Известно, что теория классицизма наиболее подробно изложена в трактате Никола Буало «Поэтическое искусство». Создавая этот трактат, Буало опирался на античных предшественников и их произведения: «Поэтику» Аристотеля и «Поэтическое искусство» Горация, последнее в большей степени, т.к. французский классицизм больше ориентирован на античность римскую, чем греческую, а также дело в близости государственных идеалов (абсолютная монархия). Барокко также было во Франции, причем в двух разновидностях: барокко высокое (галантное, жеманное) и барокко низкое (бурлеск; перелицовки античных сюжетов). Однако, классицизм во Франции одержал вверх, т.к. страна, пройдя через период потрясений, смогла всё-таки выйти из этого кризиса и начала укреплять государство и укреплять центральную власть – монархию. При этом усиливаются законы (параллель с твердыми законами классицизма). Таким образом, классицизм – хорошая идеологическая поддержка для абсолютизма. Это прекрасно понимали политики, не зря Кардинал Ришелье санкционировал создание Французской Академии – общества, которое должно было поддерживать классицизм и следить за соблюдением его правил в произведениях.
Буало писал свой трактат, когда многие произведения классицизма были созданы. Буало, как и Аристотель, обобщал и приводил многочисленные примеры из произведений предшественников и современников.
Принципы классицизма по Буало:
1. Следование разуму. Разум – высшая ценность и критерий всего. Французский классицизм опирался на философию Рене Декарта, который считал, что изучать мир необходимо при помощи разума, а не чувств. «Чувства человека обманывают» (чувства – не переживания, а те пять чувств). Верная информация может быть получена только умозрительно, поэтом разум поставлен превыше чувств, а те должны ему подчиняться. Кроме того, Декарт утверждал, что существуют врождённые идеи, которые человек получает от рождения. Это та самая первичная информация, на которой основываются все его размышления. Эта теория очень хорошо обосновывала сословное деление: если человек рождается с определенными идеями, он привязан ими к сословию. Для классицистов сословный слой крайне важен, они верили, что благородный по рождению человек благороден и по духу. Также очень важна идея государства: всё, что относится к государству, важнее личности.
2. «Себе в наставницы природу изберите». Под словом «природа» Буало понимает не окружающую среду, не живую природу, источник хаоса, от которой надо отгораживаться. Под природой он имеет в виду мировой порядок, упорядоченный человеком при помощи разума жизни. Требование разумности влечет за собой также некоторые условия и требования, одно из самых важных – правдоподобие. Под правдоподобием классицисты понимали нечто более важное, чем сама правда, ведь правда – это то, что было на самом деле, а реальная жизнь не всегда разумна и логична. Правдоподобие – то, что должно происходить по законам разумности. Эта идея правдоподобия опирается на идеи Аристотеля: «поэзия должна изображать события, происходившие по вероятности или по необходимости». Это и есть то самое правдоподобие классицистов. Таким образом, требование правдоподобие – крайне важное правило.
3. Классицисты видели цель искусства в гармонизации действительности. Буало уделяет этому вопросу большое внимание и говорит о том, что искусство само по себе обладает способностью делать действительность гармоничной: чудовище, изображенное на холсте, уже становится эстетически прекрасным. Это свойство искусства самого по себе: явление, которое в реальности вызовет отторжение, в искусстве получает эстетическую ценность уже потому, что оно изображено мастерски.
4. Правило трех единств для драматургии: единство времени, места и действия. Классицисты ориентировались на античность, видели в ней образец для творчества, но одновременно они отталкивались и от искусства средневековья. Средневековое искусство не устраивало их в первую очередь своим неподчинением законам разума, потому как там очень много мистичного, сверхъестественного, невозможного с точки зрения разума. По этой же причине классицисты отказались от христианских и религиозных сюжетов. Христианские сюжеты алогичны, и классицистам это не нравилось. Зритель не должен отвлекаться на сюжет, поэтому классицисты любили пьесы с античным сюжетом, потому как их сюжет известен, и это позволяет сосредоточиться на внутреннем конфликте: конфликте между разумом и чувством. Победа всегда за разумом: он отодвигает чувства и руководствуется долгом.
Классицисты построили собственную иерархию жанров на высокие и низкие. К высоким жанрам относились в первую очередь эпос, ода и трагедия – три основных жанра. Сюда же включалась высокая комедия, этакий жанр-исключение. К низким относились комедия, роман, баллада и множество других. Требования классицизма относились только к высоким жанрам, потому как низкие находятся за гранью классицизма.
Лекция №2