Глава 8. Правосудие по завету: библейская альтернатива
Вопросы 1. Автор утверждает, что закон в Ветхом Завете имел иное значение и иную функцию, чем сегодня. В чем разница? Что это означает? 2. Сверьте основные положения своей собственной веры с мировоззрением шалом. Изменит ли это что-либо в вашей вере, если вы попытаетесь взять шалом за основу? 3. Что вы думали раньше о роли и значении ветхозаветного положения «око за око»? Изменилось ли ваше представление? Если да, то как? 4. В чем заключаются некоторые из ветхозаветных представлений о виновности? В какой мере мы их сегодня разделяем? 5. Наше представление о библейском правосудии может основываться на том, каким мы видим Бога. Некоторые видят Его в первую очередь любящим Отцом. Другие видят Бога в образе строгого Судьи. Каковы другие возможные образы? Каким вы видите Господа? 6. Как в Ветхом Завете правосудие в духе шалом соотносится с правосудием «зуб за зуб»? Как меняется наше понимание правосудия «зуб за зуб», если оно основано на понимании шалом? 7. Каким образом сочетание таких понятий как шалом и завет отличало библейский закон от закона окружающих обществ? То есть, каким образом эти понятия «преображают» закон и его воплощение? 8. Насколько «библейский критерий» соответствует вашим собственным представлениям? Можно ли применить его к современному правосудию? 9. Что было бы, если бы мы оценивали правосудие «по плодам» (т.е. по итогу, а не по процессу)? Какие преимущества и опасности здесь заложены? 10. Как меняется наше представление о Десяти Заповедях и Нагорной Проповеди, если мы относимся к ним более как к приглашению и обещанию, нежели как к запрету и предписанию? Думаете ли вы, что эти тексты можно понять таким образом? 11. Если шалом мы воспринимаем серьезно, как цель и мировоззрение, можем ли мы удовлетвориться подходом уголовного правосудия, не обращаясь к вопросам социальной справедливости? Если нет, то что это может для нас значить? 12. Современное правосудие изображается обычно в виде богини с завязанными глазами и весами в руке. О чем нам говорит этот образ? В чем заключаются положительные стороны этого образа? Чем этот образ может оказаться опасным? Каким должен быть символ восстановительного правосудия?
Практические задания 1. Вспомните несколько случаев мести из Библии. Найдите также примеры прощения и примирения. Которая из тем кажется вам более важной для Ветхого Завета? Для Нового Завета? Как вы понимаете соотношение этих двух тем? 2. Прочтите и обсудите Псалом 102. Какое видение правосудия преобладает здесь? Как оно соотносится с другими, карательными, темами Ветхого Завета? (Вы также можете обратиться к текстам из Левита 26 и Второзакония 4.) 3. Прочитайте Книгу Пророка Осии. Отметьте и обсудите, в какой форме Бог выражает в ней свою скорбь. 4. Выберите из газеты какую-нибудь статью о судебном разбирательстве. Изучите ее, сопоставляя разбирательство и исход дела с «библейским критерием». Используя этот критерий, обсудите, как еще можно было решить дело. 5. Изучите разнообразные примеры из библейского закона. Обратите особое внимание на паттерны причинно-следственного типа («поэтому»). Каково значение этого паттерна для реализации библейского закона?
|