Глава 3. Преступник
Вопросы 1. Что вы думаете о приговоре, вынесенном по делу из первой главы? Если бы вас попросили выдвинуть альтернативное предложение, что вы предложили бы? 2. Что автор книги говорит о таких понятиях как чувство собственного достоинства, способность распоряжаться собственной жизнью, как они связаны с поступками преступники? Согласны ли вы с автором? (См. также главу 4.) 3. Какие вам известны разновидности наказаний — за исключением лишения свободы — наиболее часто встречающихся в современном обществе (общественные работы, передача под надзор службы пробации, принудительное лечение, ограничение свободы*, возмещение ущерба)? Каковы преимущества и недостатки каждого из них? Какие задачи призвано решать каждое из них? В какой мере каждое из них служит карательным целям? 4. Каким целям должно служить тюремное заключение и какое место оно должно занимать в нашей правовой системе (и есть ли ему место вообще)? 5. Что автор имеет в виду, говоря о подлинной ответственности преступника! Как это сочетается с вашим собственным пониманием? Должна ли подлинная ответственность преступника находиться в центре внимания правосудия, и если да, то как этого добиться? 6. Помогает ли вам то, что вы можете думать о преступниках как о жертвах прежнего насилия? В какой мере их поведение зависит от бытового насилия или от ограничения возможностей поступления на учебу или работу? В какой мере это может повлиять на чувство ответственности? Как это отражается на обязанностях общества?
Практические задания 1. Напишите на доске ряд слов, как это было предложено в задании к главе 2. Попросите участников семинара высказать свои ассоциации, потом проанализируйте их. Предлагаемые слова: правонарушитель преступник тюрьма судья наказание возмездие суд 2. Пригласите судью или представителя службы пробации для разговора о том, как составляются предложения о наказании и принимаются решения о приговоре. 3. Пригласите психотерапевта, работающего с преступниками, для обсуждения часто встречающихся «ложных представлений» и «стратегий самооправдания» — стереотипов и объяснений, к которым обычно прибегают для оправдания преступного поведения.
Глава 4. Некоторые общие темы Вопросы 1. Что значат для вас раскаяние и прощение? 2. Совместимо ли прощение с современной системой уголовной юстиции? Стоит ли заботиться об этом в случае преступления? Если да, то как следует это поощрять? Какую опасность вы видите? 3. Что автор имеет в виду, когда говорит, что «прощение — это дар, оно не должно стать непосильной ношей»? Соответствует ли это вашему пониманию прощения? 4. Какова роль раскаяния и прощения в процессе возвращения пострадавшего к нормальной жизни? Может ли такое постановление состояться без прощения? Каким образом? 5. Автор утверждает, что определенные условия облегчают путь к прощению. Что это за условия? Согласны ли вы с этим? Соответствует ли это Библии? 6. Обсудите, как Церковь могла бы использовать «ритуалы скорби» и «ритуалы прощения и примирения» для пострадавших и преступников. 7. Каково соотношение между чувством вины и наказанием? Преодолевается ли чувство вины наказанием (с точки зрения логики, эмоций, Библии) и должно ли преодолеваться? Каковы альтернативы? 8. Какие требования следует предъявить к наказанию, чтобы оно было «справедливым»? 9. Каковы требования к «эффективности» наказания? Что следует понимать под «эффективностью» наказания? 10. Автор утверждает, что преступное поведение коренится в большей степени в ненависти преступника к самому себе, нежели в самолюбии. Правда ли это? Если да, то как это должно отражаться на нашем подходе к исцелению и исправлению преступника? 11. Что мы, отдельные люди, общество и Церковь, можем сделать, чтобы «демистифицировать» преступление?
Практические задания 1. Изучите заметки о преступлениях в местной газете. Перечислите и обсудите способы, при помощи которых авторы этих заметок возбуждают страх и поощряют стереотипы и ложные представления о преступлении, жертве, преступнике, представителях правосудия, о судебном процессе. 2. Пригласите журналиста, который пишет о преступлениях, попросите его рассказать о том, как собирается и освещается информация такого рода. 3. Попросите участников семинара или людей со стороны (пострадавшего или преступника) рассказать, как они понимают или реально ощущали (либо не могли ощутить) прощение.
|