Акции частного капитала в акционерной телекомпании ОРТ 3 страница
Все отличия техники монтажа в прямом телевидении от монтажа в кино полностью отражены в описанном случае. Свойственная телевидению и определяемая «живой» природой телевизионной передачи необходимость работать с несколькими камерами одновременно таит в себе много возможностей. В начале существования телевидения работа велась с одной камерой. Использовался такой прием: актеры подходили к неподвижной камере (или удалялись от нее), тем самым изменяя крупность своего изображения и ракурс. Из опыта кино известно было, что этого же эффекта можно достичь не передвижением актера, а. перемещением камеры. Поэтому камеру поставили на подвижный штатив. Но выяснилось, что возможности одной, даже самой подвижной камеры недостаточны. И очень скоро павильон телевидения получил вторую, третью, а затем четвертую и пятую камеры и т. д. Два куска пленки в кино склеиваются друг с другом, чтобы на экране два изображения возникали одно за другим, без перерыва. Это, как уже известно, технический монтаж. Процесс выбора этих кусков пленки, процесс установления последовательности их склейки есть. монтаж конструктивный, имеющий целью верно воспроизвести на экране движение. В прямой телевизионной передаче нет пленки, следовательно, нет технического монтажа как отдельного процесса, он слит с конструктивным монтажом. Конструктивный монтаж осуществляется в телевидении переключением камер. Руководит этим процессом телевизионный режиссер. Он монтирует передачу еще во время работы
Теория и практика массовой информации____________________________263
над режиссерским сценарием, а в репортажных передачах — в процессе передачи, «в эфире». Но конструктивный монтаж, т. е. воспроизведение движения и выявление логической связи между кадрами, — не всегда конечная цель режиссера; перед ним стоят еще и задачи творческие, художественные. Возникает вопрос: можно ли, переключая камеру, достичь такого же эффекта, который дает склеивание, монтаж пленки? Способно ли телевидение монтажом создать художественный образ? Конечно, пространство, которое может быть изменено посредством телевизионного монтажа, ограничено радиусом передвижения камер, и в этом отличие от кино, где перемещение камеры практически неограниченно. Но и в телевидении можно раздвинуть пространство весьма широко: включить в поток изображений на экране и кадры с камер, установленных в другом городе или даже в другой стране. И воздействие такого изображения многократно усилится (по сравнению с кино) эффектом одновременности происходящего события с передачей его в эфир. Перечисляя изобразительно-выразительные средства языка экрана, мы назвали, в ряду других, съемку с движения. Это средство имеет для телеэкрана особое значение, определяемое некоторыми из специфических свойств телевидения. Напомним, что объяснение, оправдание киномонтажа — в его соответствии формам мышления человека, формам познания окружающей нас действительности. Благодаря способности сознания к абстрагированию процесс мышления «монтажен», и поэтому психологически оправданно на экране (и в литературе) «сжатие» и «растягивание» времени и связанного с ним пространства, «поворот» времени вспять и т. п., короче, оправданно существование не реального, а условного, т. е. экранного, времени и пространства (так называемый «эффект Кулешова»). Но процесс мышления, познания действительности не всегда, не во всех случаях таков. Он может быть и конкретен, ведь человек может мыслить и не абстрактно. Человеческий глаз — аппарат неизмеримо более совершенный, чем камера: он способен мгновенно менять фокусное расстояние, мгновенно «выхватывать» в пространстве крупный
264_____________________________________________________А.Г.Киселев план, изменять ракурс, точку и угол зрения. При визуальном, непосредственно чувственном познании материальной среды человек ощущает пространство в подлинном времени и видит его по преимуществу в процессе более или менее быстрого изменения направления взгляда (панорамирования) или собственного перемещения в пространстве (тревеллинга). В этом психологическое оправдание, объяснение съемки с движения. Кадр — часть фильма «от склейки до склейки» (или часть телепередачи от включения до отключения камеры) — содержит изображение материального пространства, фигуры или предмета, полученное за отрезок времени, равный реальному времени съемки. Иными словами, отдельный кадр мы видим на экране столько времени, сколько его в действительности снимали. Разрезая и склеивая кадры, мы можем изменить, преобразовать время и пространство. Но если мы этого не сделаем, время показа на экране будет равно времени съемки (и реальному времени запечатленного в кадре действия, движения). Говоря о специфике телевидения, мы обращали особое внимание на способность телевидения к одновременности действия и просмотра, заложенную в его физической природе. А это свойство телевидения определяет фактор подлинного времени и пространства на телеэкране. Вот почему из всех видов параллельного монтажа телевидению свойствен — прежде всего и главным образом — перекрестный монтаж, т. е. параллельный показ действий, происходящих одновременно в действительности, в реальном времени. Перекрестный монтаж может быть осуществлен в телевидении с полным использованием важного специфического свойства телевидения — одновременности. Монтаж изображений, снятых с различных точек зрения, называют междукадровым монтажом. Изменения содержания кадра (крупности изображения, ракурса, угла зрения), получаемые при перемене точек зрения при съемке с движения одной камерой, называют внутрикадровым монтажом. Внутрикадровый монтаж с годами, по мере совершенствования съемочной аппаратуры, все шире применяется в кино. Но в телевидении он имеет совершенно особое, первостепенное значение. Причин тому несколько, и первая из них — это свойственная телевидению пространственно-временная непрерывность. Съемка с движения не только не разрушает ее, но, напротив,
Теория и практика массовой информации____________________________265
делает более очевидной, как бы подчеркивает ее, выявляет. Другая причина та, что изображение на телеэкране по природе своей гораздо более достоверно, чем изображение на киноэкране. Достоверность эта скорее психологическая, чем чувственная, зрительная, но она несомненна. По этой причине для телевидения и затруднен, по сравнению с кино, междукадровый монтаж, нарушающий подлинность времени и пространства; монтаж внутрикадровый, получаемый в результате съемки с движения, больше соответствует природе телевидения и, следовательно, применяется шире и плодотворнее. По этим же причинам ограничено в телевидении и использование острых, необычных ракурсов. Характеру телевизионного изображения свойственны привычные для человека, обычные в реальной действительности точки съемки. Вот почему пользоваться ракурсом, важным средством выразительности, следует с осторожностью, не злоупотребляя им, чтобы не разрушить достоверность изображения на телеэкране. Как и многое другое, о чем идет у нас речь, вопрос об изображении на телевизионном экране следует рассматривать в свете простых и очевидных истин. Вот одна из них: для того чтобы посмотреть в глаза человеку, нужно подойти к нему близко. Какое значение для телевидения имеет названное обстоятельство? Оно требует, во-первых, замедленного по сравнению с кино темпа и, во-вторых, показа людей и предметов преимущественно крупным планом. Требования эти, как и многие другие, продиктованы специфическими условиями восприятия телевизионной программы. Возможность заглянуть в глаза человеку важна для телевизионного зрителя потому, что этот человек (точнее — его изображение) находится в той комнате, где живет зритель. Можно ли сомневаться в том, что я хочу видеть глаза человека, пришедшего ко мне в дом? Смысл здесь не только в изобразительной стороне дела — смысл в том, что человек на экране как бы становится нашим гостем, как бы входит в нашу жизнь, и мы хотим узнать его как можно лучше. Крупный план в телевидении дает нам эту возможность. С другой стороны, крупный план на экране (в телевидении, как и в кино) исключает возможность увидеть то, чего, по замыслу режиссера и сценариста, нам в этот момент видеть не
266_____________________________________________________А.Г.Киселев
нужно. Как замечал Вс. Пудовкин, «кинематограф освобождает зрителя от лишней работы отбрасывания ненужного из поля внимания, показывая ему деталь без обрамления, он, уничтожая рассеяние, экономит силы зрителя и тем самым достигает максимальной остроты впечатления». Ясно, что крупный план как изобразительно-выразительное средство в телевидении имеет значение большее, чем в кино, — и для зрителя, и для создателя передачи. Между творческим процессом монтажа в кино и на телевидении нет принципиального различия. Но телевизионный режиссер творит в обстановке, несоизмеримо более сложной, чем его коллега в кино. Природное свойство прямого телевидения — одновременность — зачастую исключает для телевизионного режиссера одно из главных условий творчества: возможность отбирать по размышлению. Ему приходится совершать отбор материала для монтажа, решать вопросы темпа, ритма и т. п. мгновенно, одновременно с течением передачи. Ко всему сказанному выше следует прибавить одно очень существенное обстоятельство: широкое внедрение видеомагнитной записи. Здесь мы имеем в виду не столько запись с помощью видеокамеры, сколько запись на видеомагнитофон телевизионной передачи вместо прямой передачи ее в эфир. Предварительно зафиксированная на видеомагнитной пленке телепередача может быть подвергнута тем же самым монтажным процессам, что и кинопленка, с той лишь разницей, что функции клея и ножниц выполняет электроника, самые же принципы монтажа остаются прежними. И проблема сохранения достоверности экранного сообщения (при монтаже) целиком решается работой режиссера-монтажера.
6.6. Соотношение изображения и слова
Показ действительно существующих людей в реальной обстановке — вот задача журналистики. Донести идею, развить тему, пользуясь лишь выразительными средствами камеры, зачастую бывает невозможно. Поэтому важнейшим компонентом документальных жанров телевидения становится слово. Но в экранном контексте привычные функции слова, его назначе-
Теория и практика массовой информации____________________________267
ние существенно меняются по сравнению с «печатной» журналистикой. Экранное слово, произнесенное в кадре или за кадром, оживает, обретая богатство красок человеческой речи. Оно персонифицировано, наделено чертами самого образа, который живет на экране, будь то человек, предмет, процесс — любое явление действительности. Все это предъявляет к «живому» слову особые эстетические требования, незнакомые печати, попросту ненужные в ней. Нет сомнений в важности для языка экрана могучего средства выразительности — слова. Но слово в кино и телевидении сочетается с изображением неодинаково. Воздействие зрительного образа, созданного на телевизионном экране, не столь мощно, как воздействие образа на киноэкране, в силу размеров телеэкрана и особенно условий восприятия. Не воздействуя на сознание в той же мере, что изображение на киноэкране, зрительный образ, созданный телевидением, требует подкрепления изображения словом, как правило, в большей степени, чем зрительный образ на киноэкране. Слово активизирует восприятие, углубляет его, расширяет границы кадра, дает зрителю материал для раздумий. Собственно, таковым должно быть и слово на киноэкране. Но особенности восприятия позволяют говорить о неодинаковом соотношении слова и зрительного образа в кино и телевидении как о закономерности. В кино воздействие зрительного образа намного сильнее, а потому и роль слова в кино не так значительна, как на телевидении. Связь слова и изображения на телеэкране сложна. В некоторых документальных передачах показ события не нуждается в пространных комментариях: изображение говорит само за себя и может превалировать над звучащим с экрана словом — в тех случаях, когда в силу физической достоверности телевизионного изображения мы получаем информацию, представление о явлении или событии главным образом благодаря показу. Убедительный пример этого приводят в одной из статей М и И. Андрониковы: «Лицо космонавта на мелькающем изображении, принятом с орбиты его полета, превосходит все, что можно в этот момент сказать. И хорошо, если в такие минуты репортер не вступает в состязание с изображением и не пытается дублиро-
268____________________________________________________А.Г.Киселев
вать его. После — да. Но это будет уже попытка развить впечатление, осмыслить его». Когда изображение не требует никаких пояснений, соотношение слова и изображения на телеэкране — в пользу последнего, Но заметим, что это вытекает: из специфических особенностей телевидения, а из особого характера явления или событий, показываемых по телевидению существующих, конечно, независимо от него. Нам же вал: выявить закономерность сочетания слова и зрительного образа. Следует напомнить, что вопрос не ставится как альтернатива: изображение или слово, ибо без изображения вообще нет телевидения, а есть радиовещание. Речь идет о специфике сочетания слова и изображения в телевидении по сравнению кино. Совершенно очевидно, что телезритель предрасположены к восприятию слова. Разве не этим объясняется успех на телевидении так называемых «разговорных» жанров - беседы, интервью, дискуссии, ток-шоу? Конечно, в принципе возможен телевизионный фильм без слов. Но такие произведения чрезвычайно редки. В фильмах без слов должна быть сильно развита изобразительная, пластическая сторона, поскольку только она одна доносит до зрителя замысел создателей. Конечно, телевидение должно развивать свои поиски в области изображения, значение которого мы нисколько не стараемся умалить. Но именно слово открывает перед телевидением громадные перспективы. Эта тенденция, вытекающая из специфики телевидения, дает себя знать в практике художественного вещания, в области создания оригинальных телевизионных произведений. Наметилась и, безусловно, будет развиваться качественно новая драматургия, основа которой — не внешний динамизм, не динамизм событий, требующий сложных изобразительно-пластических решений, а динамизм внутренний — динамизм мыслей, чувств, характеров, достигаемых искусством слова, возможности которого безграничны. Мысль выражается словом с полнотой, превышающей полноту других средств выражения. Напомним слова Н.А. Некрасова: «... нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и я всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т. д. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив...» Признак качественно новой телевизионной драматургии, широко применяющийся в художествен-
Теория и практика массовой информации____________________________269
ных передачах, — прием введения рассказчика, непосредственное обращение к зрителю с помощью слова. Этот прием, как нельзя лучше соответствующий специфике восприятия телевизионных передач, безусловно, специфическая особенность телевизионной драматургии. Говоря о соотношении слова и изображения в телевидении, следует коснуться еще одной стороны дела. Описательная функция слова, которая на радио имеет первостепенное значение, в телевизионной передаче с места события равна нулю. (Само собой разумеется, что мы не имеем в виду так называемые разговорные телепередачи.) В результате перенесения первичных приемов радио и газеты на телевидение, в данном случае — стремления словами описать происходящее, репортер, обрушивая на зрителя поток слов, просто мешает ему смотреть. Правда, у зрителя есть выход из положения: по своему усмотрению он выключает звук в телевизоре, оставляя лишь изображение. В заключение следует сказать об особом характере слова, произносимого по телевидению. Благодаря способности прийти в дома людей телевидение обладает особым характером общения — с телеэкрана звучит живое слово. Хотя мы и не можем ответить человеку на телеэкране, все же он в гораздо большей степени наш собеседник, чем человек на киноэкране. А в силу зрительности, в силу того, что мы видим человека на телеэкране, он ближе, нам, чем голос из радиоприемника. Кроме того, что условия просмотра определяют размер телеэкрана, меру воздействия на человека зрительного образа, они влияют и на тональность слова на телевидении. Специфика восприятия телепередач — у себя дома — определяет особый характер звучащего с телеэкрана слова. Человек с экрана телевизора должен разговаривать со зрителями, беседовать с ними, а не вещать. Надо привлекать на телевидение людей, умеющих свободно, непринужденно строить беседу. Живая речь невозможна без момента импровизации, это очень сильно отличает ее от речи письменной. Интонация, выразительный жест, мимика подчеркивают и усиливают воздействие произнесенного слова. «Все поведение говорящего человека — пауза в речи, небрежно оброненные фразы, улыбка, смех... — все это расширяет емкость звучащего слова, выявляет все новые и новые
270_____________________________________________________А.Г.Киселев
смысловые резервы, делает речь необычайно доступной, наглядной, выразительной, эмоциональной», — писал И. Андроников, большой мастер устного рассказа. Обратим внимание вот на какое специфическое требование: звучащее с экрана слово, произносимое и в кадре, и в закадровом тексте, в силу условий просмотра передачи непременно должно обладать качеством интимности, задушевности, что вовсе не всегда свойственно кино. При этом дикторский текст телепередачи должен быть и публицистичным, гражданственным. Соблюсти эти условия далеко не просто, но без них передача много потеряет в своей действенности, убедительности. Содержащееся в настоящей главе описание основных изобразительно-выразительных средств телевидения не следует рассматривать как некий канон, отступление от которого непременно приведет к творческому краху. Это лишь объяснение и доказательство того факта, что в распоряжении журналиста телевидения имеется богатейший арсенал замечательных средств выражения, каких не знают литература и радиовещание.
РАЗДЕЛ Ш РЫНОК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Глава 7 СМИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
7.1. Интернет и электронные информационно-поисковые системы
Современный этап развития цивилизации характеризуется переходом наиболее развитой части человечества от индустриального общества к информационному. Одним из наиболее ярких явлений этого процесса является возникновение и развитие глобальной информационной компьютерной сети. При появлении сети Интернет проблема поиска становилась более актуальной. Интернет — всемирная компьютерная сеть, представляющая собой единую информационную среду и позволяющая получить информацию в любое время. Но, с другой стороны, в Интернете хранится очень много полезной информации, поэтому для ее поиска требуются некие универсальные средства.
Глобальная сеть Интернет: от общего к частному (из истории)
В начале 1970-х гг. отдел Департамента Обороны США, известный под названием ARPA (Агентство Исследовательских Проектов Особой Трудности), занимался проблемами поддержки и сохранения коммуникационного контроля в случае потери
272_____________________________________________________А.Г.Киселев основных систем связи при ядерном взрыве, произведенном Советским Союзом. Другими словами, а, точнее, абстрактным объяснением военных стратегов, опасения состояли в обезглавливающем ударе по национальному коммуникационному центру, который был бы не в состоянии связать военных начальников с Американскими стратегическими силами и тем самым предотвратить ответный удар. ARPA ответило на эту проблему поиском и развитием непрерываемой национальной «сети из сетей». Итак, первая проблема была связана с развитием программного обеспечения, способного объединить несколько сетей с разными оперативными системами. Вторая проблема обращалась к проектированию программного обеспечения таким образом, что «сеть из сетей» будет продолжать функционирование несмотря на потери нескольких компьютеров. Эти две проблемы требовали огромного объема работы и талантливых специалистов, что, в конечном результате, привело к созданию протокола TCP/IP. Среди преимуществ протокола TCP/IP — его крайне децентрализованная система. Ни правительство, ни корпорационные монополии не могут контролировать ее работу. Соединение с Интернетом также не требует официального разрешения. Наоборот, как дикая земляника, ветви Интернета разрастаются горизонтально, демократично, почти анархично, в то время как новые региональные компьютерные службы Интернета (Internet Service Providers — ISPs) во всем мире покупают мощные серверы, устанавливают протокол TCP/IP, подсоединяются к другому TCP/IP компьютеру сети и предоставляют доступ к Интернету отдельным лицам и местным организациям. Любая система компьютеров, желающая подсоединиться к Интернету (например, Красноярский Государственный Университет), способна это исполнить. Необходимо только найти и установить TCP/ IP на сервере (или host computer), которая становится мостом к Интернету для всех компьютеров в системе Красноярского Государственного Университета. Интернет быстро разрастается в России, и «Релком», «Совам Телепорт» и «Гласнет» являются самыми опытными компьютерными службами Интернета, к которым постепенно присоединяются другие сети. Согласно опросу, опубликованному британским журналом «Экономист» в июле 1995 г., число серверов
Теория и практика массовой информации____________________________273
Интернета на территории Восточной Европы и бывшего Советского Союза возросло на 132% за последний год. До сих пор «неконтролируемый» и крайне децентрализованный рост Интернета значительно способствовал развитию сетей и быстрому появлению новых рынков.
Компьютерные сети
Internet — больше логическое понятие, чем физическое явление. Физически базируется на всех трех вышеназванных каналах связи и является, как уже было сказано, совокупностью (объединением) сетей разных классов. Если и можно говорить об Internet, то как об информационной, а не физической сети. Можно сказать и так, что Интернет — это совокупность компьютеров, имеющих возможность связаться друг с другом с' помощью определенных протоколов. Таким образом, человек, садясь за компьютер, подключенный к Интернет, получает в свое распоряжение огромное количество информации и данных, присутствующих в Интернет (т.е. на компьютерах, имеющих доступ в Интернет). Причем получает бесплатно — он не платит за пользование ресурсами Интернет, потому что эта сеть некоммерческая. Следует обратить внимание на разницу — оплата за работу в сети и использование ее ресурсов и оплата за доступ (подключение) к сети и оплата каналов связи (в частном случае телефонной компании). По-другому обстоят дела в коммерческих сетях (America-on-Line, CompuServe и др.) — здесь за работу в сети и за доступ к ее ресурсам приходится платить. Количество услуг, доступных в Интернет, постоянно увеличивается. На сегодняшний день основными являются: E-mail, WWW, FTP. Реже, в основном техническими специалистами, используются такие средства, как Telnet и Usenet. «Набирают очки» такие молодые, базирующиеся на мультимедиа технологиях средства общения, как Talk/Chat, Internet Phone, VideoConference. Ну и, конечно же, нельзя не отметить средства предоставляемые Интернетом для досуга: радиовещание в Интернете, телеканалы, игровые серверы.
274_____________________________________________________А.Г.Киселев
WWW
Начало же этой в полном смысле революции было положено в 1993 г., когда в недрах Интернета «соткалась» своего рода электронная паутина — подсеть World Wide Web, или сокращенно WWW. Фактически WWW — это просто набор остроумных программ, позволяющих упорядочить разнородную информацию, содержащуюся в разбросанных по сети компьютерах — WWW — серверах, и вместе со всеми указателями организовать эту информацию таким образом, чтобы она могла быть представлена на экране компьютера в виде легкочитаемых информационных страниц. У каждого сервера есть свое имя. При создании сервера это имя покупают за небольшую сумму (около 100 долларов в год). Организация, установившая у себя сервер и получившая имя, может теперь подключать к своему серверу всех желающих. Она становится сервис-провайдером. К одному сервис-провайдеру может быть подключено от нескольких клиентов до нескольких миллионов. Миллионы постоянных серверов Интернета служат как бы «розеткой», к которым и подключаются пользователи. Но эти «розетки» могут выполнять еще две важные функции — хранение и передача информации.
E-mail (Electronic mall — Электронная почта)
Электронная почта является самым старым и вместе с тем самым доступным и дешевым средством информационного обмена. Электронную почту вполне' можно сравнить с обычной почтой. Она также служит для передачи письменных сообщений из одного пункта в другой. При этом электронная почта обладает тем преимуществом, что позволяет отправлять и принимать сообщения в любое время. Электронное письмо приходит практически сразу после его отправки (время доставки колеблется от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от того, куда оно доставляется — на соседнюю улицу или на другой континент). Впрочем, электронная почта предлагает более широкий спектр услуг, чем просто быструю передачу сообщений. Электронное письмо, кроме текста, может содержать звуковые и графические файлы, а также другую двоич-
Теория и практика массовой информации____________________________275
ную информацию, например программы. Разумеется, электронное письмо можно отправить не только по одному адресу, а сразу в несколько различных пунктов. Кроме того, многие пользователи, которые имеют выход в Internet только через электронную почту, научились пользоваться большей частью всех предлагаемых сетью услуг только с помощью этого средства. Таким образом, эта система является гораздо более гибкой и мощной, чем обычная почта. Сфера использования e-mail в бизнесе на данный момент широка. Это и обычная переписка, и пересылка файлов, содержащих необходимые данные (например, финансовый отчет в виде электронных таблиц, графиков, сопроводительного текста), и запросы к библиотекам данных. До недавних пор e-mail являлось основным, наиболее широко используемым и общедоступным средством коммуникации в Интернете. И сейчас она не утратила свое значение и наряду с WWW является лидером по частоте использования.
Usenet (Рассыпка новостей)
Usenet представляет собой не столько техническое средство, сколько комплекс мероприятий, направленных на поддержание тематически однородных дискуссионных групп, объединения разрозненных сообщений в общие темы и рассылку конкретных групп новостей заинтересованным пользователям. Сегодня существует уже более 15 ООО групп новостей (newsgroups). Таким образом, Usenet позволяет обмениваться мнениями и быть в курсе событий практически по любой теме, которую можно только придумать. Вы можете, например, обсуждать новые методы социологических исследований или текущие тенденции в развитии экономики экваториальных стран. Технически этот полезный и удобный сервис базируется на средствах E-mail и FTP.
1Р-тепефония Следующим логичным шагом развития средств общения посредством Internet стало внедрение обычной голосовой теле-
276_____________________________________________________А.Г.Киселев
фонии. Это средство является одним из последних технических достижений в развитии коммуникационного сервиса Internet. Фактически это не что иное, как обычный телефон, разговоры по которому обходятся значительно дешевле, чем обычные международные разговоры. Принцип действия, адресации и вызова абонента аналогичен применяемому в Chat. Отличие лишь в том, что нет необходимости набирать ваши слова на клавиатуре и читать ответ с монитора — вы просто говорите как по обычному телефону. Здесь отметим, что в дополнение к недостаткам Chat в случае с Internet Phone добавляются следующие. Для того чтобы воспользоваться этим средством, как тому, кто звонит, так и тому, кто отвечает на звонок, необходимо иметь компьютер, оснащенный средствами Multimedia (звуковой платой; микрофоном, колонками или наушниками) и соответствующей программой. Кроме того, каналы, по которым будет осуществлена связь, должны обладать достаточной пропускной способностью, чтобы успевать передавать оцифрованную речь. В любом случае передача вашего диалога будет происходить с некоторой задержкой. Это связано с тем, что в отличие от обычной телефонной связи, когда во время разговора устанавливается прямое соединение от одного говорящего к другому и линия выделяется только для них одних, при передаче речи в цифровом виде по Internet она идет по тем же каналам, по которым одновременно с этим передается еще куча другой информации (файлы, WWW страницы, почта и т.д.).
|