Черноморско-Каспийский регион в орбите древних цивилизаций
Один из классиков геополитики, X. Маккиндер в 1904 г. в работе «Географическая ось истории» назвал Пятиморьем регион, включающий в себя пространство, входящее в пятиугольник Каспийского, Черного, Средиземного, Красного морей и Персидского залива, и подчеркивал его геополитическую функциональную значимость, утверждая, что «Кавказ и Каспийский регион следует рассматривать в более широком политическом контексте». Корни формирования региональной уникальности уходят в древнюю историю, когда зарождались древнейшие очаги мировой цивилизации. Развитие Черноморско-Каспийского региона было неразрывно связано с формированием и жизнедеятельностью на огромном пространстве этнических и территориальных человеческих общностей, выделяющихся своей индивидуальностью, имеющих свою экономическую, социальную и культурную специфику и в то же время входивших в состав широких миросистемных образований – так называемых «мир-империй». История становления «мир-империй» региона охватывает огромный хронологический период: от IV тысячелетия до н.э. до наших дней. Наиболее распространена в исторической науке следующая периодизация древних обществ: I этап – конец IV – конец II тысячелетия до н.э.: период складывания ранних форм общества, классов и государства; II этап – рубеж III тысячелетия до н.э.– конец I тысячелетия до н.э.: период расцвета древних обществ, наивысшее развитие рабовладельческих отношений; III этап – I–V вв. н.э.: характеризуется упадком древних обществ, появлением черт перехода к феодализму. Входящие в ареал зарождения и развития человеческой цивилизации и расположенные на стыке Европы и Азии, Причерноморье, Кавказ и Каспий на протяжении тысячелетий играли важную роль в процессе политического, экономического и культурного развития всех народов и стран, входящих в Центральноевразийский мегарегион. Однако процессы, проходившие с северной и южной сторон Кавказа, имели серьезные отличия. Самые ранние цивилизации региона возникли в Западной Азии в долине двух больших рек – Тигра и Евфрата или иначе – Месопотамии. Благодаря разливам этих рек на небольшом пространстве могло прокормиться много народа. Именно поэтому здесь около середины IV тысячелетия до н.э. зарождается древнейшая месопотамская цивилизация. В это время в Южной Месопотамии появляются первые шумерские племена, пришедшие «из страны высоких гор», возможно, с Кавказа, и область их расселения получила название Шумер на юго-востоке и Аккад на северо-западе. Торговля, обмен, войны способствовали формированию общей цивилизации. Хотя в этой зоне говорили на разных языках, но использовалась шумерская письменность, поэтому всю месопотамскую цивилизацию начала и середины III тысячелетия до н.э. принято называть шумерской. История Шумера и Аккада наполнена постоянными столкновениями между различными городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами. Около 1900 г. до н.э. власть в городах Месопотамии захватывает семитский народ – амореи, обосновавшийся, в частности, в Вавилоне. С возвышением Вавилона название территории меняется на Вавилонию. К северу от Вавилонии по верхнему Тигру лежала Ассирия; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. Около 1600 г. до н.э. Вавилония подверглась нашествию хеттов – индоевропейского народа, обитавшего в Малой Азии, которые создали Хеттское царство. В свою очередь, Хеттское царство было уничтожено в ходе так называемого переселения «народов моря. («Народы моря» – группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII в. до н.э. к границам Египта и государствам хеттов из региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия). На месте хеттов поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию – древнюю область в Малой Азии, расположенную на юге современной Турции, где они дожили до прихода персов, а впоследствии были ассимилированы малоазийскими греками. Вслед за этим с севера пришли касситы – скотоводческие племена, проживавшие в Западном Иране. Касситам удалось установить контроль над Вавилоном и править им в XVI–XII вв. до н.э. После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии. До этого Ассирия была лишь вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии удержать ее в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу, семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников. Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называют первым шагом в деле создания военно-политической организации в Древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну. В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении Великой мироимперией Древнего мира, поглотившей колыбель человеческой культуры – Месопотамию, стала Персия (Персия – древнее название страны в Юго-Западной Азии, с 1935 г. она официально называется Ираном). Она же во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до реки Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи – вавилонян, ассирийцев и хеттов. Важную геополитическую роль в истории региона играл Кавказ, который, будучи окаймленным Черным, Азовским и Каспийским морями, представлял собой военно-стратегический плацдарм для продвижения с севера вглубь Среднего и Ближнего Востока, выхода к Восточному Средиземноморью и Персидскому заливу. К тому же Кавказ благодаря своему географическому положению, подобно огромному мосту, связывал Восточную Европу с Передней Азией. Через этот край шли пути из Центральной Азии в Причерноморье и Средиземноморье, из евразийских степей – на Ближний Восток. В то же время Кавказские горы часто служили естественным и весьма надежным барьером, огораживающим равнинные просторы Северного Предкавказья от экспансии с южного направления и, соответственно, пространства Южного Кавказа – с северного. На западном побережье Каспия горы Кавказа вплотную подходят к морю, оставляя лишь узкую прибрежную полосу. Здесь в древности пролегал знаменитый Прикаспийский путь – наиболее удобная дорога из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию, связывавшая области обитания кочевников в степях Предкавказья с районами древнейшего земледелия на Южном Кавказе, именно по ней устремлялись воинственные племена степняков к земледельческим центрам юга. Контакты и взаимодействия степняков с оседлым населением, т.е. кочевников и земледельцев, сыграли большую роль в истории народов региона. Прикаспийский путь был главной артерией мощных этногенетических процессов, способствующих формированию народов и этнических групп, живущих в современных государствах евразийского мегарегиона. На протяжении многих столетий этим путем прошли скифы, массагеты, сарматы, аланы, гунны, хазары и многие другие кочевые обитатели евразийских степей. Не случайно, что именно в наиболее узком и стратегически важном месте прикаспийской трассы в период начала скифского вторжения в Переднюю Азию уже в конце VIII – начале VII в. до н.э. возникла крепость Дербент с мощными фортификационными сооружениями. Об этих «Каспийских» или «Албанских» воротах содержатся сведения в трудах Геродота (V в. до н.э.), Страбона (I в. до н.э. – I в. н.э.), Плиния Старшего (I в.), Птолемея (I–II вв.), Кассия Диона (II в.) и других греко-римских историков и географов. Аналогичные процессы наблюдались и на западном, Черноморском, побережье Кавказа, где по Меотидо-Колхидскому пути, а также через Главный Кавказский хребет – по Дарьяльскому проходу в VIII–VII вв. до н.э. племена ираноязычных киммерийцев, а затем скифов устремлялись на юг. В целом же Кавказ, Причерноморье и Каспий издревле привлекали к себе внимание Древнего мира. Легендарный Гомер считал, что Земля на западе простирается до Атлантического океана, а на востоке – до «Пруда Солнца» – Каспийского моря. Слухи о богатствах Кавказа послужили основой древнегреческого мифа об аргонавтах, отправившихся морским путем в далекую и таинственную Колхиду за золотым руном. Природные богатства края, который к тому же являлся районом разносторонних контактов между Восточной Европой и Передней Азией, служили одной из важных причин и объектом экспансии античных государств Средиземноморья. На Северное Причерноморье, Кавказ и Каспий были устремлены взоры Александра Македонского, Помпея, Цезаря, Нерона и других правителей античного Запада. Выдержав натиск Востока в длительных греко-персидских войнах (495–449 гг. до н.э.), эллинистический мир уже через сто с небольшим лет начинает контрнаступление в восточном направлении, продолжавшееся несколько столетий. В 334 г. до н.э. македонцы во главе с Александром Великим высадились на азиатском континенте, нанесли поражение персидским войскам на реке Граник и дважды разгромили огромные армии – в битве при Иссе (333 г. до н.э.) на юго-западе Малой Азии и при Гавгамелах (331 г. до н.э.) в Месопотамии. Ослабленное нескончаемыми мятежами, восстаниями и междоусобицей, Персидское государство Ахеменидов – древнеперсидской царской династии, правившей в 558–330 гг. до н.э. одним из крупнейших государств древнего Востока, – не устояло перед армиями Александра Великого. Более четырех лет Александр провел на востоке Иранского нагорья, основывая многочисленные греческие колонии. Затем он повернул на юг и завоевал персидские провинции на территории, которая в настоящее время является Западным Пакистаном. После этого он отправился в поход в долину Инда. Вернувшись в 325 г. до н.э. в Персию, Александр женился на дочери персидского царя Дария III и стал активно поощрять своих солдат брать себе в жены персиянок, вынашивая идею о едином государстве македонцев и персов. В 323 г. до н.э. Александр в возрасте 33 лет умер от лихорадки в Вавилоне. Завоеванная им огромная территория была тут же поделена между его военачальниками, соперничавшими между собой. И хотя замысел Александра Македонского слить воедино греческую и персидскую культуру так и не был осуществлен, многочисленные колонии, основанные им и его преемниками, в течение веков сохраняли своеобразие своей культуры и оказывали значительное влияние на местные народы. После смерти Александра Великого Иранское нагорье вошло в состав государства Селевкидов, получившего свое название по имени одного из его полководцев. Центром государства Селевкидов была Сирия, но со временем оно расширило свои границы, включив в них большую часть Ближнего Востока, от Малой Азии до Северной Индии. При Селевкидах греческая культура продолжала распространяться по всей Азии. Правители династии вели войны с мятежными наместниками провинций, с другими эллинистическими государствами, возникшими на обломках империи Александра Македонского, а позднее с римлянами. Селевкиды переняли от Александра идею слияния рас и культур на гигантских просторах от Средиземного моря до реки Инд. В этот период происходило быстрое развитие городов, сопровождавшееся эллинизацией иранцев и иранизацией греков. В 65 г. до н.э. Сирия, где правили Селевкиды, была присоединена к Риму, став его провинцией. Вскоре после смерти Александра местная знать начала борьбу за независимость в Парфии – территории, расположенной к юго-востоку от Каспийского моря. Парфия входила в состав государства Селевкидов приблизительно до 250 г. до н.э. Парфяне, предводительствуемые родоначальником правящей парфянской династии Аршаком, объявившим себя потомком древних персидских царей, подняли восстание, которое привело к созданию независимой державы. Парфия крепла и расширялась по мере того, как приходило в упадок государство Селевкидов. Между парфянами и Селевкидами велись постоянные войны. А в I в. до н.э. Парфия вступила в период практически непрерывных войн с Римской империей, которые длились почти 300 лет. Долгие годы войны и попытки одолеть римлян на западных границах ослабили власть парфян. В III в. сатрап Фарса (или Парсы) Ардашир нанес сокрушительное поражение парфянам и основал новую персидскую империю, известную как государство Сасанидов (от древнеперсидского титула «сасан», или «командир»), постоянно соперничавшую с Римской империей. После падения Западной Римской империи место традиционного врага Сасанидов заняла Византия – Восточная Римская империя. Могущественное государство Сасанидов оказалось истощенным в результате долгих войн с Византией на западе и с тюрками на востоке. Ослабленная империя не могла противостоять новому появившемуся историческому фактору – воинам ислама – Арабскому халифату, наступавшему с Аравийского полуострова. Окончательное поражение Сасаниды потерпели в 642 г. Это предопределило конец эпохи Сасанидов. А с ним наступило иное время. Древняя история Северного Кавказа и Предкавказья (Юг России) имела особенности, обусловленные прежде всего географическими и культурно-социальными факторами. В Древности Кавказский регион заселялся как с нагорий Передней Азии, так позднее и из степей Юго-Восточной Европы. Поэтому на разных исторических отрезках в качестве главенствующих выступает то одна, то другая тенденция внешних культурных влияний: в одни эпохи Кавказ (особенно северная его часть) оказывался больше открытым в сторону Европы, а в другие – Ближнего Востока. В VI–IV тысячелетия до н.э. здесь произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству, связанному с оседлостью значительной части населения. Еще в древности, в результате различных форм взаимодействия племен, сложилось кавказское языковое единство, общность археологических культур и антропологическое родство населявших его древних людей. Однако в IV–III тысячелетиях до н.э. в результате этнической интеграции с пришлыми группами сформировались кавкасионский, каспийский и понтийский антропологические типы людей. Начинается распад палеокавказской этнокультурной общности на западную (абхазо-адыгскую), восточную (нахо-дагестанскую) и южную (картвельскую) ветви. В раннем железном веке (I тысячелетие до н.э.) культурно-исторические судьбы Закавказья и Северного Кавказа расходятся. Южный Кавказ стал частью периферии эллинистического мира. Значимые исторические процессы редко переваливали через Главный Кавказский хребет, и если доходили до Северного Кавказа, то не сопровождались сколько-нибудь заметными культурно-историческими трансформациями. С начала железного века и до великого переселения народов в горных областях Северного Кавказа развитие шло без радикальных перемен. Другая ситуация была в степном Причерноморье. Важным событием, повлиявшим на историю степного Причерноморья, стала древнегреческая колонизация– эмиграция населения из городов материковой и островной Греции, греческих городов Малой Азии (Иония) в VIII–VI вв. до н.э. На обоих берегах Боспор-Киммерийского (Керченского) пролива возникает ряд городов-колоний – Фанагория, Германасса, Танаис и др. Всего в работах греческих авторов сохранилось свыше тридцати названий городов-колоний, основанных на территории современного Юга России. Древнегреческая колонизация не только внесла изменение в антропологическую карту степного Причерноморья, но также стала фактором активного воздействия античной культуры на местное население, ускорила разложение родоплеменных и формирование классовых отношений. Около 480 г. до н.э. греческие города-колонии объединились в Боспорское царство со столицей Пантикапей. В середине III в. н.э. Боспорское царство подверглось нападению союза племен под предводительством готов, но окончательно Боспорское царство было уничтожено гуннами в 70-х гг. IV в. в ходе великого переселения народов. Вторая половина I тысячелетия до н.э. – начало I-го тысячелетия н.э. характеризуется активной деятельностью многочисленных ираноязычных кочевых племен. Первыми такими племенами, чье имя сохранили античные письменные источники, были киммерийцы. Согласно сведениям, приведенным греческим историком Геродотом, они пришли в Северное Причерноморье с Нижнего Поволжья под давлением более сильного кочевого ираноязычного племени – скифов. Затем киммерийцы проникли в Закавказье и были зафиксированы ассирийскими текстами в 714 г. до н.э. под именем народа «гимирру». История этого народа продолжалась до второй половины VII в. до н.э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Большую роль в истории региона сыграли скифы – собирательное название ираноязычных кочевых и оседлых племен, обитавших в VII – III вв. до н.э. в степях Юго-Восточной Европы. Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом, по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В VII – VI вв. до н.э. они имели прочные торговые и культурные связи с городами, возникшими в ходе древнегреческой колонизации. Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие, значительное развитие получили ремесла и торговля продуктами сельского хозяйства с Боспорским царством. В III в. до н.э. значительная часть скифов была ассимилирована другими кочевниками – сарматами – ираноязычными кочевниками, появившимися в IV в. до н.э. к западу от Танаиса (р. Дон). На всем протяжении истории, сарматы не представляли собой единого союза родственных племен. Это был, скорее, конгломерат со сложными взаимоотношениями внутри различных по происхождению народов. Географическое понятие «Сарматия» – т.е. область расселения сарматских племен, формируется в представлении античных авторов начиная с IV в. до н.э. Вытеснив скифов из степей Северного Причерноморья, они играли важную роль на международной арене, выступая в коалиции противников Рима в войнах II в. до н.э. – I в. н.э. В начале новой эры значительная часть их осела в городах Боспорского царства. В античной литературе дается множество названий сарматских племен. Ведущими можно считать племена роксоланов (II в. до н.э. – II в. н.э.) и аланов (I–III вв. н.э.). Известно, что аланы совершали походы на Закавказье, пользуясь Дарьяльским и Дербентским проходами, и принимали активное участие в жизни Боспорского царства. С обоснованием ираноязычных сарматов на Северном Кавказе начинается сложный процесс взаимодействия между ними и меотами – оседлыми племенами, населявшими Прикубанье и Предкавказье в VIII в. до н.э. – III в. н.э. В отличие от скифов, сарматов и прочих ираноязычных племен, меоты относились преимущественно к кавказской языковой семье. В VI–V вв. до н.э. у меотов начались рост численности населения, разложение родоплеменного строя, выделение знати. Развитие экономики было тесно связано с включением Прикубанья в ареал древнегреческой колонизации. Помимо земледелия и скотоводства активно развивались ремесла – металлургия и гончарство. Племена меотов активно участвовали в международной торговле в бассейне Азовского и Черного морей, экспортируя продукты сельского хозяйства и рыболовства. С III–II вв. до н.э. меоты взаимодействуют с сарматами, входят в их племенные союзы. В первые века н.э. меоты были одним из важнейших этнических компонентов населения Боспорского царства. В III в. н.э. значительная их часть переселилась в Закубанье. Многие памятники эпохи раннего железного века являют собой синтез двух культур – скифо-сарматской и меотской, кочевнической и земледельческой. Древний период истории Южнороссийского региона завершается в связи с великим переселением народов – массовыми миграционными процессами, охватившими в IV–VII вв. территорию Евразии. Важнейшим событием великого переселения народов стало продвижение на запад племенных союзов тюркоязычных гуннов, пришедших в II–V вв. из Центральной и Средней Азии в европейскую часть Евразии. Они совершали постоянные набеги на провинции Западной и Восточной Римских империй. Наибольшего могущества гунны достигли при единоличном правлении Аттилы (445 – 454 гг.). Продвижение гуннов на запад было остановлено в Галлии (нынешней Франции) в 451 г. После смерти Аттилы союз племен гуннов распался на ряд тюркских государств, осевших на территории Восточной Европы, особенно в ее степных районах.
|