АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА
«Queen» возлагали на наступающий год большие надежды. «A Night at the Opera» продержался в хит‑параде почти год. «Bohemian Rhapsody» оставалась на первом месте в течение девяти недель (тем самым побив рекорд американской звезды Слима Уитмана с его хитом «Rose Marie»), пока в конце января 1976 года ее не сместила песня «Mamma Mia» группы «Abba». «Queen» получили множество наград и не собирались останавливаться на достигнутом: весной группу снова ожидали зарубежные гастроли. Как только закончился репетиционный период, «Queen» отправились в турне по Канаде и США, где они должны были сыграть 32 концерта. К счастью, им предстояло совершить гораздо меньше переездов, чем в прошлый раз, так как на каждый город приходилось теперь по нескольку концертов. Как выразился гитарист «Wishbone Ash» Энди Пауэлл, «группа должна всегда быть наготове, как взвод солдат: мир кишмя кишит идиотами, и от всех от них приходится зависеть». «Queen» находились в постоянной боевой готовности, и на этот раз в их ряды вступил еще один «боец» – опытный тур‑менеджер Джерри Стикелз. Группа выбрала его еще и по‑тому, что Стикелз в свое время работал с их кумиром Джими Хендриксом. Стикелз принимал немаловажное участие в гастрольной жизни «Queen». Те времена, когда американцы не были знакомы с музыкой группы, безвозвратно ушли. «Bohemian Rhapsody» вошла в Тор Ten, альбом «A Night at the Opera» в американских чартах занял четвертое место. Популярность группы в Штатах росла, что не замедлило сказаться на посещаемости их концертов. Первое выступление «Queen» прошло 27 января 1976 года в Palace Theater в Уотербэри. Наконец‑то ребята получили достойный прием. Каждый концерт сопровождался массовой истерией, а фэны преследовали их повсюду. Нее четверо стали объектами женского обожания, и иногда было практически невозможно преодолеть короткое расстояние между автомобилем и отелем. Были приняты дополнительные меры безопасности, так как вездесущие «групп» любой ценой старались выведать, в каких номерах остановились музыканты. Несмотря на свою бисексуальность, на сцене Фредди был настоящим «мачо»; девушки мечтали о стройном черноглазом Меркьюри не меньше, чем о красавчике Тэйлоре, застенчивом Диконе и спокойном Мэе. Из‑за плотного гастрольного графика у музыкантов было не слишком много свободного времени. Однако после того, как ребята отыграли концерты в Бостоне и Филадельфии и приехали в Нью‑Йорк, где должны были четыре ночи подряд выступать в Beacon Theater, они с радостью откликнулись на предложение вокалиста Йэна Хантера, одного из друзей «Mott the Hoople», приехать к нему в Electric Ladyland Studios, где он записывал сольный альбом Роя Томаса Бэйкера. Тэйлор, Мэй и Меркьюри записали партии бэк‑вокала в песне «You Nearly Done Me In» с альбома Хантера «All American Alien Boy». Именно тогда Фредди воспылал страстью к этому вечно бодрствующему городу. После концерта музыканты ужинали вместе, после чего каждый шел по своим делам. Меркьюри отправлялся в путешествие по самым злачным местам Нью‑Йорка. Пройдясь по местным гей‑ барам, он разъезжал по улицам города в своем лимузине с затемненными стеклами и потягивал водку со льдом, не пропуская ни одного заведения. Меркьюри жил на всю катушку, и чем известней он становился, тем более неуемными были его аппетиты. Слава «Queen» приносила самые разнообразные плоды. Две недели спустя, когда музыканты прибыли в Чикаго, они узнали, что все их четыре альбома попали на родине в тридцатку лучших, a «Queen I» даже поднялся до 24‑го места. Прямо на сцене Auditorium Theater Меркьюри поднял бокал шампанского за успехи группы, получая искреннее удовольствие от оваций восторженной публики. Для их персонального менеджера Пита Брауна все это представлялось не в столь радужном свете. Одной из обязанностью Брауна было оплачивать гостиничные счета «Queen». После того как закончилось их двухдневное пребывание в Чикаго, администратор сообщил Брауну, что кредит группы исчерпан и они должны уплатить значительную сумму. Как назло, дело было» воскресенье, когда не работал ни один банк. Браун, который должен был вовремя привезти группу в аэропорт, предложил администратору уладить этот вопрос позже. Но тот был непреклонен. У Брауна не было времени на пререкания, и он развернулся, чтобы уйти. В этот момент один из охранников наставил на него «пушку». Пришлось связаться с организаторами тура, чтобы занять у них немного наличности, и конфликт был улажен. Несмотря на это, у Пита все же были серьезные причины для беспокойства: – Мы опоздали на самолет, и я боялся, что мы не успеем вовремя начать концерт в Сент‑Луисе. Он прекрасно понимал, что «Queen» была необходима четкая и отлаженная работа обслуживающего персонала: они терпеть не могли каких‑либо проволочек. В данном случае от Брауна ничего не зависело, но это никого не волновало: – Мои нервы уже не выдерживали. Я думал, что мне пришел конец, однако мне удалось посадить группу на поезд и благополучно доставить ее на концерт. «Queen» начали выступление в Сент‑Луисе вовремя; оставшаяся часть турне, которая включала пять концертов в Лос‑Анджелесе и один в Сан‑Диего, прошла благополучно. Едва успев перевести дыхание и все еще находясь в состоянии эйфории от американского турне, девять дней спустя ребята снова вышли на сцену. Начались их вторые гастроли в Японии. «Queen» предстояло сыграть одиннадцать концертов по всей стране, включая три в Будокане; первый из них прошел 22 марта. Удивительно, что в стране, где, по сути, началась «куиномания», «Bohemian Rhapsody» достигла в чартах лишь 48 позиции. Зато сам альбом поднялся до девятого места, и фанаты группы были столь же неистовыми, как и в прошлый раз. Всего через неделю «Queen» уже должны были находиться совсем в другом конце земного шара: в Австралии. Радостное возбуждение музыкантов сменилось тревогой. Они понимали, что их первое сольное турне по Австралии требует от них полной мобилизации сил: ребята хорошо помнили свой первый приезд в Мельбурн и отзывы национальной прессы. Кроме того, всем им, а особенно Фредди, грозило серьезное переутомление. У «Queen» было твердое намерение доказать австралийским критикам, что их выпады безосновательны; турне началось 11 апреля в Entertainments Centre в Перте, и на каждом концерте ребята лезли из кожи вон, чтобы завоевать аудиторию. Музыканты работали на износ; такой режим был сопряжен с гигантским напряжением, которое в конце концов должно было найти свой выход. «Козлом отпущения» стал многострадальный Пит Браун. «Queen» два вечера подряд выступали в Ногilon Pavilion в Сиднее. Оказалось, что единственный подъезд к театру осуществлялся через ярмарочную площадь; невозможно было приблизиться к театру, двигаясь автоколонной. Пит Браун предложил ребятам пройтись пешком: – Я объяснил им, что у нас нет возможности проехать сквозь такую толпу на машине. Фредди сразу завелся: «Ты что, с ума сошел?! Я не хожу пешком!» – и остался в лимузине. Нам пришлось ехать с черепашьей скоростью, чтобы никого не задавить. Фредди всю дорогу пил шампанское и дурачился; австралийцы расценили его поведение как провокацию, и в толпе начались беспорядки. Они сыпали в наш адрес отборные ругательства, показывали неприличные жесты, а потом стали барабанить кулаками по крышам наших машин. Когда же группа благополучно добралась до театра и вошла внутрь, Меркьюри, вне себя от ярости, набросился на менеджера, хотя он сам стал причиной беспорядков. Фредди разбил большое зеркало о голову Брауна, а затем всучил ему щетку и заставил подмести осколки. За все годы, что Пит провел с «Queen», ему не раз доставалось от Меркьюри. Фредди объяснял подобные всплески эмоций тем, что это был единственный способ разрядить напряжение, в котором он постоянно находился, и утверждал, что для него вовсе не типично такое поведение. Браун слишком любил Фредди, чтобы портить с ним отношения из‑ за подобных выходок. Напротив, Пит всегда проявлял благородство и оправдывал своего друга: – Понимаете, все дело в том, что над ним постоянно издевались. Вот ему и приходилось на ком‑то вымещать свои обиды. Просто я был крайним, я это прекрасно понимаю. Инцидент был вскоре предан забвению; турне подходило к концу, и радости музыкантов не было предела, когда ребята узнали, что и сингл, и альбом заняли первые места в австралийских чартах. Первую треть года «Queen» провели в непрерывных гастролях. С профессиональной точки зрения это было более чем оправданно, но времени на личную жизнь им практически не оставалось. Роджер Тэйлор вовсю наслаждался холостяцким образом жизни, но у троих остальных и Англии остались любимые люди. Через месяц после возвращения из Австралии, 29 мая 1976 года, Мэй обвенчался со своей подругой Кристин Муллен в римско‑католической церкви Св. Осмунда в Барнсе. У Фредди Меркьюри ситуация была сложнее: он переживал внутренние конфликты, которые ему удалось разрешить лишь несколько месяцев спустя, и все это время певец поддерживал близкие отношения с Мэри Остин. Тогда же вышел новый сингл «Queen»: красивая баллада, автором которой был Джон Дикон. Трудно было представить, что какая‑нибудь песня сможет сравниться с «Bohemian Rhapsody», однако «You're My Best Friend»/«39» публика приняла очень хорошо. До этого все синглы были написаны Мэем или Меркьюри, теперь же творение Дикона пополнило коллекцию золотых хитов группы «Queen». Из‑за затяжных проблем с менеджментом и финансовых неурядиц, связанных с Trident, «Queen» только с выходом четвертого альбома, «A Night at the Opera», стали пожинать плоды своей славы; по крайней мере, так считал Меркьюри. Теперь он имел возможность тратить часть своих денег на кокаин и на свои многочисленные причуды, которые менялись с каждым днем. И все же для Фредди, как и для остальных музыкантов, группа была превыше всего. Пришло время спуститься с небес на землю.; Нужно было писать новый материал; тогда ребята все еще могли позволить себе роскошь отдохнуть от сочинительства, хотя, чем популярнее становилась группа, тем меньше у нее для этого становилось возможностей. Каждый из музыкантов самостоятельно работал над песней, а потом нес ее в студию и показывал остальным. По поводу той или иной композиции подчас велись жаркие споры, которые неизменно приводили к положительным результатам. К концу года «Queen» планировали выпустить новый альбом. Но самым главным их желанием было поскорее вернуться к гастрольной жизни. В тот год «Queen» удалось выступить лишь четыре раза, в сентябре. Первые два прошли в Playhouse Theatre в рамках ежегодного Эдинбургского фестиваля. Вместе с разогревающей их «Supercharge» «Queen», как всегда, привели публику в состояние экстаза. Спустя неделю группа двинулась в Уэльс и выступили на открытом воздухе в Cardiff Castle. В шоу под названием «Queen» в Castle (замке)» также принимали участие «Manfred Mann's Earth Band», «Frankie Miller's Full House» и Энди Фэйрвезер‑шoy. Долгую летнюю засуху сменил проливной дождь, и 12‑тысячная толпа собравшихся слушала концерт по колено в грязи. С необычайным волнением «Queen» ожидали своего последнего выступления в 1976 году – бесплатного концерта в Гайд‑парке, который состоялся 18 сентября. Идея проведения подобного концерта принадлежала Ричарду Бренсону (впоследствии он возглавил Virgin Group и стал мультимиллионером): – У меня появилась идея устроить концерт в Гайд‑парке, чтобы представить публике сразу несколько неизвестных команд. Проблема была в том, что у меня не было возможности профинансировать это мероприятие, и я обратился за помощью к «Queen»; я был знаком с Роджером Тэйлором и попросил его узнать, не заинтересуется ли группа моим предложением. Он был в 1969 году в Гайд‑парке на «Rolling Stones» – там царила особенная, незабываемая атмосфера огромного концерта на открытом воздухе. Кроме того, для самих «Queen» это было бы отличной рекламой. Группа сразу же согласилась, и Ричард занялся организацией шоу: ему пришлось выполнить все требования лондонской полиции и городского комитета по паркам, обеспечить охрану для группы и даже назначить точное время начала и завершения концерта. Ричард блестяще справился с поставленной задачей: – Все необходимые формальности были улажены, и я представил проект руководству группы. Несмотря на все принятые меры, без проблем все же не обошлось: из‑за 150 тысяч человек, собравшихся в парке, было затруднено и без того перегруженное дорожное движение. Capital Radio освещало событие в прямом эфире, а комментировали его Кении Эверетт и Никки Хорн; вел шоу Боб Хэррис с Би‑би‑си. В концерте также участвовали Кики Ди, Стив Хиллидж и группа «Supercharge». Отношения «Queen» и Боба Хэрриса нельзя было назвать чисто профессиональными; к тому времени между ними возникла крепкая дружба, основанная на взаимном уважении. По словам Боба, «Queen» были очень одаренными ребятами и всегда производили прекрасное впечатление, но они никогда не позволяли себе неуважительно вести себя по отношению к фэнам». Хэррис не был в восторге от разогревающих исполнителей: – Солист «Supercharge», довольно толстый парень, выскочил на сцену в балетном костюме, наподобие того, что носил Фредди. Не очень приятное зрелище, надо сказать! Кики Ди? Незадолго до этого она с Элтоном Джоном записала суперхит «Don't Go Breaking My Heart». Она безнадежно пыталась уговорить Элтона спеть с пей дуэтом, но тот ни в какую не соглашался. Пришлось ей вынести на сцену картонного Элтона Джона и петь на пару с ним. С наступлением темноты на сцене появились «Queen». Харрис вспоминает: – Людское море простиралась буквально до самого горизонта, и чувствовалось, с каким нетерпением ожидался выход хэдлайнеров. Когда под звуки «Bohemian Rhapsody» «Queen» наконец появились на сцене, публика взорвалась. Затянутый в черное трико с вырезом до середины живота и обутый в балетные туфли, Фредди поприветствовал собравшихся словами: «Добро пожаловать на наш пикник у пруда Серпантин»; в следующий момент грянули первые аккорды «Keep Yourself Alive». Реакция публики превзошла все ожидания: из‑за оглушительного рева десятков тысяч людей не было слышно музыки; когда группа уходила со сцены, толпа не хотела ее отпускать, требуя продолжения. «Queen» уже и сами не могли остановиться, однако из‑за вмешательства полиции концерт пришлось прекратить. Группа играла лишние полчаса, и местные власти были намерены твердо придерживаться установленного графика. Фредди даже пригрозили арестом, если тот еще раз выйдет на сцену. Группе пришлось подчиниться – праздник кончился, но ребята чувствовали, что они достигли очень многого. Ричард Брэнсон придерживался того же мнения: – Для «Queen» это выступление было особенно важным событием; я считаю, что это был поворотный пункт в их карьере. Музыкальная пресса по‑прежнему проявляла антипатию по отношению к группе. 12 ноября вышел новый сингл «Somebody to Love»/ «White Man» и сразу же занял второе место в чартах; критики заявили, что в музыке отсутствует всякое вдохновение. Такое же определение они дали альбому «A Day at the Races», который появился в продаже 10 декабря. Брайан Мэй считал новый альбом продолжением «A Night at the Opera», так как песни, которые были на обоих дисках, писались в одно и то же время – и поэтому новое творение группы не отражало истинного положения вещей и не могло показать, насколько продвинулась группа. Как и название предыдущего альбома, «Queen» взяли "A Day at the Races» из фильма братьев Маркс. Незадолго до официального релиза, 10 октября группа устроила пресс‑конференцию в городе Санбери‑на‑Темзе на ипподроме Kempton Park. В личной жизни музыкантов также произошли изменения в лучшую сторону. Джон Дикон и Вероника, так же как Брайан Мэй и Крисси, приобрели хорошее жилье – в Пугни и Барнсе соответственно. Роджер Тэйлор купил роскошный особняк в сельской местности в графстве Суррей, с большими участками земли и леса. Тэйлор поставил крест на холостяцкой жизни: он стал встречаться с личной ассистенткой Ричарда Брэнсона француженкой Доминик Бейран (с которой он познакомился во время подготовки концерта в Гайд‑парке), и теперь она переехала жить к Роджеру в особняк. Фредди Меркьюри и Мэри Остин снимали стильную квартирку в Кенсингтоне, но в 1976 году Фредди расстался с Остин: его внутренней борьбе настал конец, и он принял решение, касающееся его дальнейшей сексуальной жизни. Фредди не смог пойти против своей природы, как бы сильно он ни был привязан к Мэри. Меркьюри очень сильно любил Остин и был ей предан до конца своей жизни, так же кик и она ему. Однажды Фредди заявил, что считает Мэри своей неофициальной женой, и после смерти завещал ей большую часть своего имущества. Связь Фредди и Мэри продолжалась долгие годы после их разрыва, который для Меркьюри послужил большим облегчением: теперь Фредди мог открыто вести гомосексуальный образ жизни, и начиная с 1977 года он сменил множество партнеров. Это продолжалось чуть более пяти лет. Меркьюри состоял из клубка противоречий – обладая столь тонкой артистической натурой, он часто был неразборчив, когда дело касалось поиска партнера после какой‑нибудь ночной вечеринки в гей‑клубе. «Скука – это болезнь, – любил повторять Фредди. – Я жажду опасности и новых впечатлений!» Меркьюри утверждал, что у него феноменальная сексуальная энергия и что он переспал с сотнями партнеров. Для этого ему постоянно требовалась подпитка жизненной энергии; в то же время Фредди увеличил употребление кокаина. Его стиль жизни стал совершенно гедонистическим, когда «Queen» отправились в очередное турне по Америке и Канаде. Самые большие гастроли «Queen» начались 13 января в Milwaukee Auditorium в условиях самой суровой зимы века на территории США. Группу сопровождали «Thin Lizzy», среди которых были гитарист Скотт Горхэм и вокалист Фил Лайнотт. Менеджер группы Крис О'Доннелл вспоминает, как им удалось поехать в турне вместе с «Queen»: – У «Thin Lizzy» был запланирован собственный сольный тур по Америке. Однажды в Speakeasy Club Брайан Робертсон заступился за Фрэнки Миллера в тот момент, когда тому на Голову должна была обрушиться бутылка. Из‑за этого Брайан серьезно повредил руку и не мог играть на гитаре. Я в это время был в Штатах и отчаянно пытался спасти наш альбом, и вдруг мне позвонил Говард Роуз, американский представитель «Queen», и предложил нам разогревать их в турне по США. О'Доннелл не мог поверить в свою удачу, но его радость быстро сменилась разочарованием: – Я приехал в Лондон и сразу же направился в офис Джона Рейда, чтобы обсудить с ним предстоящее турне. «Queen» надеялись попасть на шоу Top of the Pops с песней «Somebody to Love», но, к сожалению, ее позиция в чартах упала на три пункта: со второго на пятое место. В офисе сидела девушка и изо всех сил кричала в телефонную трубку кому‑то из Би‑би‑си, что “Queen” непременно должны попасть на Top of the Pops. Главным условием шоу было то, что на Тор оf the Pops могли выступать только те группы, чья позиция в чартах поднимается. Девушку это, по‑видимому, ничуть не волновало; она настойчиво продолжала требовать участия «Queen»: «Но ведь это же «Queen»! Как вы не Понимаете! Они выше всего этого!» Как бы то ни было, Гэри Мур согласился заменить «небоеспособного» Брайана Робертсона, и «Thin Lizzy» присоединились к «Queen», которые уже успели отыграть пару концертов в Соединенных Штатах. Для Криса О'Доннелла это турне явилось откровением: – Я могу с полной уверенностью сказать, что время от времени «Thin Lizzy» смотрелись на сцене лучше, чем «Queen». He спорю, «Queen» безусловно очень хороши; они настолько сыграны, что любая мелочь может вывести из строя их идеально отлаженный сценический механизм. Но «Thin Lizzy», напротив, поражали слушателей своей непосредственностью; их безудержная энергия била через край, и публика неизменно была в восторге. Мне кажется, обе группы идеально дополняли друг друга. Музыканты «Queen» и «Thin Lizzy» прекрасно ладили друг с другом, что еще раз подтверждают слова гитариста «Thin Lizzy», неугомонного калифорнийца Скотта Горхэма: – Многие группы просто сходят с ума оттого, что команды, которые их разогревают, производят лучшее впечатление на аудиторию; они даже не дадут время на саунд‑чек, чтобы хоть как‑нибудь тебе напакостить. С «Queen» у нас не было ничего подобного. Наоборот, они говорили: «Возьмите наших техников, проверьте звук, свет, ну и все такое. Если что‑нибудь понадобится, обращайтесь». Вместе с ними мы были готовы перевернуть Америку вверх дном. Он продолжает: – Конечно, мы были двумя абсолютно разными коллективами: «Thin Lizzy» играли что‑то наподобие панка, тогда как музыка «Queen» отличилась виртуозностью и утонченностью – надеюсь, вы теперь понимаете, почему мы никогда не были конкурентами. Близкое общение с музыкантами группы Queen» позволило Крису О'Доннеллу составить о них собственное мнение. О Меркьюри он отзывался не слишком хорошо: – По моему мнению, «Queen» – одна из самых лучших команд в мире. К сожалению, Америка – это не только Нью‑Йорк и Лос‑Анджелес, между ними очень много городов, в которых нам приходилось выступать. Каждый раз, когда мы куда‑либо приезжали, в аэропорту нас уже ожидало несколько машин. В одном из городков Среднего Запада нам вместо лимузинов подогнали три блестящих черных катафалка, взятых напрокат в местном агентстве ритуальных услуг: это было лучшее из того, чем они располагали. Ну, Фредди, конечно же, сразу надулся и отказался садиться в машину, потому что это был не лимузин. Я считал это большой глупостью еще и потому, что он был заранее предупрежден о том, что не везде их ожидать лимузины; тем не менее Фредди большой скандал. И это был не единственный случай, когда Меркьюри проявлял свой скверный характер. Крис утверждает, что с Фредди был трудно общаться на протяжении всего турне: – Что ж, у него был такой стиль жизни. Его вспышки раздражения были следствием других, внутренних проблем. Фредди жил в собственном, нереальном мирке. Вокруг него всегда увивалась свита. В числе тех, кто сопровождал группу на гастролях, были Пит Браун и два личных ассистента Меркьюри: Пол Прентер и Джо Фаннелли. Также у Фредди был свой собственный американский парикмахер и массажист, которые буквально ходили за ним по пятам, и всю дорогу каждый из них норовил угодить Фредди: «Дорогой Фредди то, дорогой Фредди сё…» На сцене Меркьюри был абсолютным профессионалом, он купался в лучах славы и требовал, чтобы все ему поклонялись. Что ж, в конечном счете ему пришлось за это поплатиться. Концерт, который состоялся в Chicago's Stadium две недели спустя, Крис запомнил на всю жизнь: – Погода была отвратительная, и фуры с оборудованием не имели возможности приехать вовремя из Монреаля. Замерзшие фэны в это время толпились вокруг здания; они топали ногами и дули на руки, чтобы согреться. Организатор концерта умолял Фредди открыть двери и впустить детей внутрь. Он сказал, что многие из них в прямом смысле слова посинели от холода, на что Меркьюри ответил: «Дорогуша, мы еще не проверили звук. Мы не можем впустить их до того, как все будет готово». Более того, я же видел, что он тянул кота за хвост и задерживал весь процесс – лишь бы доказать всем, что он прав. Много раз я стоял за кулисами и всегда был поражен профессионализмом «Queen» – как шоумену на сцене Фредди не было равных. Но каждый раз, когда я сталкивался с Меркьюри лицом к лицу, я испытывал огромное разочарование: как человек он оставлял желать лучшего. – Что меня всегда поражало в «Queen» – так это их внутренняя организация; какую роль играл каждый из них внутри коллектива. Все только и говорят о том, какой у Брайана Мэя неповторимый гитарный саунд и насколько Фредди артистичен, но, по моему мнению, мощные ударные Роджера Тэйлора и пульсирующий бас Дикона вместе создавали то, что я называю сердцебиением группы. У них была потрясающая ритм‑секция, но этого, к сожалению, никто по‑настоящему не оценил. Джон и Роджер имели гораздо более важное значение для группы, чем было принято считать, именно они были основой, фундаментом в музыке «Queen». – Роджер Тэйлор – потрясающий барабанщик, и мне всегда казалось, что ему было тесновато в рамках «Queen», там он не мог до конца себя реализовать. Я думаю, что Роджеру всегда хотелось поиграть с какими‑нибудь другими музыкантами. Я не хочу сказать, что в «Queen» его притесняли или в чем‑то ограничивали, просто он общался с огромным количеством музыкантов помимо собственной группы. В свободное время между выступлениями Роджер предпочитал зависать в клубах с «Thin Lizzy» отдельно от своих коллег по «Queen». – Что же касается Джона Дикона, то я думаю, что в каждой группе есть некий стержень, благодаря которому сохраняется ее целостность. Я думаю, именно Джон был этим стержнем. Он очень хорошо разбирался в документации и вел все финансовые дела группы. Весьма сообразительный парень. Дикону до всего было дело, и он держал под контролем все сделки, которые совершала группа. Он очень спокойный человек, но тем не менее он отмечал все, что происходило вокруг него, и всегда высказывал свое мнение, если чувствовал, что в этом была острая необходимость. Группа не может существовать сама по себе: нужен человек, который бы организовывал ее, следил за дисциплиной. По‑моему, Дикон блестяще справлялся с этой задачей. По мнению Криса, то, что все четверо в группе были совершенно разными личностями, сыграло решающую роль в становлении супергруппы «Queen». Это же являлось причиной того, что Джон, Брайан, Роджер и Фредди всегда расходились в разные стороны после традиционного роскошного банкета, который устраивался после выступления. – Я еще никогда не видел, чтобы во время турне обслуживание музыкантов проходило на столь высоком уровне, – признавался Крис О'Доннелл. – Ужин, как правило, состоял из четырех блюд и проходил при свечах. Как истинные рокеры, Брайан и Роджер, в компании Фила и Скотта, вскоре выскальзывали из‑за стола и направлялись в какой‑нибудь из местных клубов, тогда как Фредди и Джон продолжали трапезу. Через какое‑то время уходил и Джон; тогда Фредди ничего не оставалось, кроме как обходить все имеющиеся в городе гей‑клубы. Мне кажется, даже все их времяпрепровождение было четко спланировано. Но, к сожалению, всего предусмотреть невозможно. По словам Скотта Горхэма, настроение и поведение публики подчас бывают абсолютно непредсказуемыми. – Однажды, когда концерт был в самом разгаре и мы рубили одну из наших вещиц, вдруг, чувствую, что‑то просвистело мимо уха; это «что‑то» чудом не задело мое лицо и грохнулось позади меня. Я оглянулся и увидел, что это был… лимон. Ну я подумал: «Странный какой‑то намек… Это что, такое скрытое послание, предупреждение или что?» Почему именно лимон, а не яблоко или, например, салат‑латук? Мы отыграли и ушли за кулисы, а потом я вышел, чтобы посмотреть на «Queen», и тут из того же места на сцену полетело сразу около дюжины яиц! Все сразу же начинают скользить, а Брайан даже приземлился на собственную задницу. Тут уж я заржал как сумасшедший, и вдруг до меня дошло: «Что же ты смеешься, придурок, в тебя самого только что чуть не угодило лимоном!» Я так и не смог решить для себя, что же все‑таки хуже, лимон или яйца. Я смотрел в зал и думал: «Среди них есть парень, который притащил с собой целый салат‑бар. Пусть нам не так здорово заплатят, но, черт возьми, уж поедим‑то мы от души!» 5 февраля «Queen» играли в знаменитом Мэдисон‑сквер‑Гарден в Нью‑Йорке перед достаточно внушительным количеством слушателей. Для ребят это был просто высший пилотаж! Скотт Горхэм, как и все остальные, пребывал в состоянии эйфории: – Само‑то здание не ахти, но мы же все понимали, где мы находимся! Мы – в Мэдисон‑сквер‑Гарден, мы это сделали! Пит Браун отметил, что это был суперконцерт, и все члены группы были с ним полностью согласны: – Кто‑то ляпнул, что «Yes» играли в Мэдисон‑сквер‑Гарден три вечера подряд, на что Фредди сразу же проорал: «Даешь пять вечеров!» – имея в виду, что он не успокоится, пока «Queen» не переплюнут «Yes» и не побьют их рекорд в этом зале. В самой группе «Queen» тоже царил дух соперничества. Браун продолжает: – Ребята старались ни в чем друг другу не уступать. Каждый стоял на своем, и никто не желал пойти на компромисс. Например, Джону Дикону не хотелось носить ту или иную вещь, но ему приходилось ее надевать, так как он был обязан следовать имиджу «Queen». В некотором роде они все друг от друга зависели и делали что‑то, что могло им быть не по вкусу, поскольку являлись частью целого. Они поставили себе очень высокую планку и старались от нее не отступать, занимаясь бесконечным самосовершенствованием. Фредди хотел быть лучшим в мире фронтменом, Брайан стремился стать лучшим гитаристом, Роджер и Джон пытались доказать всему свету, что лучшей ритм‑секции, чем у них, не может быть. Уникальность этой группы состоит в том, что ее участники постоянно работают над собой, стараясь совершенствоваться с каждым днем. На каждом концерте в США «Queen» собирали невероятное количество людей, однако критики все еще упорно продолжали делать вид, что ничего особенного не происходит; в газетах публиковались статьи, смысл которых сводился к тому, что разогревающая команда смотрелась на сцене лучше самих хэдлайнеров. Скотт Горхэм прокомментировал создавшуюся ситуацию: – В газетах я то и дело натыкался на статейки о том, что мы якобы «уделали» «Queen», но ведь это вранье! Непонятно, почему критики были о «Queen» столь невысокого мнения – сначала группу сравнивали с «Led Zeppelin» и им подобными, теперь – с «Thin Lizzy»', «Queen» обвиняли в том, что они… играют тяжелый рок! Но ведь именно такого звучания группа и добивалась! – Американцы слывут страшными гомофобами, но, к счастью, к тому времени у «Queen» не осталось ничего от прежнего гомосексуального сценического имиджа, – утверждает Крис О' Доннелл. – Несмотря на двусмысленное название «Queen» и вызывающее поведение Фредди, группа все же представляла из себя классический «бой‑бэнд». К тому времени они уже не строили из себя гомосексуалистов. Ребята играли хард‑рок, и Фредди больше не приходилось прибегать к своим традиционным «голубым» штучкам. Все вышесказанное вовсе не означает, что «Queen» не пользовались популярностью среди гомосексуалистов. Скорее наоборот. Скотт Горхэм вспоминает концерт 6 марта 1977 года в Winterland в Сан‑Франциско: – Мы знали, что в Сан‑Франциско существует большое сообщество геев. Ну, значит, мы играли первыми. Я выбежал на сцену и рванул в сторону левого крыла, чтобы оттуда нырнуть в толпу. Я уже был у самого края сцены, на меня был направлен луч прожектора, и тут я увидел… Батюшки! Из зала на меня смотрело пять сотен самых педерастических гомиков, которых я когда‑либо видел! Во что они только не были одеты: на них были штаны с блестками, атласные трико, огромные мягкие шляпы с качающимися страусиными перьями… Все они повскакивали со своих мест, подбрасывали вверх шляпы с перьями и орали: «Давай, сделай это, мальчишка!» Ого, думаю, что‑то я не слишком готов к такой популярности. И припустил оттуда куда подальше… Несмотря на то что на каждом своем шоу «Queen» выкладывались до предела, Фредди всегда стремился выжать из себя максимум того, что он мог. Горхэм утверждает, что Фредди не был похож на самого себя: – Это надо было видеть! Он как с цепи сорвался. Если Фредди казалось, что «Queen» принимали не слишком хорошо, то он лез из кожи вон, чтобы обеспечить как минимум три выхода «на бис». Адреналин был не единственным источником той бешеной энергии, которую Фредди излучал на сцене. Гитарист «Thin Lizzy» был свидетелем тому, что еще перед началом турне Меркьюри принимал кокаин: – Перед началом турне мы записывались в Olympic Studios; в то же самое время там писались и «Queen». Я встретил Фредди в фойе. Он уже успел принять две дозы. Он мне сказал: «Эй, Скотт, поднимайся‑ка к нам наверх, послушай, что мы делаем. Ты просто обязан это услышать. Сегодня у Брайана абсолютно офигительный саунд. Я в полном улете, а ему не нравится. Иди, скажи ему, что ты думаешь по этому поводу». Я ему ответил: «Да нет, наверное, не стоит. Там, я думаю, и без меня критиков хватает». Но Фредди не успокоился, пока я наконец не согласился; действительно, саунд был что надо. К тому времени Фредди еще пару раз заправился кокаином, и было видно, что его «торкнуло». На самом деле, я в первый раз видел, чтобы Фредди баловался кокаином. Думаю, что именно из‑за кокса он был таким шумным. Однако во время турне я что‑то не замечал, чтобы он хоть раз нюхал порошок. По крайней мере, Фредди этого не афишировал и не создавал никому неприятностей. В общем, вел себя вполне прилично. Сразу после концерта в Сан‑Франциско музыкантам пришлось прервать турне, так как у Меркьюри снова начались проблемы с горлом, в результате чего были отменены сразу два выступления. «Queen» временно разошлись, чтобы осмотреть местные достопримечательности, и вскоре были снова вместе: им предстояло отыграть еще около десяти концертов. Четыре из них прошли в Канаде, где и закончилось турне. Последнее выступление «Queen» состоялось 18 марта в Northlands Arena в канадском городе Эдмонтон. Для группы это турне было достаточно тяжелым испытанием, но в то же время оно было полно новых впечатлений. Вернувшись в Великобританию, музыканты узнали неприятное известие: их последний сингл не попал в первую десятку в чартах. «Tie Your Mother Down»/ «You and I» появился на прилавках 4 марта, но спустя месяц он поднялся лишь до тридцать первой позиции. В британских хит‑парадах теперь лидировали исполнители, играющие легкую музыку: группа «Abba», Дэвид Соул, «Brotherhood of Men», «Smokie» и им подобные входили в двадцатку лучших; вполне естественно, что творения Брайана Мэя не могли с ними конкурировать. Но теперь на британскую музыкальную сцену стремительно врывалось новое течение – панк‑ рок. Стили сменяли друг друга со скоростью света, но некоторые из них оказывали на музыку огромное влияние. Никто не мог тогда с полной уверенностью сказать, как долго просуществует эта новая резкая форма музыкального выражения, которая в корне отличалась от помпезной музыки «Queen».
8. НОЧИ БЕЗУМНЫЕ…
Панк‑движение представляли такие группы, как «The Jam», «The Damned» и «The Clash», но именно благодаря «Sex Pistols», которыми руководил бывший менеджер «New York Dolls» Малкольм Макларен, в Британии сформировался стиль, который назвали Новой Волной. Поклонники этого течения отличались крайне развязным поведением; в моду вошла прическа «ирокез», косые кожаные куртки, сплошь увешенные цепями, и пирсинг. Агрессивные и шокирующие, панк‑рокеры ворвались на музыкальную сцену в грязных тяжелых армейских ботинках. Само течение продержалось в Англии не более полутора лет, но оно оказало серьезное влияние на музыку последующих поколений. Критики того времени стойко придерживались мнения, что группы вроде «Queen» доживают свои последние деньки. Принимая во внимание тот факт, что их последний сингл не имел большого успеха, нельзя было с уверенностью сказать, какая судьба ожидает группу в ближайшие несколько лет. Их следующее турне по городам Европы, состоявшее из восьми концертов, могло стать последним. «Queen», однако, не собирались сдаваться и продолжали работать с прежней энергией. Музыканты лишь еще больше старались подчеркнуть то, что так отличало их от других групп; в противовес неопрятным, затянутым в кожу панкам они одевались в великолепные сценические костюмы. Фредди чуть не ослепил шведскую публику, когда в конце выступления 8 мая в Ice Stadium в Стокгольме он вышел на сцену в блестящем серебристом трико; весь концерт он был одет в полупрозрачный костюм – точную копию того, в котором выступал великий танцор Нижинский. Игра на публику всегда была визитной карточкой группы «Queen», а уж о вечеринках, которые они закатывали после выступлений, ходили легенды. По словам Мэя, таким образом музыканты давали выход адреналину, который накапливался во время концерта. Так или иначе, во время этих оргий на уши вставал весь город, в каком бы они ни выступали; к ним стекались толпы приглашенных и непрошеных гостей. Предпоследний концерт турне проходил в Роттердаме в Ahoy Hall, а после него во время праздничной церемонии на борту яхты музыкантам вручили в общей сложности тридцать восемь платиновых, золотых и серебряных дисков по итогам продаж их альбомов в Нидерландах. «Queen» недолго почивали на лаврах, ведь их снова ждала Великобритания. Н
|