Джон Гэсс.
"Бэбифэйс", Тони Рич, Мэрайя Кэри, "Ашер", саундтрек к "Ожиданию выдоха"... Список работ Джона Гэсса выглядит, как "Кто есть кто" в ритм энд блюзе, причем совершенно заслуженно. Не превзойденный стиль и техника поставили Гэсса на недосягаемую высоту среди звукооператоров. Он работает с лучшими из лучших, он записывает самую продвинутую, сложнейшую современ ную музыку.
У тебя есть какие нибудь мысли по поводу твоей работы? Да нет, просто делаю, и все. Я "музыкальный" звукооператор. Я вырос, играя музыку. Я вооб ще не технарь. Когда что нибудь ломается ó "Ой, сломалось!" (Смеется.) Стараюсь найти самые естественные тембры инструментов, и сделать, чтобы все вместе зву чало максимально естественно, и не разваливалась. Я представляю микс как слоеный пирог, и укладываю слой за слоем.
Ты слышишь окончательный результат перед началом работы? Знаешь, куда идти? Ну да, знаю.
А что, если ты пришел всего только сделать ремикс? Последние пять шесть лет, в основном, только этим и занимаюсь. Знаю, что некоторые снача ла берут барабаны и некоторое время работают только с ними, но я подымаю сразу все и так работаю. Сначала я задираю все фейдеры вверх и начинаю обрабатывать запись. По моему мне нию, вокал все равно найдет свое место. Ты же знаешь, где он находится, и что делает. Инстру менты, рано или поздно, тоже встанут на свои места, и лучше сразу привыкать к такому способу работы. Я думаю, что такой способ и помогает мне с первых же звуков распознать, что нужно делать. Тогда я начинаю оформлять звуковую картину. Это не займет много времени.
Если сводишь что то, где очень много дорожек, скажем, вокал записан на нескольких дорож ках, и приходится прыгать взад вперед, тебя не раздражает, что ты не можешь слышать все вмес те? Да. Это звучит, как автокатастрофа. Так как все разбросано по дорожкам, мне сначала при ходится записывать и программировать кучу мьютов, чтобы, наконец, услышать все целиком. Мне так удобнее, я должен схватить смысл происходящего, и сообразить, что я должен с этим сделать. Если приходится работать с такими записями, то я сначала зову на помощь продюсера или еще кого нибудь, чтобы запрограммировать мьюты. Потом прошу оставить меня в покое, чтобы иметь возможность спокойно поработать. При сведении большинства песен не требуется, чтобы со мной находился продюсер или музыканты. Тогда мне работается по настояшему ком фортно. Кажется, им тоже нравится. Я считаю, что у меня свой стиль, и те, кто меня приглашает, думают: "Ага, он сводил то то, и то то. Именно это нам и надо." Ну, а когда кто то начинает слишком уж помогать, я говорю: "Если хочешь сводить сам, то на мне можно было сильно сэконо мить." Когда один ó больше возможностей работать творчески. Очень боюсь показывать отдель ные партии продюсерам или музыкантам. Отдельная дорожка из сведенного микса почти навер няка будет звучать плохо. На самом то деле не важно, как она звучит отдельно, важно, чтобы звучала в миксе. В этот момент обычно все портят молодые продюсеры. Они слушают все дорож ки, и делают всем "жирное" звучание. Потом они складывают все это вместе, и выходит крупная автокатастрофа.
Как же ты выстраиваешь микс, если у тебя все поднято? Я начинаю искать конфликтуюшие частоты. Затем перехожу к барабанам. И, чтобы не на страивать звуки слишком изолированно, постоянно прослушиваю весь микс целиком.
Редко слушаешь по отдельности? Слушаю и по отдельности, но эквализировать отдельную дорожку ó идиотизм, потому что она ни с чем не соотносится. Если только не собираешься делать микс из одной дорожки. (Смеет
ся.)
Как ты обращаешься с эквалайзером? Просто смотришь, что конфликтует? В основном, да. Если конфликтуют два три инструмента, я выслушиваю их по отдельности, чтобы понять их натуральный тембр. Таким способом я работаю со всеми инструментами, если нет конфликта. Если конфликт есть, то я пользуюсь эквалайзером более агрессивно. Меня не пугает сильная эквализация.
В основном, режешь частоты? Не добавляешь? Ла, особенно при работе с эквалайзером пульта SSL. Я больше за вырезание, чем за добавле ние. Думаю, что на этом пульте лучше делать так.
Сколько времени сводишь микс? Полтора дня ó здорово. Два ó слишком долго.
Каким способом панорамируешь? Просто уравниваю левое и правое. Я люблю сводить разноплановую музыку. В зависимости от этого способы могут сильно отличаться. Я столько лет играл живьем на сцене, что мое левое ухо навсегда выведено из строя барабанами и хэтом ó барабанщик всегда находился слева от меня. Но почему то при сведении хэт у меня получается всегда как бы со стороны барабанщика, а не со стороны слушателя.
Какой у тебя подход к компрессии? Очень понемногу. Отдельные дорожки по чуть чуть. Только для того, чтобы прибавить атаки акустическим и электрогитарам, и так далее.
Понемногу? Что ты имеешь в виду? Ну не так, как нью йоркские ребята ó везде и навалом. Не столько. Точно так же с выходным сигналом. Едва едва, может быть, на децибел или на два. Даже больше не пользуюсь выходным компрессором пульта SSL.
Просто пытаешься выровнять? Ага. Просто выровнять. Я считаю, что если материал правильно эквализирован и распреде лен по планам, то на выходной сигнал тонну компрессии наваливать не понадобится. Если все распределено правильно, то, по крайней мере, в ритм энд блюзе, все будто бы держится за свои места.
Когда ты говоришь "распределено по планам", ты имеешь в виду частоты, или уровни? Частоты. Мои уши всегда чувствовали частотные конфликты, даже когда я играл в ансамбле. Не знаю почему, но частотные конфликты на сцене просто сводили меня с ума. Например, слиш ком большое количество низов на комбике ритм гитары начинало воевать с басом, и тому подоб ное.
Когда выстраиваешь микс, пользуешься индикаторами? Например, бас 5, бочка 5, и т.п. или делаешь только по ощущениям? По ощущениям. Это тоже в большой мере относится к ритм энд блюзу. У меня все идет по ощущениям. Иногда микс звучит здорово, и кто нибудь говорит: "Ощущение что надо, записы вай!" Не так, как в роке, где тебе могут сказать "больше гитар!" или что то вроде того.
Эффекты добавляешь с самого начала сведения, по ходу дела, или сначала все балансируешь и выравниваешь, а потом добавляешь? По ходу дела. Я почти не пользуюсь большими комнатами и длинной реверберацией. Я ис пользую множество приборов, но обычно для небольших комнат. Иногда готовый микс звучит, как будто там вообше ничего нет, но на самом то деле я всё пропустил через 20 типов реверов,
даже не поставленных на реверберацию, а просто для того, чтобы создать побольше простран ства. Я думаю, что все это помогает при создании виртуальных планов, и добавлении текстуры к звукам. И, хотя вы все эти навороты не слышите, они ощущаются.
Как ты добиваешься нужного звука? Как решаешь, чем будешь пользоваться? Рецепта у меня нет. По ощущениям. Обычно почти всегда держу подключенными 24 или 30 реверов и задержек. Не обязательно на одну и ту же вещь, но все наготове. Внешнего оборудова ния у меня, наверное, больше всех в мире. Я люблю пользоваться ревербераторами разных типов. Чем двадцать Ямах, мне бы лучше две Ямахи и один ó два Лексикона. У каждого из них свое звучание. Чем больше используешь разных ревербераторов, тем легче разделять звуки.
То есть, перед началом сведения у тебя все время включены одни и те же эффекты? Ага. Например, недавно сводил песню со звуком, похожим на Мини Муг. Я дал на него корот кую реверберацию, как в тесной комнате, и он очень аккуратненько вписался в микс. На следую щей песне не успел поменять установки ревера, и переключил его на рабочий. Зазвучало здоро во. Я оставил все, как было. Эффект с предыдущей песни, но на совершенно другом инструменте. Некоторые мои приборы настроены на наилучшее звучание и я включаю их, если мне нужен их специфический тембр. На следующей песне могу ими и не пользоваться.
Ты больше пользуешься реверами, задержками, или и тем, и другим? И тем, и другим. Мне очень нравятся реверберационные программы со встроенными преди лэями и задержками, которые можно настраивать в соответствии с характером и темпом песни.
Так все подстраивается под темп, верно? Да, в зависимости от песни. В основном, восьмые, четверти или шестнадцатые. Но я добавлю и триоли, или что там подойдет к характеру мелодии. Что еще мне нравится делать с задержками, так это рассеивать их. Я пропускаю задержанный сигнал через кучу приборов, чтобы заставить его звучать хуже. Мы до сих пор шутим про парня, работавшего много лет назад, у которого задержанный сигнал звучал громче, чище и ярче, чем сам певец солист. Это то и заставляет меня экспериментировать, чтобы несколько приглушить звучание задержки. Иногда я пропускаю задержанный сигнал через SPX 90, и даже не пользуюсь программой. Просто срезаю высокие и низкие, чтобы сигнал немного отличался от исходного.
Когда ты говоришь, что пользуешься небольшими пространствами, ты имеешь в виду, что стараешься отодвинуть сигнал назад, или помешаешь его в его собственное пространство? Ага, в собственное пространство. Иногда это просто хорус, или даже гармонайзер с очень коротким временем задержки. Мне нравятся короткие, сухие звучания.
Насколько короткие? 25 мс или меньше. Я много пользуюсь задержками в 10, 12 и 15 мс. В "Ожидании выдоха", например, для меня было много необычного, из за масштабных струнных аранжировок. Было сильно непривычно, но мне очень понравилось. Как ты обрашаешься с большим количеством струнных? Традиционно, даешь им "большой зал? Нет, несколько по другому. Я посчитал, что стереоканалы находятся слишком близко друг к другу, и сначала я разнес их в пространстве на 10 мс или около того. Затем взял пространственные дорожки и отправил их назад на 80 или на 100 мс, чтобы комната стала по настоящему большая. Я создавал б о льший обьем, добавляя ревербе рацию к записанному раньше пространству. И напоследок я добавил немного реверберации к уже задержанным пространственным дорожкам. Когда я все это проделал, решил, что вышло здорово. Звучание было вроде суховатым, но гигантским. Так что все таки больше сработали именно задержки, а не ревербераторы.
Ты панорамируешь все это на противоположную сторону, или просто подкладываешь под основной сигнал? Чаще всего делаю его стерео. В записях ритм энд блюза обычно много стереодорожек, кото
рые на самом деле как стерео не звучат. Мне не нравится такой "моно" эффект. Так что я сперва раздвигаю каналы пошире хотя бы на чуть чуть, хотя бы на 3, 5 или 10 миллисекунд, и разделяю весь материал, освобождая центр.
Ты говоришь об использовании такого количества эффектов, что создается впечатление, что у тебя на каждый инструмент ó свой эффект. Совершенно верно. Я очень редко применяю один и тот же эффект на нескольких инструмен тах.
Как пользуешься гейтами? Понемногу, особенно при работе на SSL. Много молодежи пользуется гейтами и компрессией чрезмерно.
"Понемногу" ó значит, что сигнал просто немного убывает, а не исчезает совсем? Ага, немно ожечко. Немного шипа ó это ничего. Я стараюсь избавиться от сильного шипе ния. Но гейты пульта SSL могут звучать странновато. Я использую много внешних устройств. Drawmer'ы и прочее обычно под рукой для трудной работы, если мне вдруг понадобится сделать что то экстремальное.
И в каких случаях ты ими пользуешься? На живых барабанах и в качестве триггеров. Я не стараюсь часто заменять живые барабаны Forat'ом F 16 м, но, что здорово, его можно использовать вместе с живыми барабанами и с триг герами так, чтобы оригинал вообще не эквализировать. Я, может быть, добавлю еще одну бочку, в которой есть та частота, которой нет у настоящей. Мне кажется, когда добавляешь бочке много низких, начинает съедаться атака. Так что если оставить настоящую бочку в покое, и прибавить к ней еще одну низкочастотную, то воспользуешься преимушествами и аналога, и цифры.
А как слушаешь? Ты возишь с собой свои мониторы? Нет, не вожу. Но я работаю всего в четырех разных комнатах. Они оборудованы NS 10 ми очень высокой мощности, а большие мониторы ó всегда TAD Augsburgers, настроенные Стивом "Коко" Брендоном. Я почти всегда свожу через большие мониторы, и очень тихо. Такой способ кажется необыч ным. Лет пятнадцать назад, когда я был на своем первом мастеринге, ко мне пришло озарение. Они там слушали тихо через большие мониторы и звучало настолько здорово, что я сказал: "Эх, если бы я так слушал, я бы заставил все звучать куда лучше!
Когда ты говоришь "тихо", это означает, что обычный разговор заглушит то, что ты слушаешь? Да, примерно. На SSL почти все время я свожу на 1. (Уровень громкости мониторов конт рольной комнаты.) Очень тихо, но зато я могу подолгу работать, не уставая. Конечно, я свожу и на NS 10 х. Ближе к концу работы я делаю на NS 10 по настоящему громко, подстраиваю, потом включаю крайне громко через большие мониторы, и доделываю всякие мелочи.
А наушниками пользуешься? Нет.
У тебя есть какие то свои слушательские приемчики, типа уйти в дальний конец холла, или послушать в машине? Я люблю слушать вне контрольной комнаты, но мой любимый фокус ó включить пылесос и прислонить его к передней стенке контрольной комнаты. Странновато, но я хочу услышать, про режется ли мой микс через весь этот шум. Сойдет и блендер, взбей себе коктейли или еще что нибудь. (Смеется.)
Сколько делаешь вариантов, когда сводишь микс? Я пишу основную версию, потом с приподнятым соло вокалом, потом с приподнятым бэк вокалом, затем еще вариант ó и соло, и бэк вокал. Вариантов с убавленным вокалом почти не
делаю. Потом я смотрю микс, выделяю инструменты, по поводу которых могут возникнуть вопро сы, и пишу варианты, приподняв их. Обычно выходит 10 12 вариантов каждой песни, хочешь ó верь, хочешь ó нет.
Прикрываешь тылы. Если я не сделаю, кто нибудь обязательно говорит: "Очень плохо, что ты не сделал такой то вариант!" Но если делаю, подобных разговоров никогда не бывает. Я думаю, люди просто чув ствуют себя увереннее, когда знают, что есть записи альтернативных версий, хоть и всегда пред почитают основной вариант.
На какой формат сводишь? На полудюймовый Штудер, со скоростью 30 дюймов/с. Больше всего люблю Штудеры.
У тебя интересный подход, он, безусловно, работает. Ты пытаешься сделать все "больше", вместо того, чтобы "размывать". Я так делаю с самого начала работы. У меня ревербераторов не было, и приходилось выжи мать из доступного постранства все, что возможно. Отсюда ó нетрадиционное использование микрофонов, в противоположность принятому тогда способу писать направленно и очень близ ко. Глубина получается великолепная.
Тогда это был секрет. Я уверен, что он помогает. Но для меня эта работа на 95 процентов ó везение, потому что если тебя не берут, или если нет нормального материала, оборудования, все остальное не имеет значения. Есть так много великих великих звукооператоров, которые работают очень очень мало. Мне просто везет.
|