Модели в регионе
Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономические процессы протекают на конкретной территории, и поэтому экономические системы имеют свою пространственную определенность. В научной литературе наибольшее распространение получила классификация экономических систем по двум признакам:) по форме собственности на средства производства; 2) по способу координации и управления экономической деятельностью. Эти способы могут быть сведены в три основные группы: а) основанные на традициях и обычаях (традиционная экономическая система); б) основанные на командно-административных методах (командная экономическая система); в) основанные на рыночном механизме (рыночная экономическая система). Современные экономические системы – это смешанные экономические системы, включающие элементы и традиционной, и командной, и рыночной систем. Выделяют три модели смешанной экономики по той роли и тем функциям, которые выполняет государство в таких экономиках. Неоэтатистская характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей. Неолиберальная модель также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается в какие-либо процессы лишь для защиты конкуренции. В основе модели согласованного действия лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика. Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ. В разных странах сложились свои национальные модели смешанной экономики. Выделяют некоторые наиболее типичные страновые экономические модели: американскую, шведскую, японскую и т.п. Говорят сегодня и об исламской экономике. В современной экономической литературе под термином «исламская экономика» главным образом понимается система взглядов на экономические отношения с исламских позиций, и в такой интерпретации этот термин тождественен понятиям «исламская экономическая модель» или «концепция исламской экономики». Под исламской экономикой можно понимать способ организации хозяйственной жизни общества, который основан на положениях Корана и сунны, а также выводах мусульманско-правовой доктрины. При этом следует учитывать, что особенности исламской экономической модели наиболее четко и рельефно проявляются в финансовой сфере, поскольку именно в ней возможно было реализовать альтернативу процентному финансированию. Исламскую финансовую систему можно определить как совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате – мусульманском праве (Р.И. Беккин). Говоря об исламской финансовой системе как составной части исламской экономики, следует иметь в виду, что речь идет не о финансовой системе в традиционном понимании, а о системе как совокупности институтов и инструментов. Только в одной стране мира – Судане – финансовый сектор полностью исламизирован, в большинстве же стран исламские финансовые институты являются частью существующей традиционной финансовой системы. К институтам исламской экономики можно отнести следующие: 1) исламские банки; 2) исламские инвестиционные фонды; 3) исламские страховые компании (такафул – система исламского страхования, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них, включая прежде всего денежное возмещение); 4) исламские ценные бумаги сукук – облигации, которые структурируются в соответствии с требованиями шариата (в широком смысле, сакк – документ (сертификат), удостоверяющий право его владельца на долю в праве общей собственности на имущество); 5) вакф – представляет собой неотчуждаемое имущество, переданное на определенные его учредителем цели; институт вакфа – типичный пример расщепления права собственности, при котором правомочия владения и пользования имуществом переходят к бенефициариям, а распоряжение ограничено волеизъявлением учредителя вакфа; 6) исламские налоги – закят – налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины; 7) золотой динар. Исламская финансовая система регулируется и унифицируется следующими международными финансовыми институтами: 1) Исламский банк развития (ИБР); 2) Международный совет по исламским финансовым услугам; 3) Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (ААОИФИ); 4) Международная организация по исламским финансовым рынкам. Все государства, в которых в Новейшее время были предприняты попытки построить исламскую финансовую систему или развивать ее отдельные финансовые институты, Р.И. Беккин предлагает разделить на 3 группы: 1) с монистической моделью, где исламизация проводилась в масштабах всей финансовой системы (Иран, Пакистан, Судан); 2) с дуалистической моделью, при которой традиционные и исламские финансовые институты сосуществуют в одном правовом поле. При этом деятельность данных институтов регулируется специальным законодательством или за ними признан особый статус (Бахрейн, Киргизия, Малайзия и др.); 3) с традиционной моделью, в рамках которой за исламскими финансовыми институтами не признается особого статуса (Великобритания, США, Турция, Россия). В целом можно выделить следующие характерные черты исламской экономики. 1. Деньги не ссужаются под процент. 2. Стабильность. Исламская финансовая система имеет дело не с отвлеченными финансовыми потоками, а с инвестициями в реальное производство. Это уберегает ее от финансовых кризисов и дефолтов. В мировой же финансовой системе в целом лишь 20-я часть денежной массы подкреплена реальными активами, 95 % всех денежных трансакций не относится к коммерческим сделкам, они являются чисто спекулятивными. Последствиями такого отрыва финансового сектора от реального, как известно, являются кризисы, которые в последние годы 3. Равномерное кредитование всех отраслей экономики с акцентом на те отрасли, которые производят товары первой необходимости и выполняют базисные услуги. 4. Предпочтение долгосрочному финансированию при принятии инвестиционных решений, особенно при участии в уставном капитале других предприятий. 5. Содействие малому бизнесу как важнейшему элементу экономики исламских стран, позволяющему гармонично развиваться всей экономике. 6. Социальная ответственность и благотворительность как обязательные условия деятельности исламских финансовых институтов. Государства, в которых реализуется исламская экономическая модель, несут ответственность перед населением. В них наблюдается сокращение разрыва между богатыми и бедными, долгового бремени, лежащего на правительстве. Исследование Международного валютного фонда, проведенное в 1987 г., подтвердило, что исламская экономика и исламское банковское дело, в частности, способствуют более справедливому распределению ресурсов. В исследовании также было отмечено, что исламская банковская система в меньшей степени, чем западная или традиционная, подвержена рискам, связанным с проблемами ликвидности и платежеспособности. 7. Жизнеспособность. Исламское финансирование имеет внутреннюю способность к воспроизводству благодаря взвешенной инвестиционной политике, активному финансированию производства, привлекательности банковских услуг. Выделяют следующие социальные причины развития исламской экономики как модели построения хозяйственных отношений в современном мире. 1. В последние десятилетия наблюдается усиление религиозного фактора. Религия сегодня играет важную роль в процессах идентификации и интеграции людей. В отношении ислама ситуацию усиливает его политизация. Так, наиболее значительное влияние исламских партий на исламизацию экономики проявилось в Турции и Иране. В связи с усилением «исламского фактора» отдельные ученые даже прогнозируют «столкновение цивилизаций». 2. Большое значение имеют факторы общемирового порядка. Ислам, по мнению исследователей, оказывает наиболее сильное сопротивление процессам односторонней глобализации. Остальные религиозные идеологии принимают (более или менее болезненно) новые правила игры. Как отмечает С. Филатов, причины кроются в содержании исламского учения: в существе мусульманского сознания и мусульманской религиозности есть нечто, принципиально противоречащее глобализации, утверждаемым ею ценностям и институтам. В отличие от различных христианских вероисповеданий, буддизма, индуизма, мусульманская религия требует следования определенному образу жизни, несовместимому (или, может быть, с большим трудом совместимому) с глобалистскими представлениями о демократии, правах человека. 3. Развитие демографических и миграционных процессов привело к численному увеличению, распылению мусульман в мире, при сохранении между ними устойчивых социальных сетей. Сегодня ислам меняет облик многих стран, привнося традиционные жизненные стандарты. Наблюдается тенденция принятия ислама нетрадиционными сообществами. Так, в США и европейских государствах ислам распространяется не только среди выходцев с Филиппин, из Аравии или Африки, но и среди потомков мигрантов из Европы и постоянных жителей. Принимающее сообщество вынуждено считаться с «новыми» культурами. 4. В стремительном экономическом развитии исламских стран заинтересованы мировые державы. Ирак до начала экономической блокады 1991 г., Иран, Малайзия, вся Юго-Восточная Азия сегодня весьма успешны в экономическом и социальном плане. Кроме того, население этих стран не собирается отказываться от основных постулатов собственных культур и с разной степенью успешности исламизирует хозяйственную жизнь. Экономическая политика этих стран является «воинственной», охранительной и националистической. Хотя важно подчеркнуть, что исламская экономика – это изначально транснациональное явление, не имеющее привязки к какому-либо конкретному государству или государствам. 5. В условиях актуализации экономического фактора в развитии современного общества важное значение приобретают потенциал религиозных этик, возможности его использования. Ислам, наряду с иудаизмом и протестантизмом, считается экономически ориентированной этикой, поскольку значительное внимание уделяет хозяйственной жизни. Все религии имеют общую этическую базу хозяйствования: главное свойство собственности состоит в том, что первичным, истинным собственником является Бог, как бы его ни обозначали в различных религиозных системах. Человек, обретая некий актив на срок своей жизни, принимает на себя функцию доверительного управляющего, что предполагает от него следование воле собственника. Таким образом, хозяйственная деятельность человека, использующая переданный ему ресурс, должна быть богоугодной с точки зрения целей и методов производства добавленной стоимости. Экономический результат должен приносить благо как управляющему, так и обществу, в котором он функционирует. Кроме того, религии имеют единый подход к трудовому ресурсу: установка на богоугодность свободного труда, справедливые трудовые отношения, экономически оправданная ставка вознаграждения за труд, отсутствие эксплуатации. И хотя этический императив в религиозных учениях совпадает по ряду фундаментальных установок (например, взимание и предоставление процентов по займу осуждаются не только в исламе, например, в Торе также формулируется отрицательное отношение к ростовщичеству, правда, только внутри еврейской общины), вероучения расходятся по многим принципиальным позициям своих экономических доктрин и возможностям адаптации к новым условиям. 6. В условиях мирового финансового кризиса все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с поиском новых форм экономики. Исследования показывают, что сегодня люди пытаются выработать новые формы поведения, найти новые смыслы жизни. Новая экономика будет означать и новую систему ценностей. При этом религия играет очень большую роль в процессе такой экономической и ценностной перестройки. В России некоторые исламские финансовые продукты предлагаются, например, в части такафула (страхования). Однако в Российской Федерации на сегодняшний день нет ни одного исламского финансового института, потому в строгом экономическом смысле в России не существует исламской экономики. Первым шагом формирования исламской экономики в России можно считать развитие «Системы Халяль». 17 февраля 2009 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама – Система Халяль (Halal)», которую разработали Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Республиканский сертификационный методический центр «Тест-Татарстан». Агентство зарегистрировало знак соответствия, в связи чем, все предприятия, выпускающие Халяль, должны маркировать свою продукцию. Добровольная сертификация продукции Халяль позволяет официально признать на государственном уровне в странах, входящих в Организацию исламской конференции, продукцию российских предприятий от мяса до медикаментов, прошедших соответствующую сертификацию. Исламская экономика как элемент экономической культуры российских мусульман всегда существовала и развивалась внутри уммы. Эта особенность сохранилась и после распада СССР. Сегодня развитие исламской экономики в России идет по вектору «снизу вверх». Однако на макроуровне исламская экономика воспринимается главным образом с позиций необходимости укрепления экономических связей РФ с исламским миром. В этом плане экономические взаимоотношения России с мусульманскими странами строятся, прежде всего, в энергетической и военно-технической областях. В нефтегазовой сфере Россия и мусульманский мир являются скорее конкурентами, чем союзниками. Если обратиться к рассматриваемым странам Черноморско-Каспийского региона (страны Закавказья, Турция и Иран), то наиболее отчетливо исламская модель экономики представлена в Иране, где все стороны жизни во многом определяются распространением традиционных форм хозяйств, исламом. Кроме того, элементы исламской экономики вполне отчетливо прослеживаются в Азербайджане, хотя и не в таких масштабах, как в Иране. На формирование социально-экономической модели Грузии наиболее сильно повлияли следующие факторы: разрыв хозяйственных связей с общесоветским рынком после распада СССР; военно-политические конфликты с Абхазией и Южной Осетией; разрыв экономических связей с Россией, политическая ориентация на США, ЕС и НАТО; наиболее высокая среди стран Закавказья политическая нестабильность. В настоящее время социально-экономическая модель страны носит отчетливые черты либеральной рыночной модели с особенностями, связанными с политической ориентацией Грузии после «революции роз» (2004 г.) на вхождение в евроатлантические структуры и широкое использование иностранного капитала и иностранной помощи, что сформировало дотационный характер экономики. Характерная черта – неравномерность в распределении национального дохода, высокая социальная напряженность в стране. На формирование социально-экономической модели Армении оказали большое влияние следующие факторы: ее нахождение в составе Российской империи и СССР (в эти периоды в республике высокое развитие получили промышленность и наука); распад СССР и разрыв связей с общесоюзным рынком, вооруженный конфликт с Азербайджаном из-за Карабахской проблемы привели к глубокому экономическому кризису; отсутствие дипломатических отношений с Турцией и противостояние с Грузией из-за этнических столкновений в грузинских районах с армянским населением усилили территориальную изоляцию страны, сформировали анклавный характер ее хозяйства, практически парализовав работу промышленности и транспорта; более короткие сроки и более радикальный характер рыночных реформ. Сегодня в социально-экономической модели Армении отчетливо проявляются черты либеральной рыночной модели, которые, однако имеют и свои особенности: малопроизводительный реальный сектор; сохранение транспортной блокады; сильная зависимость экономики от иностранных займов, денежных трансфертов диаспоры и иностранных инвестиций; значительное влияние на экономику политических факторов; тесная связь политической элиты с бизнесом; неравномерность экономического развития территорий страны. Так, в Ереване сосредоточены 35 % населения страны, производится больше половины ВВП, почти половина промышленной продукции, осуществляется около 90 % строительства и предоставления услуг. На формирование социально-экономической модели современного Азербайджана во многом повлиял цивилизационный фактор. До включения Азербайджана в состав Российской империи он являлся частью крупных мусульманских империй, что отразилось на менталитете населения и на активной и непосредственной роли государства в хозяйственной жизни. Развитие в составе Российской империи дало стимул для европейских форм хозяйствования, особенно в результате активного проникновения иностранного капитала в нефтяную промышленность республики. После обретения Азербайджаном независимости в 1991 г. социально-экономическая модель страны имеет черты переходных экономик, при этом в ней сохраняется акцент на значительное участие государства в экономике, а заимствование опыта мусульманских стран привело к использованию исламских экономических принципов (хотя пока и в небольших масштабах). Отчетливо проявляется влияние энергетического комплекса на всю экономическую структуру страны: именно благодаря нефти Азербайджан стал наиболее привлекательным в регионе объектом иностранных инвестиций. Его экономическая модель выделяется своей растущей открытостью. Азербайджанская экономика отличается высокой пространственной асимметричностью и концентрированностью вокруг столичного ядра. Поскольку нефтегазовый комплекс в основном сосредоточен в Баку, поэтому более 90 % бюджетных поступлений формируется в столице. Социально-экономические модели Абхазии и Южной Осетии в значительной степени сохранили черты централизованной экономической модели с сильным участием государства в экономике. В государственном секторе Южной Осетии заняты 70 % работающих. Сложно протекает процесс приватизации, что тормозит развитие хозяйства. Население, не занятое в госсекторе, живет в основном за счет подсобных хозяйств, преимущественно натурального типа.
|