Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Синергетический подход в региональных исследованиях





Вызов сложности и неопределенности, которыми характеризуется развитие человеческого общества и локальных социумов в эпоху пост­модерна, предполагает поиск таких методологических оснований научного познания, которые позволяют «безбоязненно смотреть в лицо сложности», соединяя и синтез, и анализ, не отказываясь от познания частей в пользу познания целого (Э. Морен).

В настоящее время одним из таких методологических оснований выступает синергетика, которую некоторые ученые рассматривают как новую парадигму научного познания в целом. Синергетика как теория самоорганизации сложных систем основана на идеях целостности объективной реальности и общности развития всех уровней ее материальной и духовной организации, а также научного знания о мире. Синергетика стремится к созданию универсальных моделей объяснения процессов, происходящих в сложных системах, раскрывая механизмы самоорганизации этих систем, независимо от природы составляющих их элементов. В этом плане синергетика стирает грань между природой и обществом, рассматривая их в качестве фенотипов одного генотипа – сложной системы. Поэтому синергетика стремится преодолеть «ущербность» дисциплинарного расчленения единого знания о мире и процессах самоорганизации в нем.

Синергетика, предлагая методологию изучения сложных динамических систем в процессе их самоорганизации, формирует такой стиль научного мышления, который способствует постижению не только социально сложного, но и социально неопределенного. В рамках этого стиля мышления, во-первых, обращается внимание на то, что процессы, происходящие в социальной реальности на макро- и микроуровнях, имеют одинаковую природу самоорганизации. Во-вторых, отмечается, что атрибутом социальной реальности как сложной системы выступает эмерджентность, т.е. несводимость свойств системы в целом к свойствам составляющих ее подсистем и элементов. Специалисты отмечают, что у сложных систем на определенном уровне самоорганизации могут возникать свойства, не сводимые к свойствам составляющих ее элементов. При этом они подчеркивают, что вывести регулярными методами свойства сложной системы из свойств ее элементов и особенностей их локального развития не удается (Н.Н. Моисеев).

В этом плане синергетический стиль мышления запрещает исследователю выводить свойства общества как сложной системы из свойств ее экономической, социальной или политической подсистем, а свойства надындивидуальной социальной реаль­ности – из свойств индивидов или особенностей их ло­кального взаимодействия.

Сложные системы являются открытыми, в них отсутствует жесткая детерминация и завершенность процессов. В связи с этим исследователь, изучая, например, общество как сложную систему, должен представлять его в качестве становящейся и непрерыв­но возникающей социальной реальности. Сложные системы существуют только на основе своей включенности в окружающий их мир. Такие системы, получившие название «вложенных», поддерживают свое существование, обмениваясь энергией и информацией с другими супер- и субсисте­мами, и в этом также проявляется открытость сложноорганизованного социаль­ного мира.

Сложные системы являются нелинейными. В синергетике нелинейность интерпре­тируется как возможность многовариантной эволюции сложных систем. Поэтому в синергетике произошел отказ от образа мира, построенного из элементарных частиц (кирпичиков объективной реальности), в пользу мира как совокупности нелинейных процессов, которые характеризуются альтернативностью и необратимостью развития, а также возможностью выбора в ситуации неопределенности.

В основе синергетики как теории самоорганизации сложных, нелинейных систем лежит идея внутренней всепроникающей связи, «всего во всем». Эта идея базируется на представлении о том, что в нелинейных системах мелкие, случайные детали, составляющие едва различимый фон, могут оказаться важными и проявить свою значимость, приводящую к большим, несравнимым с ними последствиям. Поэтому особенностью нелинейных систем является то, что при оди­наковых приращениях внешних воздействий на сложную систему она может давать различную реак­цию, зависящую от исходного своего состояния, в то время как реакция линейных систем зависит только от величины приращения такого воздействия. На этой особенности строится эффект управления сложными социальными системами: малые внешние воздействия на систему могут привести к большим последствиям и, наоборот, большие воздействия могут оказаться в управленческом плане
ничтожными. Знание этого эффекта дает ученому возможность понять, почему, например, многие реформы не приводили к желаемому результату, несмотря на существенные затраты, и, наоборот, незначительные, казалось бы, события вызывали катастрофические социальные по­следствия.

Эволюция сложных систем – это ритмичный процесс самоорганизации, в основе которого лежит переход от неустойчивого состояния системы (хаоса) к от­носительно устойчивому (порядку) и обратно. Причем механизмы перехода от хаоса к порядку и обратно в сложных системах не зависят от конкретной природы их элементов или подсистем. Они присущи и миру природных (живых и неживых), и миру человеческих, социальных процессов. Поэтому синергетика стремится раскрыть общие, универсальные механизмы самоорганизации сложных систем в самых разных областях и масштабах действительности. Основу этих механизмов составляют процессы возникновения упорядоченных макроструктур, их относительно устойчивого существования и разрушения. Возникновение устойчивых макроструктур означает переход от хаоса к порядку, разрушение макроструктур – наоборот, от порядка к хаосу (И. Пригожин, И. Стингерс).

Хаос – это характеристика сложной системы в состоянии неравновесности и неопределенности. Применительно к социальной реальности хаос – это «кризис», т.е. такое состояние социальной системы, при котором перестают нормально функционировать ее различные подсистемы. В состоянии хаоса в обществе возникают альтернативные ситуации, в рамках которых складываются различные возможности его дальнейшего развития. Возникновение альтернативных ситуаций придает социальному развитию вероятностный характер, выявление которого предполагает изучение тех социальных возможностей, которые существуют в данное время в конкретной социальной ситуации.

Возникновение различных возможностей в социальном процессе обусловлено неоднозначностью взаимосвязи формы и содержания, цели и средств социального развития. Одно и то же содержание социального развития может выражаться в разных фор­мах, но и одна и та же его форма может наполняться разным содер­жанием. Точно так же одна и та же цель социального развития в зависимости от конкретных социальных условий может достигаться разными средствами и, наоборот, одни и те же средства могут служить достижению разных целей. Все это приводит к возникновению разных социальных возможностей в социальной реальности.

При выделении и оценке социальных возможностей важным и сложным, но необходимым является определение их временных и пространственных границ. Вся­кая социальная возможность возникает в определенное время, и при наличии соответствующих условий, создаваемых социальными силами, она может превратиться в социальную реальность. Но этого может и не произойти, если предпринимаемых усилий оказывается недо­статочно. Некоторые социальные возможности могут вообще оставаться по­тенциальными, не замечаться людьми. Но в любом вариан­те социальная возможность имеет временные и пространственные пределы своего реального существования.

Игно­рирование этих пределов при анализе социальных возможно­стей может привести ученых к ошибочным заключениям, избежать которых помогает изучение конкретных альтернативных ситуаций, сложившихся в обществе. Альтернативной является такая социальная ситуация, которая характеризуется наличием, с одной стороны, различных социальных возможностей, а с другой – социальных сил, осознающих эти возможности и способных их реализовать. Интерес к изучению альтернативных ситуаций в обществе возник помимо синергетики, однако в рамках синергетики как теории самоорганизации сложных систем дается новая трактовка механизма реализации той или иной социальной возможности и превращения ее в социальную действительность.

Синергетика при изучении альтернативных ситуаций в обществе дает возможность представить конкретный потенциал его развития и по-новому раскрыть соотношение и взаимосвязь в нем необходимого и случайного. Согласно этой теории в альтернативной ситуации, в точке бифуркации, когда превращение возможностей в действительность становится социальной реальностью, поведение социума как сложной системы характеризуется неустойчивостью и неопределенностью и зависит от некоторых, относительно немногих факторов, которые называются параметра­ми порядка. Пара­метры порядка, формирующиеся в системе более вы­сокого уровня социальной иерархии, становятся управляющими параметрами для социальных подсистем более низкого уровня. Эти параметры определяют поведе­ние подсистем сложной системы и как бы «под­чиняют» его некоторой единой поведенческой структуре. В свою очередь, сами подсисте­мы формируют параметры порядка и, таким образом, возникает круговая причинная связь. Если учитывать временные масштабы, то изменение параметров по­рядка в системе происходит значительно медленнее, чем изме­нения в «подчиняющихся» ей подсистемах. Возникнове­ние параметров порядка в сложной системе связано с взаимодействием и конкуренцией подсистем.

Параметры порядка следует отличать от управляющих параметров, которые представляют собой внешние воздействия, изменяю­щие параметры порядка. Воздей­ствия на управляющие параметры в моменты бифур­кации могут приводить к существенным изменениям в поведении сложных систем (Ю.Г. Качанов).

Та­ким образом, «параметры порядка» и «управляющие параметры» играют решающую роль при объяснении процессов самоорганизации на всех уровнях сложных систем.

Для ученого принципиальное значение имеет положение о том, что общество как сложная система в альтернативной ситуации может резко изменить свое состояние под воздействием самых незначительных факторов. Такими факторами выступают прежде всего управляющие параметры, или внешние воздействия на систему, которые выводят ее на определенный аттрактор социального развития (относительно устойчивое существование макроструктур) и превращают одну из социальных возможностей развития в социальную действительность.

Согласно синергетике в социальной реальности как нелинейной среде в точке бифуркации потенциально существует спектр социальных структур (форм организации), которые в ней могут появиться. Причем то, какие структуры могут возникнуть в данной среде, т.е. каковы возможности социального развития, определяется исключительно внутренними свойствами этой среды, а не параметрами внешнего воздействия. Иными словами, в самой социальной реальности как нелинейной среде в ситуации альтернативности скрыто поле органически возможных путей ее социального развития. Однако незначительные внешние воздействия (случайности) могут оказать существенное влияние на «выбор» вариантов этого развития.

Синергетика определяет также необходимое условие, при ко­тором малое воздействие (случайность) может привести к большим социальным результатам, к существенным изменениям, например, общества как сложной системы. Таким условием является неустойчивое состояние нелинейной среды, означающее ее чувствительность к малым внешним воздействиям, порожденным социальными случайностями. Отсюда вытекает, что развитие общества как сложной системы носит, во-первых, вероятностный и, во-вторых, необра­тимый характер. Вероят­ность является атрибутом развития открытой системы, играющим важную роль в эволюционных механизмах, поэтому с позиций синергетики нельзя отождеств­лять вероятность социального развития с незнанием.

Рассматривая развитие общества как необратимый про­цесс, синергетика обосновывает несостоятельность постановки в научном сознании таких проблем, как «исправление ошибок прошлого» или «поиск выхода из тупика социального развития». С позиций синергетики «исправить ошибки прошлого» нельзя, поскольку каждая новая альтернативная ситуация создает свой спектр социальных возможностей, реализация которых зависит во многом от случайностей. Это же касается и «поиска выхода из тупика социального развития», поскольку нельзя вернуться назад, на ту «развилку» социального развития, которая якобы увела нас с истинного его пути. С позиций синергетики настоящее в точке бифуркации не детерминируется прошлым. Поэтому бифуркация – это такое состояние сложной социальной системы, когда выбор нового русла развития становится неоднозначным, когда «социальная наследственность», т.е. зависимость настоящего, а следовательно, и будущего от прошлого, практически исчезает и происходит потеря «системной памяти» (Н.Н. Моисеев).

Синергетика как теория самоорганизации сложных систем объясняет также переход от порядка к хаосу, связанный с разрушением относительно устойчивого состояния упорядоченных структур. Для этого в синергетике используется понятие «диссипация», которое в физическом смысле означает процесс рассеяния энергии упорядоченного состояния в энергию неупорядоченного процесса. Диссипация рассматривается в синергетике не как «зло» и фактор разрушения, а как важное свойство самоорганизации, необходимое для выхода в «детерминированный хаос». В этом плане разрушение относительно устойчивых социальных структур и выход в «детерминированный хаос», или кризис, сопровождаемый складыванием альтернативной социальной ситуации, есть конструктивное начало, необходимое для дальнейшего развития общества как сложной системы.

Переход от порядка к хаосу обусловлен изменениями в управляющих параметрах, оказывающими разрушающее воздействие на параметры порядка сложной системы. Большую роль в этих изменениях синергетика отводит флуктуациям (случайным отклонениям). В социальной реальности переход от хаоса (неустойчивого состояния системы общественных отношений) к порядку (относительно устойчивому состоянию) и обратно представляет собой ритмичный социальный процесс, в котором случайность приобретает конструктивную роль.

Таким образом, существенной характеристикой нелинейного мира, сложных систем выступает случайность. Синергетика «открывает» особую, творческую роль случайности в процессах самоорганизации сложных систем. Она формирует принципиально важный и нетрадиционный взгляд на случайность, играющую в нелинейных системах роль того спускового механизма, той силы, которая способна вывести систему на аттрактор (относительно устойчивое состояние), на одну из собственных структур самоорганизации.

Согласно синергетике однозначное направление эволюции нелинейной системы, после того как пройдена точка бифуркации, является итогом корреляции взаимоусиливающихся случайностей (флуктуаций), и поэтому необходимость и случайность в сложных системах дополняют друг друга, и в плане укорененности в бытии они равноправны.

Синергетика рассматривает два вида флуктуаций. Первый вид – это случайность, лежащая вблизи точки бифуркации (ветвление возможных путей эволюции сис­темы). Такая случайность, находящаяся у истоков социального развития, возникновения нового, определяет возможные «блуждания» по полю путей этого развития и задает, в конечном счете, его направление. В этом случае социальная необходимость рождается как следствие «игры случая». Второй вид – это случайность, которая дополняет необходимость и сопровождает всякий процесс, направление которого уже вполне определилось. Здесь случайность «выжигает», «отсекает» все лишнее, мешающее выходу системы на аттрактор – относи­тельно устойчивую структуру.

Таким образом, случайность в нелинейных процессах играет разную роль в зависимости от этапа самоорганизации сложной системы. Вблизи точки бифуркации она порождает необходимость, а между точками бифуркации выступает случайностью второго вида, т.е. конструктивной, благодаря своей разрушительности.

Новое осмысление роли случайности в синергетике позволяет по-иному интерпретировать роль случайности в обществе как сложной системе, рассматривая ее прежде всего как конструктивное начало социального развития и причину появления нового. Конструктивная роль случайности и обусловлена тем, что она «запускает» механизм перехода от одной относительно устойчивой социальной ситуации к другой, «выбирая» при этом один из путей этого перехода, возможный спектр которых определяется самой социальной системой.

Это – один из существенных выводов синергетики, коренным образом изменяющий классические представления о социальном процессе и роли в нем случайности. В классической науке случайность не рассматривалась в качестве фактора или причины социального развития. Это происходило потому, что с позиций классической науки развертывание социального процесса определяется социальной необходимостью, а случайности сказываются лишь на его форме. С позиций синергетики случайность может оказаться именно тем фактором или причиной, который определяет, какая из социальных возможностей начнет превращаться в социальную действительность. Социальный мир творим случайностью – таков один из важнейших постулатов синергетического научного мышления (Е.Н. Князева).

Восстанавливая в научном познании роль и значение флуктуаций (случайностей) как самостоятельного и важного измерения социального бытия, синер­гетика наполняет социальный мир творческими процессами эволюции и рас­сматривает социальную реальность как креативную систему.

Вместе с тем синергетика не отождествляет механизмы природной и социальной эволюции и рассматривает социальную реальность как креативный мир с неполной информацией и изменяющимися ценностями, мир, в котором будущее может быть представлено во многих вариантах. При этом социальная проблема ценностей в широких пределах может быть вполне увязана с нелинейностью, так как ценности – это духовные ко­ды жизнедеятельности, которые используются людьми, чтобы удер­жать социальную систему на некоторой линии выбранного пути социального развития. Поэтому ценности всегда противостоят де­стабилизирующим эффектам флуктуаций, которые порождают­ся самой социальной системой. Это и придает социальному процессу в целом черты социальной необратимости и непредсказуемости.

Таким образом, с помощью синергетики исследователи стремятся преодолеть те методологические трудности, которые возникают при изучении общества как сложной системы, прежде всего таких вопросов его развития, как социальные возможности и социальная действительность, социальные традиции и инновации, социальное прошлое и настоящее, альтернативные ситуации и социальный выбор.

В рамках синергетического стиля мышления в настоящее время складывается гуманистическая теория становления сложного общества в эпоху постмодерна (С.А. Кравченко). Согласно этой теории, сегодня в мире происходят глокализационные изменения социума, детерминированные не столько прошлым социальным опытом и прежними историко-культурными тенденциями развития, сколько тем, что общество, перейдя определенный порог развития, вступило в состояние сложного социума. Этот социум в структурно-функциональном и ценностном плане становится качественно иным. Его социокультурная динамика все более обретает черты нелинейности: изменения начинают происходить под влиянием факторов в виде «вдруг-событий» (Ж. Деррида), через непредсказуемые случайные флуктуации, парадоксальные разрывы и синтезы, точки бифуркации, предполагающие в качестве естественной нормы возможность эмерджентного возникновения принципиально новых явлений или новых свойств у ранее существовавших объектов.

В сложном обществе увеличивается роль фактора сетевых взаимодействий в контексте перехода к различным типам социального времени, включая «вневременное время» (М. Кастельс). Скорость общественных изменений приводит к тому, что возрастает доля короткоживущих социумов и уменьшается доля долгоживущих. В жизнь сложного общества пришли гибридные культурные реалии, в нем появились «кентавр-проблемы» как особые формы противоречий общественного сознания и социальной практики (Ж.Т. Тощенко). Все это затрагивает функционирование таких жизненно важных референтов в обществе, как авторитеты и ценности.

В эпоху постмодерна тенденции в развитии сложного общества все более наглядно проявляют себя в увеличивающейся рискогенности социума, эффектах возникновения социальной дезорганизации и вместе с тем возникновения нового социального порядка из хаоса.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 577. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия