1929. С. 39). В условиях советской действительности лодочки стали объектом внимания идеологических структур. В возникав­ших в это время первых коммунах принимались решения о запрете носить «лодочки» — деталь буржуазного костю­ма. В 1927 г. на страницах «Комсомольской правды» бурно обсуждался инцидент попытки самоубийства ленинград­ской работницы, не имевшей возможности приобрести модные туфли, престижные уже и в пролетарской среде. Последний бой «лодочкам» был дан во время всесоюзного комсомольского культпохода 1928—1929 гг. Отрицатель­ный образ девушки, бросившей комсомол и вышедшей за­муж за нэпмана, дополнялся комсомольскими публициста­ми такой важной деталью, как «лакированные туфли-ло­дочки» (Шор, 1929. С. 115).

В середине 30-х гг. властные и идеологические струк­туры прекратили гонения на любителей хорошей обуви. В 1935 г. на Всесоюзном совещании стахановцев после со­общения одной из комсомолок, собирающейся приобрести себе «молочного цвета туфли за 180 рублей», Г. Орджони­кидзе бросил восторженную реплику: «Одеть бы так всех наших фабричных девушек — красавицами бы выгляде­ли» (Гудов, 1974. С. 70—71).

Лит.: Балдано, 2002.

ЛОТЕРЕЯ — начиная с середины 20-х гг. Советская Рис власть использовала в качестве источников получения до- 41 ходов от населения денежно-вещевые лотереи.


МЕНИНГИТЕА—МЕШОЧНИК


МЕШОЧНИК—МЕЩАНСТВО


 


           
     


Рис. МЕТРО — этот вид транспорта появился в СССР много 43 позже, чем в большинстве стран Европы, не говоря уже о США. Сооружение городской подземной железной дороги началось в Москве в 1932 г. 15 мая 1935 г. были открыты сразу 13 станций. Внешний вид Московского метрополите­на (роспись, дорогостоящие материалы и т. д.) свидетель­ствовал о том, что власть рассматривает этот самый демо­кратичный вид транспорта прежде всего как памятник эпохи сталинского социализма.

Лит.: Паперный, 1996; Пекарева, 1958; Neutatz, 2001.

МЕШОЧНИК — считается, что слово «мешочник» су­ществовало уже в середине XIX в. — так называли тех, кто торговал книгами вразнос. Однако данный смысл является архаизмом. Термин «мешочник» прочно вошел в язык «Совдепии». Традиционно под «мешочничеством» пони­мают некую форму самоснабжения населения в условиях развала хозяйственных связей и нормального товарообме­на. Сопутствующими обстоятельствами появления «ме­шочников» становятся продовольственный кризис и товар­ный голод. Большинство филологов и историков относят слово «мешочник» к временам гражданской войны. Известный специалист в области истории русского языка А. Селищев ставил его в один ряд с понятиями «дензнаки» (см.) и «комбеды», возникновение и существование кото­рых ограничивается периодом 1918—1922 гг. Однако еще


до прихода большевиков к власти население страны начало втягиваться в практику самостоятельного добывания пи­щи и промышленных товаров, которые перевозились, как правило, в мешках. Причиной этого процесса во многом явилось введение хлебной монополии. Гражданская война усугубила ситуацию.

Для горожан крестьяне-«мешочники» представляли мощный канал получения продуктов. Однако не менее распространенными были и поездки жителей городов в деревни, где они меняли вещи на муку, картофель, сало и т. д. При этом горожанина в толпе легко было узнать по необычной для осуществления самоснабжения таре — чемодану. Их звали «чемоданщиками». За продуктами ездили все: рабочие, учителя, профессора, артисты. Совре­менники вспоминали, что совершенно неприспособленные люди «научились... торговать, ездить на буферах, на кры­шах вагонов» (Давыдов, 2002. С. 114).

С переходом к НЭПу большевики ввели свободную тор­говлю. Это способствовало исчезновению классической формы «мешочничества». Однако в условиях социалисти­ческого хозяйства население страны неоднократно возвра­щалось к системе самоснабжения.

Лит.: Селищев, 1968; Фейгельсон, 1940.

 


НАРКОМОВСКИЕ СТО ГРАММ—НАРКОТИКИ


НАРКОТИКИ


 


           
     


НАРКОТИКИ — проблемы наркотизации населения в СССР предпочитали публично не обсуждать. Наркома­нии, в отличие от пьянства, даже не существовало в тради­ционном перечне «родимых пятен или пережитков капита­лизма». Однако это не означало, что население России впервые познакомилось с наркотиками после «перестрой­ки». Одурманивающий эффект носило внешне безобидное нюханье табака, что было весьма распространено уже в XVIII в. В XIX в. появились морфинисты, эфироманы, ку­рильщики гашиша. Уже в конце XIX в. были зафиксиро­ваны случаи привыкания к опию. Популярностью пользо­вался и морфий. Накануне Первой мировой войны в Рос­сию стал проникать и уже очень модный в Европе кокаин. Первоначально этот довольно дорогой наркотик употребля­ли шикарные дамы полусвета, высшее офицерство, обес­печенные представители богемы.

Октябрь 1917 г. коренным образом изменил тип отече­ственного наркомана. Победивший народ не замедлил при­общиться к наркотикам как к определенному виду роско­ши, ранее доступной только имущим классам. Петроград­ская милиция в 1918 г. раскрыла действовавший на одном из кораблей Балтийского флота «клуб морфинистов». Его членами были вполне «революционные» матросы. Продол­жали существовать в Советской России и подпольные опиумокурильни. Но все же особой популярностью после революции пользовался кокаин. Буквально через три меся­ца после прихода к власти большевиков представитель НКВД вынужден был констатировать: «Появились целые шайки спекулянтов, распространяющих кокаин, и сейчас редкая проститутка не отравляет себя им. Кокаин распро­странился в последнее время и среди слоев городского про-


летариата» (ЦГА СПб., ф. 142, оп. 1, д. 9, л. 324). «Се­ребряная пыль» кокаина была значительно доступнее вод­ки (см. Водочная монополия). Медики отмечали, что в 1919—1920 гг. кокаиновые психозы стали заурядным явлением. При этом 60% наркоманов составляли люди мо­ложе 25 лет. В годы НЭПа кокаином торговали на рынках мальчишки с папиросными лотками. Они предлагали по­купателю «марафет», «антрацит», «кикер», «кокс», «мел», «муру», «нюхару», «белую фею». Под этими синонимами скрывался мелкий порошок из листьев коки, поступавший в Советскую Россию контрабандным путем. Чаще всего к кокаину прибегали асоциальные элементы, и в особенно­сти проституирующие женщины. В 1924 г. социологиче­ский опрос выявил, что более 70% особ, задержанных органами милиции за торговлю телом, систематически по­требляли наркотики. В тайных притонах продажной люб­ви в 20-х гг., как правило, можно было приобрести и кока­ин. Известный исследователь проблем проституции С. Вис­лоух писал в середине 20-х гг.: «Торговля марафетом... и иными средствами самозабвения почти целиком находится в руках проституток» (Рабочий суд. 1925. № 7—8. С. 321). Довольно широкое распространение получила подростко­вая наркомания. С «марафетом» были хорошо знакомы беспризорники. Обследование задержанных за бродяжни­чество в 1923—1924 гг. подростков показало, что 80% из них приобщилось к наркотику в 9— 11 лет и имело стойкое пристрастие к нему.

Бороться с наркоманией советская власть начала рань­ше, чем с пьянством. В конце 1924 г. появился декрет «О мерах регулирования торговли наркотическими веще­ствами». Он поставил ввоз и производство наркотиков под контроль государства. Тогда же Уголовный кодекс был до­полнен статьей, согласно которой лица, занимавшиеся изготовлением и хранением наркотических веществ, кара­лись лишением свободы сроком до трех лет. Потребители Же наркотиков не подвергались уголовному преследова-


 


 


 


нию. Лечение проводилось добровольно. В 1925 г. в стране стали создаваться наркодиспансеры. В Москве было откры­то первое клиническое отделение для детей-кокаинистов. К 1928 г. статистические опросы зафиксировали заметное снижение употребления кокаина в Советской России. Свер­тывание НЭПа повлекло за собой ужесточение таможен­ных барьеров, приток кокаина из-за границы резко сокра­тился. Но главный удар по наркомании нанесла сама со­ветская власть, открыв в 1925 г. шлюзы для дешевой и легкодоступной водки. Наркотики, в особенности кокаин и морфий, вернулись в криминальную и богемную среду. Но значительно чаще там потребляли отечественную анашу. В начале 30-х гг. это был самый распространенный в СССР наркотик. В декабре 1934 г. постановлением СНК СССР конопля была признана одурманивающим средством, а по­сев ее запрещен под страхом наказания лишением свободы до двух лет. Обыватель же находил забвение прежде всего в алкоголе. Эта ситуация была характерна и для послево­енного советского общества.

В 60—80-х гг. подорожание спиртных напитков, рас­ширение контактов с зарубежными странами, развитие хи­мии и фармакологии способствовали проявлению в СССР общемировой тенденции наркотизации населения. Нельзя сказать, что власть совсем не обращала внимания на про­блему наркотиков. Их распространение каралось законом, многие наркоманы ставились на учеты в диспансеры. Однако официальные источники замалчивали масштабы распространения наркотиков, обывателя предпочитали держать в неведении. В период «развитого социализма» курсировали слухи о пристрастии к морфию В. Высоцкого, А. Галича и даже Ю. Нагибина. Эти факты ныне зафик­сированы документально в огромном количестве воспоми­наний. Советский человек, не склонный к потреблению одурманивающих средств, начал ощущать присутствие нар­команов в обыденной жизни после ужесточения с 1983 г. режима отпуска наркосодержащих лекарств в аптеках и


медицинских учреждениях. В городах СССР появились юные токсикоманы, нюхавшие клей «Момент». Они неред­ко звонили в квартиры и просили клей, чтобы заклеить шины велосипеда или мяч. Одновременно выросло и ко­личество потребителей эфедрона. Он входил в капли от на­сморка под названием «Эфедрин». Лекарство это стали продавать лишь по рецептам, и в обывательские квартиры начали наведываться «эфедринщики», выдававшие себя за новых соседей, ребенку которых якобы срочно требуется «Эфедрин» от насморка. В годы «перестройки» информа­ция о наркомании перестала быть тайной, и это отчасти подхлестнуло интерес к наркотикам у молодежи. Появи­лись теперь и в СССР новые одурманивающие средства — ЛСД и ПЦТ. Наркомания выросла в объеме и помолодела, но на борьбу с ней не было ни средств, ни времени.

Лит.: Габиани, 1990; Гилинский, Афанасьев, 1993; Левина, 1996; Шкаровский, 1997; Шоломович, 1926.

НАРПИТ — эта аббревиатура, появившаяся в русском языке в годы НЭПа, связана с усилиями властных струк­тур по налаживанию сети общественного питания. В авгу­сте 1918 г. большевики запретили деятельность частных ресторанов, кафе и трактиров. В условиях карточного рас­пределения и натуроплаты (еж.) основная масса горожан принуждена была пользоваться пунктами коммунального питания. В Москве летом 1919 г. такие заведения посеща­ло около миллиона человек. В Петрограде в 1920 г. насчи­тывалось 700 общественных столовых. Обычно они нахо­дились внутри какого-либо учреждения, и получить пищу там было возможно только по специальному пропуску. Ассортимент же в большинстве из этих заведений был ни­щенским. К. Чуковский 14 ноября 1919 г. оставил в своем дневнике такую запись: «Обедал в Смольном — селедоч­ный суп и каша. За ложку залогу — 100 рублей» (Чуков­ский, 1991. С. 123).

С введением НЭПа система коммунального питания ста­ла быстро сворачиваться. Являясь способом распределе-


НАРПИТ


НАРПИТ—НАТУРОПЛАТА


 


ния, она не могла существовать в условиях возрождаю­щихся товарно-денежных отношений. К июню 1921 г. ко­личество коммунальных столовых с их жалким ассорти­ментом сократилось в 6 раз. А в конце октября 1921 г. Наркомпрод позволил частникам развернуть свою сеть ка­фе, ресторанов, чайных и столовых. Число их стремитель­но росло. Появление каждого нового заведения коммен­тировалось советской прессой с явным сарказмом. Сатири­ческий журнал «Красный ворон» в 1923 г. писал, что для нэпманов в новом году откроются новые рестораны. У них будут и соответствующие названия, например «Фонарный столб», а реклама у этих питейных заведений будет такая: «Все на фонарный столб».

В начале 1923 г. власти решили создать организацию, способную конкурировать с частником в сфере обществен­ного питания. Так появилось паевое кооперативное това­рищество «Народное питание» (Нарпит). Оно задумывалось, как подчеркивалось в уставе, с целью «предоставления городскому и промышленному населению улучшенного и удешевленного питания, на основах безубыточности и са­моокупаемости, путем создания сети доступных столовых, ресторанов, чайных и т. п. предприятий» (Маршак, 1930. С. 14). В отличие от частных ресторанов и трактиров заве­дения Нарпита были освобождены от налогов и имели льготы при оплате аренды помещений. К марту 1924 г. су­ществовало 37 нарпитовских столовых в Москве, Ленин­граде, Туле, Калуге, Ярославле. Цены в них были невысо­кими, но ассортимент блюд, качество их приготовления и система обслуживания отставляли желать лучшего. Не­удивительно, что в середине 20-х гг. была популярна шут­ка: «Я, брат, завидного здоровья человек. Я седьмой год в столовых обедаю» (Пушка. 1927. № 51. С. 7). В начале 1927 г. состоялось Первое Всесоюзное совещание по обще­ственному питанию, на нем обсуждалась задача превраще­ния дела народного питания в самостоятельную отрасль го­сударственной промышленности. Нарпитовские столовые


стали теснить частные рестораны и кафе с городских улиц. В 1927 г. в СССР было более 28 тыс. заведений обществен­ного питания, принадлежавших частным владельцам, а в начале 30-х гг. — уже ни одного. Сменившее Нарпит в 1931 г. Главное управление по народному питанию носи­ло государственный характер.

Лит.: Польский, 1984.

 


 

 


НЕПРЕРЫВКА — в год «великого перелома» власти Рис, решили изменить и привычный календарь. Вместо семи- 4£ дневной недели в СССР согласно постановлению СНК СССР от 24 сентября 1929 г. появилась непрерывная рабочая не­деля, прозванная в просторечии «непрерывкой». Сначала это была «пятидневка»: человек четыре дня работал, на пятый — отдыхал. Но выходной был скользящим. Внутри одного предприятия получалось, что четыре пятых всего персонала постоянно находилось на работе. Это позволяло не прерывать производственный процесс на заводах, фаб­риках и стройках. Внешне количество выходных дней у населения увеличилось, но это произошло отчасти из-за сокращения праздников, в первую очередь религиозного характера. Кроме того, нарушался ритм внутрисемейного досуга, исчезали привычные встречи с друзьями: «Соби­раться вместе становилось все труднее. Обязательно кому-нибудь на другой день приходилось работать» (Скрябина, 1994. С. 80). Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 г. вместо пятидневки была введена шестидневка. Скользящие выходные отменялись, а нерабочими днями объявлялись 6, 12, 18, 24 и 30-е числа каждого месяца. Установление единых выходных несколько улучшило си­туацию — семья могла теперь провести вместе свободный день. Однако полностью наладить нормальный график отдыха и работы не удалось. Эксперименты с пятидневка­ми, шестидневками и даже декадами продолжались вплоть До конца 30-х гг., пока специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. не была введе­на единая 48-часовая неделя с выходным днем в воскре­сенье.

Лит.: Трудовое право, 1963.


ОБЩЕЖИТИЕ


Рис. 50


 

ОБЩЕЖИТИЕ — авторы «Толкового словаря языка „Совдепии"» отнесли понятие «общежитие» к семантиче­ским советизмам — словам, обретшим новое общественно-политическое значение в советской действительности. Одна­ко с этим трудно согласиться. Некие помещения, предна­значенные для совместного проживания людей, работающих на одном предприятии или обучающихся в одном учебном заведении, существовали и до прихода к власти большеви­ков. В дореволюционной России были рабочие казармы, в 80—90-х гг. XIX в. появились студенческие общежития. В Петербурге, например, большой известностью пользова­лось общежитие Путейского института. Оно размещалось в двухфлигельном здании. В подвале была система парового отопления и водоснабжения, жилища для служащих. В пер­вом этаже — вестибюль, общая столовая, комната для гос­тей, во втором — квартиры начальства, в третьем —

ВП


47 комнат, рассчитанных на одного человека. Площадь комнаты достигала 3,5 кв. сажени (около 16 кв. м). Меб­лировку составляли письменный стол, кровать, три стула, шкаф, умывальник, вешалка.

Систему общежитий, в первую очередь для студентов и рабфаковцев, решила ввести и советская власть. Место вре­менного жилья молодых людей часто организовывалось в бывших меблированных комнатах, а иногда в пустующих мансардных помещениях. В большинстве первых совет­ских студенческих общежитий было тесно и грязно. В Ле­нинграде в годы НЭПа этим славилась знаменитая Мыт-ня — прибежище нескольких поколений студентов-гума­нитариев из университета. Современники вспоминали: «Я попала в нежилую комнату „Мытни" и в первую свою ночь в этой комнате крепко спала, укрытая с головой одея­лом. Проснувшись, я увидела на одеяле несколько здоро­венных крыс» (На штурм науки, 1971. С. 197). Не лучше была ситуация и в общежитиях МГУ в середине 20-х гг.: «Когда отворяешь входную дверь, бросается тяжелый, удушливый запах уборной... По обеим сторонам [коридора] тянется ряд комнат, большинство из которых разрушено... В настоящее время эти комнаты являются уборными. Уборной в общежитии нет, думают приступить к ее ремон­ту» (Рожков, 2002. С. 367). Для «борьбы с бытом» в студен­ческих общежитиях часто образовывались коммуны (см.). В них царила атмосфера хотя и насильственной, но в боль­шинстве случаев искренней заботы коллектива о своих членах. Однако жизнь коммун оказалась недолговечной. В общежитиях же возобладала унижающая человека пуб­личность быта и зачастую его полная неустроенность.

«Общага» — слово, появившееся в 30-е гг., — вошло в лексикон многих поколений советских граждан и стало выражением нормы повседневной жизни. Через общежи­тия прошли представители различных слоев населения, в большинстве случаев это были молодые люди. В наиболее сложном положении оказались молодые рабочие. В июне


ОБЩЕЖИТИЕ


1931 г. ЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «Об отходничестве», ознаменовавшее введение организованно­го набора рабочей силы на фабрики, заводы и стройки. Приток молодежи в города и на промышленные стройки увеличивался. Вербовщики, осуществлявшие оргнабор, прельщали выходцев из деревень перспективой жизни в каменных благоустроенных домах. На самом же деле при­езжим приходилось довольствоваться неблагоустроенными общежитиями, располагавшимися, как правило, в бара­ках (см.).

На строительстве Челябинского тракторного завода, например, людей селили в помещения, где, кроме двухъ­ярусных нар, не было никакой мебели. В Ленинграде, по данным «Красной газеты» за 5 марта 1932 г., «на 35 200 про­живающих в общежитиях 212-ти строительных организа­ций имелось всего лишь 2600 одеял». В Костроме в 1935 г. на фабрике «Знамя труда» в женском общежитии не было даже топчанов. И это считалось нормой повседневной жиз­ни. Малейшие же успехи в деле реорганизации быта рабо­чих власти при любой возможности демонстрировали ино­странцам. Группе французских журналистов, посетивших Ленинград в 1934 г., в первую очередь было показано новое общежитие Кировского завода. Один из корреспон­дентов писал впоследствии: «По стенам стояло шесть кро­ватей, около каждой кровати была тумбочка, на ней — неизбежная пудреница, мыло, кое-где ручное зеркальце, обернутое в бумагу, сумочка. Одна из девушек лежала под простыней, выставив из-под нее голые руки, на голове у нее был красный платочек» (Костюченко и др., 1966.

С. 507—508).

В середине 1936 г. по предложению Г. Орджоникидзе благоустройством бараков-общежитий попытались занять­ся жены крупных хозяйственников и руководящего инже­нерно-технического состава. Парадный, печатавшийся на шикарной глянцевой бумаге журнал «Общественница» публиковал статьи о том, как окультурить общежитский


быт. Самым главным считалось разделение огромных и грязных помещений на изолированные комнаты. Жены-общественницы стремились пропагандировать новые нор­мы общежития: «Одна кровать с другой не должны сопри­касаться даже изголовьями, совершенно недопустимы общие нары. Сидеть на кроватях или хранить на них ка­кие-либо вещи следует строго воспретить. К... каждой кро­вати нужно оставить свободный проход шириной не менее 0,35 метра; кроме того, вдоль кроватей должен быть общий проход шириной не менее 1,5 метра» (Общественница. 1937. № 3. С. 12). В Магнитогорске удалось внедрить этот проект в жизнь. Но рабочим других промышленных цен­тров повезло значительно меньше. В Ленинграде, напри­мер, в 1937 г. в ходе обследования 1700 городских обще­житий было установлено, что в одном из них на 46 человек имеется всего 33 койки, а в другом в 30-метровой комнате поселены 20 человек, располагающиеся на 14 койках. Убор­ные и водопровод являются роскошью.

Такие детали повседневности формировали и соответст­вующие нравы. В общежитиях процветали пьянство, хули­ганство, драки, воровство. И это вынуждены были кон­статировать представители власти. Люди, чуть более тре­бовательные к условиям быта, чем основная масса, часто впадали в депрессию. Писательница В. Кетлинская, кото­рую трудно обвинить в нелюбви к социализму в его быто­вых проявлениях, тем не менее вынуждена была заметить, что «нет местожительства более затягивающего, чем обще­житие», «тут создается обособленный круг интересов и отношений, со своим кодексом чести, со своими бытовыми устоями и требованиями» (Кетлинская, 1975. С. 18). Сти­листика жизни в общежитиях, сформировавшаяся в 30-е гг., во многом сохранилась и в послевоенное время.

Лит.: Левина, 1992; Левина, 19996; Социальный облик, 1980.

ОБЩЕПИТ — если Нарпит — это организация, то Pi «общепит» — это прежде всего идея. Без ее осуществле-


ОБЩЕПИТ


иыцсиш


 


ния, по мнению первого поколения большевиков, невоз­можна была революционизация быта. Приготовление пи­щи в домашних условиях они рассматривали как преграду на пути построения нового общества. Преимущества социа­листического общепита, как считали теоретики 20-х гг., заключались в огромной экономии времени, топлива, про­дуктов и даже в рациональном использовании пищевых отходов. Все эти факторы якобы могли повлиять на глав­ный процесс — экономию сил для труда в общественном производстве. Человека необходимо было оторвать от до­машнего хозяйства и семьи, «от цепей кухни». Обществен­ная столовая представлялась «наковальней, где будет вы­ковываться и создаваться новый быт и советская общест­венность» (Кожаный, 1924. С. 8).

Теоретики общепита также полагали, что общие столо­вые смогут нивелировать последствия стесненности жизни в коммунальных квартирах. С подкупающей серьезностью они писали: «Рабочая семья принимает пищу там, где раз­вешаны пеленки, где проплеван пол. Принимать пищу в непроветренной комнате, насквозь прокуренной, полной грязи, — значит проглатывать вместе с пищей всякую пыль и вредные микробы и получать от пищи лишь ту ма­лую долю пользы, которую она могла бы дать, если бы ее принимали в чистом хорошо проветренном помещении» (Кожаный, 1927. С. 17). Вместо проветривания и уборки помещений, а также предоставления семьям горожан дос­таточного по площади жилья предлагалось перенести про­цедуру еды в общественные столовые. Они должны были одновременно стать и культурными учреждениями, в ко­торых рабочие и работницы могли разумно и полезно про­вести свой досуг. Некоторые из этих теоретических посы­лок усилиями Нарпита (см.) в 20-е гг. удалось реализовать, хотя плюрализм повседневной жизни времен НЭПа предос­тавлял обыкновенному человеку возможность выбора фор­мы и места своего питания. Существовали частные рес­тораны, чайные, пивные (см.). С началом «пятилеток» их


деятельность стала сворачиваться, а затяжной продоволь­ственный кризис способствовал развитию системы общест­венного питания. Власти по-прежнему говорили о ее огром­ной роли в переустройстве быта. Весной 1930 г. был прове­ден смотр столовых, названный в прессе «решительным переходом в наступление на домашние индивидуальные формы питания» (Правда. 1930. 22 февр.).

Но на самом деле общепит, как и в годы гражданской войны (см. Нарпит), превратился в механизм нормирован­ного распределения со строго отлаженной иерархией. В большинстве учреждений существовали закрытые столо­вые. Ассортимент блюд в них напрямую зависел от норм пайкового снабжения конкретной социальной группы на­селения. В связи с нехваткой продуктов питания в системе общепита проводились эксперименты по практически на­сильственному внедрению вегетарианской пищи. Одновре­менно по предложению Ленинградского НИИ обществен­ного питания решено было вводить в рацион дельфинье и тюленье мясо. В 1932 г., к 15-й годовщине Октября, в сис­теме общепита в различных городах проходили конкурсы на новое блюдо. Основная задача участников соревнования сводилась к изобретению «до сих пор не существовавших в кулинарийной номенклатуре блюд» из таких продуктов, как вобла, тюлька, хамса, соя (Ленинградское обществен­ное питание. 1932. № 8. С. 6; № 9. С. 4). Эти кулинарные «изыски» подавались и в немногочисленных открытых за­ведениях общепита, функционировавших в первой полови­не 30-х гг. вне территорий предприятий и учреждений. С их помощью могли, например, попробовать решить про­блему еды командированные, имевшие карточки.

С отменой карточной системы началась перестройка общепита. О полной ликвидации домашней кухни во вто­рой половине 30-х гг. вопрос уже не поднимался. Общест­венное питание становилось одной из витрин победившего сталинского социализма. Ранее закрытые столовые необхо­димо было превратить в общедоступные заведения. К кон-








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 626. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.067 сек.) русская версия | украинская версия