Эволюция микширования
Прежде, чем изучать собственно технику микширования, нужно представлять себе путь раз вития этого искусства. За истекшие десятилетия искусство микширования значительно измени лось. Это замечают все работавшие в этой индустрии. Но не очевидно, что же именно поменя лось, и каким образом. На заре звукозаписи в пятидесятых годах микширования как такового вовсе не существовало, поскольку запись была монофонической, и на масштабной сессии ис пользовали всего четыре микрофона. Конечно, со временем звукозапись развилась от простой "фиксации" музыкального события до сложного явления, искусственно созданного с помощью наложений. (Наложения стали возможны благодаря изобретению в 1955 году Selsync ó способа отвода и воспроизведения сигнала прямо с записывающей головки. Это дало возможность запи сывать, не нарушая синхронности.) Доступность все большего и большего количества дорожек вызывала к жизни пульты все большего и большего размера, что, в свою очередь, привело к ком пьютеризации, для управления еще большим количеством дорожек и пультами еще большего раз мера... Эти изменения привели не только к переменам в общем подходе к микшированию, они повлияли и на звукооператоров ó сменился сам способ их мышления и отслушивания звука. Очень авторитетный звукооператор/продюсер Эдди Крамер: "Когда я начал работать звуко оператором, все оборудование было четырехканальным. Тогда мы воспринимали звукозапись совершенно по другому. Мне повезло: я учился в Англии у величайших мастеров того времени. Они были обучены "классически", в том смысле, что могли выехать и записать симфонический оркестр, потом вернуться на студию и писать джаз или поп музыку. Так мы и делали. Когда я учился у Боба Огера ó он тогда был старшим звукооператором на студиях Пай, ó мы выезжали и писали альбомы классической музыки с помощью трехдорожечной машины Ампекс, трех ной мановских микрофонов U 47 и единственного микшерского пульта в три канала. С такой подго товкой и такой техникой писать рок н ролл значило писать"классически" ó звук ансамбля делали больше, объемнее и лучше, чем он был на самом деле. Но самое главное ó у нас было очень мало технических возможностей ó эквалайзер, компрессор да ленточная линия задержки. Вот и все." Английский звукооператор Энди Джонс, бывший подмастерье Крамера, постепенно дорос ший до работы с такими звездами, как "Роллинг Стоунз", "Лед Зеппелин", "Трэфик", писавший Вана Халена и многих других звезд, рассказывает о следующей ступени развития: " Знаешь, поче му "Сержант Пеппер" так хорошо звучит? А знаешь, почему хорошо звучит "Ты опытный"? Кажет ся, даже лучше, чем мы делаем сейчас? Да потому, что когда переходишь к способу 4 на 4 (сигнал перебрасывается с одного черырехдорожечного магнитофона на другой такой же), то микширу ешь прямо по ходу записи. Микс перезаписывался на две дорожки второго магнитофона. Затем снова записывались свободные дорожки, и процесс повторялся. Послушай, как записаны "Мы вас любим" Роллинг Стоунз, послушай "Сержанта Пеппера", послушай "В моем ботинке дыра" ("Трэф фик"). Микшировали по ходу дела. Когда ты записывал тембры, которые подходили друг к другу, все, что оставалось доделать ó так это подогнать мелодии. Сейчас, когда у нас есть роскошь компьютеров и доступно хоть сколько дорожек, мы таким способом уже больше не работаем.î И в самом деле, поскольку становилось доступно все большее и большее число дорожек, звук начали записывать стерео, и микс стали строить не вокруг линии баса, а вокруг барабанного ритма. Техника записи барабанов изменилась от "один микрофон ó в бочку, один ó обзорный сверху" до общепринятой теперь схемы "на каждый барабан ó по микрофону". Возросшее коли чество входов пульта и неограниченное количество дорожек позволяло распределять все бараба ны по шести, восьми и даже большему количеству дорожек. Благодаря этому, (так как отпала необходимость писать премикс баса с барабанами всего на одной двух дорожках), операторы во время работы могли спокойно решать другие задачи. Барабаны перестали быть "монофоничес ким" инструментом, как бас, и, поскольку записывались на большем количестве дорожек, требо вали к себе большего внимания. В этот момент (около 1975 года), когда распространился самый обычный теперь 24 х доро жечный магнитофон, техника микширования изменилась навсегда. К лучшему ли, к худшему, но с этого момента микширование стало таким, каким мы его знаем сегодня.
|