Краткий пересказ содержания произведения Красное и чёрное 8 страница
При всем разнообразии этих характеров - светских львиц, куртизанок, белошвеек, - образами-доминантами можно считать всего два: молодая, любящая особа в ситуации любовного выбора - и так называемая “бальзаковская” женщина, лет сорока и даже старше, опекающая начальные шаги молодого человека. Во всяком случае, эти два образа, если не считать всегда цветущих куртизанок, удаются ему больше всего, и причиною тому, без сомнения, во многом личный опыт. Вот и в этих произведениях, за исключением рассказа “Обедня безбожника “, варьируется по сути дела один и тот же сюжет: невеста или молодая женщина в ситуации выбора. Эмилия Фонтэн в рассказе “Загородный бал” на балу в Со заинтересовывается безупречным юношей Максимилианом Лонгвилем и влюбляется в него, однако сословная спесь в ней бунтует, когда она видит его за прилавком отмеривающим материю. Она выходит замуж на титулованного старика. Через малое время тот же отвергнутый жених становится богачом и виконтом, а его привередливая невеста “прокляла заблуждения своей юности”. Почти народная сказка, хорошо обработанная для аристократического салона. Тот же мотив мы встречаем и в романе “Модеста Миньон”, написанном в 1844 году. Правда, здесь он очень осложнен и подробнее разработан. Модеста - не простая девушка, не просто аристократка, а человек возвышенной души, высоких запросов, красавица и умница. Поскольку с ее старшей сестрой ее соблазнитель, карточный шулер д’Этурни обошелся весьма круто, родители и все окружение младшей, Модесты, берегут ее как зеницу ока. Все ее очень любят и, конечно же, не держат взаперти, но друзья дома, Дюме и влюбленный карлик Бутша, повинуясь приказу отца, который уезжает на заработки в Юго-Восточную Азию, непрерывно за ней шпионят. Слепая мать, банковский клерк Гобенхейм и сосед Латурнель дополняют ряды стражей. Однако Модеста и в этих условиях умудряется влюбиться - заочно, по портрету и переписке, в великого поэта Каналиса /а точнее, в его секретаря Эрнеста Лабриера, который затеял эту переписку от лица поэта/. Бальзаку очень хорошо удается передать трепетность молодых девичьих чувств, наивность и свежесть первой любви, мечты о счастье и любви, которым подвержена молодость. У юношей, вроде Люсьена де Рюбампре, эти мечты отягощены еще и честолюбием, общественным призванием, у девушек, вроде Модесты Миньон, они целиком сосредоточены на идеале любимого человека, на сладких грезах замужества и материнства. Есть много прелести в этих надеждах, и Бальзак с высоким мастерством передает мечты Модесты о женихе; образ избранника совпадает с образом поэта, так что Лабриер попадает в щепетильное положение, влюбившись сам в эту очаровательную девушку. Его надежды на взаимность рушатся, когда отец Модесты возвращается богачом и когда сам Каналис решается участвовать в соискании руки богатой наследницы. После многих перипетий ситуация упрощается: Каналис, как блудный сын к матери, возвращается к госпоже Шолье / тот самый второй доминантный тип бальзаковских женщин/, герцог д’Эрувиль сам снимает осаду, так что на этот раз, в отличие от варианта сюжета “Загородного бала”, верность влюбленного вознаграждается его невестой. Роман, как и повесть “Дочь Евы”, примечателен тем, что в нем много верных наблюдений о нравах в тогдашней литературе: Каналис и Рауль Натан - литераторы. Бальзак без всякой пощады рисует образы самозабвенных хвастунов и говорунов, этих завистников и охотников за приданым, умных и вместе с тем несчастных честолюбцев. “В моральном отношении талант у мужчин почти то же, что красота у женщин, - то есть лишь обещание, часто обманчивое”. “Талант еще не составляет сущности человека, как ряса не делает монахом”. Писатель сам делает себя, утверждает Бальзак, удерживает на краю, когда это необходимо. Каналис хотя и блестящий поэт, но человек черствый, хотя отчаянное положение, в которое он попал, влюбившись в Модесту Миньон, и его делает человечным и вынуждает сойти с театральных котурнов. Обольщение юной невесты относительно поэтов постепенно сходит на нет, особенно в финальных сценах, когда Каналис ради чинов вынужден стать льстецом знати, просителем и царедворцем. Нечего и говорить, насколько хорошо Бальзак знал людей искусства. Помимо посредственностей, людей богемы и журналистов, впечатляет уже простой перечень имен тех знаменитостей, с которыми он поддерживал товарищеские отношения. Это Готье, Гюго, Стендаль, Жорж Санд, Россини, актер Фредерик Леметр, Гейне, Шопен, Лист, Берлиоз, Шарль Нодье, Мюссе, Ламартин, Сент-Бев, Делакруа, Дюма. По воспоминаниям современников, Бальзак был человек чрезвычайно общительный и обаятельный, особенно в молодости, хотя подчас шумный и не особенно деликатный. Не стоит искать большой адекватности с этими именами в перечне имен персонажей “Человеческой комедии”, хотя отдельные черты, свои и товарищей, в них присутствуют. Помимо людей искусства, Бальзак создал несколько запоминающихся образов врачей. В их числе - Бьяншон и Деплен, герои рассказа “Обедня безбожника”. О чем может вспомнить с благодарностью на склоне дней человек, сделавший себя сам, как говорят американцы? О тех, кто ему бескорыстно помог. А это бескорыстие в высших сферах невозможно. Если отстранится от суеты жизни и собственных достижений, оказывается, что благодарнее прочих вспоминаешь те “простые души”, которые творят добро не задумываясь, не мечтая что-либо получить взамен. Таков и водовоз Буржа, который подкармливает и заботится о враче и ученом Деплене в дни его унизительной нищеты. Эта сказочная вера совершенно обездоленных людей в то, что их собрат, один из таких же бедолаг, непременно победит и восторжествует над обстоятельствами, умиляет и потрясает. Она часто гнездится в самом униженном слое населения, среди крестьян, ремесленников, бродяг, среди тех последних, которые уже и не надеются стать первыми, и она, эта вера, помогает талантливым людям пробиться наверх. Вот потому-то безбожник Деплен, анатомирующий человеческое тело и не находящий там души, тем не менее, в память водовоза Буржа, четырежды в год заказывает в церкви поминальные обедни.
ТАЙНЫ КНЯГИНИ ДЕ КАДИНЬЯН
Бальзак, человек восприимчивый и готовый к компромиссу, понимал, чего от него ждут, и тогда из-под его пера выходили такие произведения, как “Тайны княгини де Кадиньян”. Но, изображая пронырство, актерство, сплетничество светских красавиц, он в свою очередь позволял себе взять совершенно иной тон: иронический, полный сарказма, издевок. Тот самый, на основании которого Ф. Энгельс сделал вывод, что Бальзак, легитимист по убеждениям и дворянин по сути, беспощадно обличал свой класс. В самом деле, трудно представить что-либо более сатирическое и смешное, чем история выморочной княгини де Кадиньян, вышедшей замуж за любовника своей матери, княгини де Кадиньян, имеющей взрослого девятнадцатилетнего сына, княгини де Кадиньян, принимавшей, по слухам, тридцати любовников /портреты десяти из них висели в гостиной/, - что может быть искуснее и пронырливее этой женщины, которая при всем при этом в беседе с д’Артезом выдает себя за девственницу. “Я была пресыщена восхищением, утомлена, - говорит она, - не знала радости, и чувства мои были задеты лишь слегка, так что волнение не коснулось моего сердца. Все мужчины, которых я знала, оказались ничтожными, мелочными, поверхностными; ни один из них не вызвал во мне даже самого легкого удивления”. “Слезу, увлажнившую глаза д’Артеза, Диана заметила сразу, но скользнула по ней взглядом так, что нельзя было и уловить движения ее зрачков. Так же проворны и четки движения кошки, хватающей мышь”. И далее: “Так как голова его была опущена, госпожа де Кадиньян могла разрешить себе лукавую улыбку торжества, мелькнувшую на ее губах, улыбку, какую мы увидели бы у обезьяны, выполнившей сложный фокус, если бы обезьяны смеялись... “Ну! Теперь он мой!” - подумала она.” Ситуация обольщения простофили лукавой женщиной нередка в произведениях Бальзака. Обольститель, как правило, красноречив и лукав, как ему и положено. Причем это не обязательно женщина. Точно так же, например, обольщает Люсьена или Растиньяка беглый каторжник Жак Коллен, желая их направить на путь богатства. Говоруны обычно достигают желаемого и вовлекают жертву в свои тенета, как происходит и в этом произведении: д’Артез, гениальный писатель, но простодушный человек, поверил излияниям княгини, что она невинна, а свет ее оклеветал, и проникся к ней любовью. Таков итог еще одной “сцены парижской жизни”, которую парижане прочли в августовских номерах газеты “Ля Пресс” в 1839 году.
ТУРСКИЙ СВЯЩЕННИК, СТАРАЯ ДЕВА, ПЬЕРЕТТА, ЖИЗНЬ ХОЛОСТЯКА
Участь слабого, больного, доброго человека, этого “голого среди волков”, в мире ожесточенной борьбы и наживы - такова тема “Турского священника”, “Старой девы”, “Пьеретты”, и отчасти романа “Жизнь холостяка”, где в роли дурака и жертвы предстает бесхарактерный богач Жан-Жак Руже, житель Иссудена, безрассудно влюбленный в воспитанницу своего отца Флору Бразье по прозвищу Баламутка. Убожество в романах Бальзака выражено в чертах душевной ущербности или физического недостатка, но лишено черт юродства, столь характерного для “идиотов” русской прозы. Слабый и больной подчас сам неплохо разбирается в законах, юридически подкован, зовет врача, адвоката, чиновника. Упавший может еще и подняться, как вор и пьяница Филипп Бридо, наполеоновский полковник, который нищенствовал на парижских мостовых, однако после тюремного заключения переосмыслил свою жизнь, стал графом и пэром Франции. Правда, он по-прежнему негодяй, сгубивший мать и даже такую хищницу, как Баламутка, он получает приговор с позиций своих жертв и честных людей, но Бальзак, в отличие от Диккенса, не утверждает, что оставаться честным нищим предпочтительнее, чем богатым пройдохой. Напротив, деньги, слава, комфорт часто служат для героев неким вознаграждением за лишения прежних дней и настойчивость. Бальзак неспроста обратился в предисловии к “Человеческой комедии” к аналогиям из животного мира. Жизнь в его произведениях предстает в виде простого поедания: жертва умирает, ее наследство расхватывается победителями. Старая дева мадам Гемар невзлюбила своего жильца, глуповатого священника Бирото. С ее помощью аббат Трубер изгоняет простака из занимаемой квартиры, затем лишает и прихода /”Турский священник”/. Старая дева, 46-летняя мадам Кормон, богачка, водит за нос сразу троих своих поклонников: буржуа дю Букье, аристократа шевалье де Валуа и бедного разночинца Атаназа Грансона. Атаназ, единственный сын у матери, даже кончает самоубийством после замужества старой девы. Но и самой мадам Кормон приходится пожалеть о своем выборе, потому что под тиранией дю Букье она бесправна, несчастна да к тому же так и осталась девой (”Старая дева”). Старая дева Сильвия Рогрон вместе с братом, старым холостяком, галантерейщики на покое, изгоняют из дома юную воспитанницу Пьеретту Лоррен, но сильно проигрывают в общественном мнении городка Провена, когда против них затевается судебный процесс по обвинению в насилии и издевательствах над несовершеннолетней. Трогательная детская любовь Пьеретты и подмастерья-столяра Бриго только усиливает, по методу контраста, жестокость и бесплодие взрослой, озабоченной жизни - озабоченной куском хлеба, добыванием денег, тщеславием /”Пьеретта”/. У Бальзака везде на первом плане юридический казус. Затем - художественное рассмотрение этого казуса. Движущим мотивом поведения чаще всего выступает корыстолюбие и честолюбие. Несчастье холостяков и старых дев не в отсутствии выбора, а в боязни решительного шага и в пассивности. Мадмуазель Кормон прямо-таки выслеживает своих женихов и поклонников, но... “Легкомысленно оброненного слова, шутки, хотя частенько и не совсем понятой ею, было достаточно, чтобы она отвергала искателей как недостойных: этот не имел ни души, ни сердца; тот был вралем и дурным христианином; один не прочь был повести ее под венец, но только для того, чтобы вырубить потом ее леса и разжиться; другой был не такого нрава, чтобы сделать ее счастливой; тут она пронюхала наследственную подагру; там ее испугало безнравственное прошлое/.../ Она сторонилась бедняков, не веря в их бескорыстие, которому придавала столь большое значение в подобном деле; ничего удивительного, что ее разборчивость и сложившиеся обстоятельства рассеяли окружавших ее мужчин, тщательно перебираемых ею, словно лежалый горох на кухонной доске”. Автор тонко, шаг за шагом отмечает, как у людей, оставшихся в безбрачии, портится характер, в сторону слабости или напротив, суровости, как подавленные желания порождают причуды, как скепсис и разочарование мутной пленкой покрывают восприятие, как привязанность к объекту любви становится либо деспотичной, как у Сильвии Рогрон к Пьеретте, либо слащавой и слезливой, как у Руже к Баламутке. Холостяки Бальзака еще не дошли до того, чтобы привязываться к собакам, кошкам, попугаям или растениям, подобно сыщику Ниро Вульфу, но одиночества и в их жизни хватает с избытком. Этот образ воплощен в лице Агаты Бридо, которая одна, без мужской поддержки, воспитала сына Филиппа, избравшего военную карьеру, и Жозефа, ставшего художником. Старший, спиваясь, воруя, нищенствуя, играя в карты, наносит ей бесчисленные удары, тем не менее она любит и верит в него больше, чем в Жозефа. Упорный, послушный и терпеливый художник достигает славы, не побывав на службе у порока, в то время как Филиппу суждено и низко падать, и высоко взлетать. Бальзак подчеркивает, что женщина, воспитывающая своих детей одна, берет на себя тяжкий груз ответственности, повинна в их слабостях и пороках; она бывает несправедлива к достойному, а для недостойного, “блудного” закалывает лучшего тельца, но в этом и красота, самоотверженность материнского чувства. Писателю необязательно быть впрямую автобиографичным. Он может быть автобиографичным подсознательно, на уровне неких протогенетических доминант или в выборе тем, наконец. Личная судьба Бальзака складывалась так, что, хотя у него и было много подруг, он по сути так и остался холостяком, человеком, испытывавшим трепет перед супружескими обязанностями, которые возлагаются на людей в браке. К супружеству он, как и А.П. Чехов, подошел в расцвете славы, но с расстроенным здоровьем. В отношениях с матерью он в последние годы то и дело испытывал обидчивость и раздражительность, с сестрой, с которой был так дружен, понемногу расходился. “Пред гордою полячкой” приходилось постоянно унижаться. Славянский образ жизни, построенный на торжестве чувств, а отнюдь не правил и законов, был в диковинку законнику Оноре де Бальзаку, и он еще не знал, насколько нетерпим к инакомыслию и расчетлив этот тип восточной красавицы, пусть даже и католички. Все эти обстоятельства в какой-то мере определили и выбор тем для поздних произведений: “Бедные родственники”, “Жизнь холостяка”, “Крестьяне”, “Старая дева”. Бальзак написал блестящую галерею этих стойких оловянных солдатиков жизни - холостяков, дев, воспитанниц, приживалок, которые привлекли его естественной симпатией художника - великого художника! - ко всякому обделенному сердцу. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже 1830-х годов стал возводить свое происхождение к дворянскому роду. Он самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку «де». (Настоящее имя Бальзака была Оноре Бальзак и только потом он начал себя называть Оноре де Бальзаком). Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему. Младший брат писателя Анри, был побочным сыном владельца соседнего замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к проблемам брака и адюльтера объясняется и атмосферой, царившей в его семье. В 1807-13 годах, Бальзак был пансионером колледжа в городе Вандом. Впечатления этого периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу одноклассников) отразились в философском романе «Луи Ламбер», который он писал в течении трех лет, с 1832 по 1835 год. Чтения молодого Бальзака поразительно разнообразны: Рабле, мощный художник французского Возрождения, культ которого Бальзак пронес через все жизнь; плеяда французских классиков, особенно Мольер; фаланга просветителей, особенно Дидро и Руссо; английские и немецкие романтики, Стерн, Байрон, Вальтер Скотт. Всякого рода приключенческие и фантастические модные романы – «разбойничьи», «кошмарные», «веселые»; современная поэзия; исторические, философские, научные труды – чего только не читал он. Затем свое образование молодой Бальзак получает в Париже, он учится в Школе Права. Затем он решил остаться в Париже, когда его отец решает вернуться в провинцию. В юности он работал у нотариуса, готовясь стать либо нотариусом, либо поверенным. Решив посвятить себя литературе, Оноре был лишен поддержки со стороны семьи, но это не мешало ему быть полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе, богатстве, о завоевании великого Парижа. В 23—26 лет Оноре напечатал несколько романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся над средним уровнем романтических писаний того времени, и не включенных им впоследствии в полное собрание его сочинений. Обескураженный литературной неудачей, он увлекается коммерческими делами. В нем просыпается прожектер и предприниматель. Он ставит опыты производства дешёвой бумаги, затем он затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825-1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но его издания не имели успеха. Затем вступает компаньоном в типографию, надеясь — как он после говорил — нажить состояние и таким образом получить возможность целиком отдаться литературе и прославиться через неё. Но эта затея тоже не была удачной. Также неудачно закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное древними римлянами. Однажды он купил загородный дом, но на его содержание у него не хватало денег, и ему пришлось его продать. Бальзак оказался плохим коммерсантом. Разорившись и задолжав, он вернулся к литературе, вернулся на всю жизнь, чтобы в литературе выразить основную страсть французского буржуа и буржуазного интеллигента его времени: разбогатеть и прославиться. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах Он работает по 15-18 часов в сутки, садился за стол после полуночи и почти не оставлял пера до шести часов следующего вечера, прерываясь только для принятия ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве. «Я пленник идеи и дела, столь же неумолимых, как кредиторы…», «Я точно на поле битвы, и борьба идет жестокая» -пишет он матери. Он подсчитывает, что, проработав тридцать ночей подряд, спал за весь месяц только шестьдесят часов. В другой раз сообщает план – работать по двадцать четыре часа кряду, затем спать по пять часов, «это составит двадцать один с половиной час в сутки». Он возбуждает свою энергию потоками кофе, который разрушит его здоровье. Он называет это «жизнью в огне». Почти неправдоподобная, грозная эпопея его труда не может быть передана в немногих строках, она – в томах его переписки. «Ежедневно у меня жар я плачусь жизнью!». «Я выносил в своей голове целое общество» - не без гордости утверждал Бальзак. В словах этих не заключалось преувеличения. По законам своего искусства художник в серии романов и повестей создал общество, в котором живут и борются люди всех классов, состояний, профессий, все психологические типы – мужчины и женщины; разыгрываются общественные бури и бури всех человеческих страстей. Автор хотел и добился того, чтобы в его изображении общество «заключало в себе основу своего движения», чтобы законы развития ясно проступали в созданной им картине. Он называл это «соперничать с актами гражданского состояния». В письмах он любил сравнивать себя с людьми самого разнообразного физического труда: каменщик, судостроитель, раб, вращающий жернова, резчик, литейщик, пахарь, садовник. В одном из поздних романов он скажет: художник «трудится как рудокоп, засыпанный обвалом». «Карикатура» и «Силуэт». Известность Бальзака начинается с появлением в 1829 первой книги подписанной именем Бальзак: «Шуаны, или Бретань в 1800 году». В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые, начиная с 1830, издаются выпусками под общим названием «Сцены частной жизни». После этого Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. О дальнейшем Бальзак сказал: «Главные события моей жизни – это мои произведения». Жизнь идет в схватках с бесчисленными замыслами, требующими воплощения, с уже изданными текстами, требующими совершенствования. Буржуазная пресса постоянно его травила. Французская Академия дважды отвергла этого недостаточно респектабельного и совсем не «академического» автора. В следующем году он пишет семь книг, среди них «Семейный мир», «Gobseck» (Гобсек), привлёкших широкое внимание читателя и критики. В 1831 публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина». Эти две книги высоко поднимают Бальзак над его литературными современниками. В романе «Гобсек» ярко проявляется сгущение, гиперболизация как закон бальзаковского творчества. Искусство, писал он, это «сгусток природы», «концентрированная природа». Чтобы лучше выявить огромную силу золота, Бальзак создает для своего Гобсека впечатляющее, рембрандтовское освещение, наделяет его недюжинным умом и проницательностью, эстетическим чувством. Герой повести не серый, не средний ростовщик. Зато он и осознает свою власть над людьми так полно, наслаждаясь ею так глубоко, как не мог бы обычный процентщик. И говорит он об этой власти крылатыми, врезающимися в память словами. Деньги делает его режиссером многих и многих человеческих драм. Гобсек – французский «скупой рыцарь». У рассказчика, молодого адвоката Дервиля, реакция на знакомство с Гобсеком – ужас перед жизнью и людьми. «Неужели все сводится к деньгам?» - спрашивает себя Дервиль. Гобсек, этот выдающийся ум, сам становится жертвой своей страсти к стяжательству: она его иссушает и делает маньяком. В окончательной редакции повести Гобсек умирает в возрасте девяноста лет, оставив после себя горы гниющих товаров, разлагающихся лакомств, свернутых драгоценных картин; во всем кишат черви… Бальзак считает увеличение масштабов изображаемого и яркую индивидуализацию типов необходимыми условиями художественной правды. «Задача не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать. Ты не жалкий копиист, но поэт!» - учит в одной из его лучших повестей («Неведомый шедевр») мыслящий художник новичка. Характерам должны соответствовать и события: необычайные, волнующие и в то же время – в своей глубокой сущности – реальные, типичные. Бальзак впервые кладет в основу своих сюжетов не историю любви, отвлеченной от реальных жизненных обстоятельств, не отвлеченные преследования невинности условными злодеями, как это было во французском романе XIX века, а нечто совсем иное: обогащение и банкротство торговца, историю помещичьего имения, меняющего владельцев, спекуляцию земельными участками, финансовые аферы, борьбу вокруг завещания. В его романах это не отдельные эпизоды на периферии главного действия, а само главное действие. И в прозе буржуазного общества обнаруживается острый драматический интерес. 1832 год — рекордный по плодовитости. Бальзак публикует девять полных произведений, III и IV главы его шедевра: «Тридцатилетняя женщина» и триумфатором входит в литературу. Читатель, критик и издатель набрасываются на каждую новую его книгу. Если ещё не реализована его надежда разбогатеть (так как тяготеет огромный долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мир. Успех не вскружил головы у Бальзака, как это случилось со многими его молодыми современниками. Он продолжает вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15-16 часов в сутки; работая до зари, он ежегодно публикует три, четыре и даже пять, шесть книг. Не следует однако думать, что Бальзак писал с особой лёгкостью. Многие свои произведения он много раз переписывал, перерабатывал: некоторые свои произведения писал в течение ряда лет, по три, четыре главы в год. Так он писал «Тридцатилетнюю женщину» и другие. В первых романах написанных Бальзаком, он очень четко описывает все стороны и все аспекты тогдашней французской жизни. Он описывает разные территории, под его прицел попадают: столица, провинция, деревня. Он описывает и различные социальные группы тогдашней Франции: купечество, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. з многочисленных романов Оноре де Бальзака наиболее известные: «Евгения Гранде», «Сельский Врач», «В поисках Абсолюта», «Тридцатилетняя женщина», «Сельский Священник», «Кузен Понс», «Кузина Бета», «Утраченные иллюзии», «Крестьяне», «Хозяйство холостяка», «Отец Горио», «Прославленные Годдисар», «Шагреневая кожа», «Евгения Гронде», «Шуаны или Бретань в 1799 году». Борьба человеческой индивидуальной воли с обстоятельствами или другой, столь же сильной страстью, составляют сюжетную основу всех наиболее значительных и известных произведений Бальзака. «Шагреневая кожа» (1831) — это роман о том, как эгоистическая воля человека пожирает его жизнь, его стремление к развитию. Эта тема как никогда актуальна в наши дни. «Поиски Абсолюта» (1834) — роман о поисках философского камня, в жертву которым естествоиспытатель приносит счастье своей родной семьи и свое собственное. «Отец Горио» (1835) — роман об отцовской любви, «Евгения Гранде» (1833) — о любви к золоту, «Кузина Бетта» (1846) — о силе мести, о пороке, уничтожающей все вокруг. Роман «Тридцатилетняя женщина» (1831-34) — о любви, ставшей уделом зрелой женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом сознании понятие «женщина бальзаковского возраста»). В «Отце Горио», законченном за сорок дней бешеной работы, сосредоточилось столько содержания, что трем его главным героям как бы тесно на сравнительно небольшом пространстве этого романа. Бывший торговец мучными изделиями, страстно и слепо любящий двух своих дочерей; они продавали ему крохи дочернего внимания, пока он еще мог платить, потом выбросили вон; они терзали его, «как палачи». Беглый каторжник Вотрен, заряженный огромной энергией, доказывающий с несокрушимой логикой, что действия банкиров, судей, министров отвечают законам и обычаям каторжного мира. А между Горио и Вотреном – молодой дворянин Растиньяк, полный жажды успеха. Он выбирает себе путь, усваивая столь разные и все же столь сходные уроки – урок судьбы Горио и поучения Вотрена. Все элементы романа в их сложной соотнесенности служат выявлению глубочайшей коренной аморальности дворянско-буржуазного общества эпохи Реставрации.
|