Самое яркое проявление классицизма – драматургия, в первую очередь, трагедии, относившиеся к высокому жанру. Комедии в принципе классицисты относили к жанрам низким, но во Франции был создан жанр высокой комедии.
Пьер Корнель считается первым классицистом-трагиком во Франции, с него начинается история классицистической трагедии. К этому жанру он пришел далеко не сразу. В молодости он писал и комедии, причем комедии в барочном стиле, и драмы, и к трагедии пришел постепенно. При периодизации его произведения делят на трагедии первой манеры (Сид и Горация) и трагедии второй манеры (Родогуна)
Первый период – период становления классицистической трагедии. Здесь впервые проявляется традиционный конфликт долга и чувства. Он рисует абсолютных героев, героев-максималистов. Трагедия потому и трагедия, что герой во всем идёт до конца и не соглашается на компромисс. Поначалу у Корнеля возникали проблемы с соблюдением формальных требований при абсолютно классицистической идее.
Первая трагедия, написанная Корнелем – трагедия Сид. Сюжет трагедии Корнель взял из испанских произведений, из пьесы под названием «Юность Сида». Конфликт строится на том, что Родриго (Сид) взаимно влюблен в Химену, но между их отцами происходит ссора, и отец Химены оскорбляет отца Родриго, и это оскорбление можно смыть только кровью. Перед Родриго возникает проблема выбора между долгом чести и любовью к Химене. Момент выбора в классицизме всегда основной и центральный. Родриго выбирает честь, потому как другого выхода у него и нет: если он не смоет пятно позора, то потеряет любовь в любом случае. Он убивает отца Химены на дуэли. Теперь конфликт разворачивается в душе Химены: мстить ли Родриго за смерть отца или простить его. Отец Родриго и король, пытаются придумать какой-то выход. Единственный человек, который поддерживает её в желании мести – сам Родриго. Финал трагедии по сути остаётся открытым: Родриго казнить никто не собирается, ведь он убил отца Химены в честном поединке, к тому же, спас всю страну от мавров. Для классицистов государство – высшая ценность, следовательно, важный для государства человек не может быть убит по личным мотивам. Король настаивает на том, чтобы Химена вышла замуж за Родриго, Химена ответа не даёт, финал остаётся открытым.
Корнеля упрекали за нарушения принципов классицизма. Главным образом, упрекали его за отсутствие правдоподобие. Неправдоподобно поведение Химены: то, что она всё же готова согласиться на свадьбу, отступив от требований долга. Корнель отличал, что согласия собственно и не было.
В этой трагедии Корнель нарушил все три единства: места (действия происходят во дворце короля и в доме Химены, но эти сцены не могут происходить у короля), времени (действие развивается в течение полутора суток; Пушкин пишет, что в пару суток Корнель уместил четыре месяца действий) и действия (есть ещё и линия инфанты, которая влюблена в Родриго; её предлагали убрать, но этот образ придаёт значимости Родриго, ведь в него влюблена девушка царской крови).
Таким образом, «Сид» не признавался классицистической трагедией, его даже называли трагикомедией. В произведении были политические мотивы, ведь в это время Франция воевала с Испанией, к тому же, классицистам не нравился средневековый сюжет. Однако, трагедия пользовалась колоссальным успехом у зрителей, во французском языке даже появилось выражение «прекрасно как Сид» - высшая степень восхищения.
В своих дальнейших произведений Корнель стремился к соблюдению правил классицизма.
Гораций – ещё одна трагедия Корнеля. Здесь Корнель взял сюжет из истории Древнего Рима, в те времена, когда он ещё был полисом, и собирался объединиться с Альбой. Возникает конфликт, какой город должен стать центром объединения. Решено провести поединок между тремя бойцами с обеих сторон. Выбрано две семьи: семья Горация и Куриация. Эти семьи породнились между собой: сестра Куриация, Сабина, замужем за Горацием, сестра Горация, Камилла, невеста Куриация.
Корнель создаёт две пары персонажей: два мужских и два женских, чтобы показать варианты выбора в одинаковой ситуации. Такой прием использовал в античности Софокл, в трагедии «Антигона», где Исмена введена лишь для того, чтобы продемонстрировать, что было бы с Антигоной, не похорони она брата. Корнель рисует трагедию выбора между долгом и чувством. Уровень долга и чувства очень повышен: от долга чести, несколько субъективного, он переходит к долгу перед государством – абсолютным. При этом любовь семейная более чистая, чем любовь к женщине, ведь она лишена плотской составляющей. Но всё равно долг должен быть превыше всего. Гораций принимает для себя однозначное решение: он готов идти в бой и считает Куриациев врагами. Куриаций пытается исполнить долг, при этом сохранив чувства, у него внутренний конфликт не решен до конца. В поединке побеждает Гораций, что не удивительно, ведь у него душевный конфликт решен. Сабина и Камилла очень страдают из-за сложившейся ситуации, и обе стремятся каким-либо образом избежать этой трагедии, но каждая по-своему. Камилла пытается отговорить Куриация, уговаривает его проявить слабость – низменный вариант потакания слабостям. Сабина предлагает более благородный вариант: предлагает, чтобы её убили, ведь именно она, Сабина, связывает эти семьи. После победы Горация Сабина оплакивает погибших, и для неё не важно, свои это или нет, а Камилла проклинает своего брата, победителя. Но важно то, что она проклинает ещё и Рим и предсказывает гибель римского государства, заявляя, что государство, требующее от граждан отказа от человеческих чувств, придёт к распаду. Таким образом, Корнель в уста Камиллы, по сути, героини, ведущей себя отрицательно, вкладывает предсказание того, что реально произошло, как бы показывая, что у Камиллы есть своя правда: прав Гораций, но в чем-то права и Камилла. В гневе Гораций убивает Камиллу. Его судят за это, но оправдывают, поскольку его подвиг выше его преступления. Всё-таки, Гораций положительный герой, но эта двойственность всё же остаётся, за что Корнеля критиковали классицисты, заявляя, что Горация не надо было пятнать убийством и Камилле стоило бы убить себя самой. Но всё же Корнель этого не сделал.
В разные времена «Горация» по-разному принимали и трактовали. Во времена французской революции её ставили на сцене, демонстрируя торжество долга, и главным персонажем был Гораций, а уже после главной героине стала Камилла. Можно предположить, что уже в «Горации» Корнель сомневался в торжестве идеи государства.
Но дальнейшие события, происходившие во Франции, заставили Корнеля пересмотреть свои взгляды. В те годы были фронды, делившие граждан по классам, назревала революционная ситуация. За то время, пока эти движения заглохли, современники увидели, что восторженные идеи государства сходятся на борьбе за власть. Эти события заставили Корнеля пересмотреть своё отношение к идеям классицизма и государственности. Отсюда и появились трагедии второй манеры, где черты классицизма и барокко смешаны: сохраняется классицистические конфликты и повороты сюжета, но в то же время много мотивов барочных.
«Радагуна» - сюжет взят из античной истории. Классицисты требовали античных сюжетов для того, чтобы они были известны и зритель не отвлекался на ход событий, интригу. А Корнель взял сюжет малоизвестный, что позволило его трансформировать, и при внешнем соблюдении правила он извлек из сюжета совершенно другой результат.
В пьесе четыре центральных героя: Царица Клеопатра (другая Клеопатра, царица Греции), у неё два сына, Селевк и Антиох. Муж Клеопатры погиб при темных обстоятельствах, и теперь она должна назначить приемника, одного из сыновей. Но проблема в том, что сыновья эти близнецы, и они родились в один день, и лишь матери известно, кто из них родился чуть раньше. То, что Селевк и Антиох близнецы – это барочный мотив двойничества. Это своеобразные двойники: при внешнем различии по характеру они практически одинаковы; и это явное отступление от классицизма, ведь классицизм требовал минимум персонажей. Клеопатра ставит условие: она назовет наследником тому, кто убьет Родогуну, пленную царевну, в которую оба царевича влюблены. Братья оказываются соперниками и в любви, и в борьбе за власть. Но оба они не хотят бороться за власть, для них важнее духовная близость друг с другом, и каждый из них готов отступить. Но Родогуна, которая понимает, какая угроза для неё Клеопатра, ставит условие, что она полюбит того, кто убьет Клеопатру. Если в первых трагедиях поставлен выбор между хорошим и лучшим, то здесь даётся выбор из двух зол, убийством матери или любимой. Единственный достойный вариант – это отказ от выбора, одновременно с тем отказываясь от власти и любви. Именно так поступает Селевк. Антиох также не согласен бороться, но он надеется найти компромисс и примирить Клеопатру с Родогуной, но это, конечно, иллюзия, ведь для Клеопатры жизнь превыше всего. Клеопатра – наиболее сложный персонаж, с ней вводится чисто барочный мотив маски. У классицистического героя маски быть не могло, ведь герой говорит, что думает, и поступает, как говорит. У Клеопатры мысли разнятся со словами, а слова – с действиями, и маска никогда не совпадает с лицом, она всё время что-то изображает, в зависимости от того, перед кем она находится. Для неё сменить маску – это просто. Она может изображать растроганную мать перед Антиохом, обещая примирение с Родогуной, но во время свадьбы приходит весть об убийстве Селевка, и от брата приходит предупреждение остерегаться дорогой им обоим руки, и Антиох должен угадать, о ком идет речь – о матери или любимой. Антиох догадывается, что его собираются убить, и готов к смерти, но Родогуна не готова, и она требует проверить принесенные им бокалы вина, отравленные Клеопатрой. Царица пробует это вино, умирает и предсказывает Антиоху и Родогуне рождение сына, во всем похожего на неё – здесь Корнель вводит мотив будущего, которого не было прежде, например, в «Горации».
Идейно эти трагедии глубоко классицистичны, в них утверждается торжество разума, но сам Корнель пришел к кризису этих идей.