Чем убийство всех существ трех миров.
Раскайся в грехах великих и малых! Следствие пустословия, соответствующее причине, сказывается не только в том, что твои слова не будут обладать никаким весом, но и в том, что ты лишишься решительности и уверенности в себе. Люди не будут тебе верить, даже если ты говоришь правду, и ты никогда не отважишься говорить перед большим собранием. Следствием алчности, соответствующим причине, является то, что твои желания останутся неисполненными, а то, чего ты не желаешь, будет исполняться. Вследствие недоброжелательства ты будешь жить в постоянном страхе и все время нести разнообразный ущерб. Ложные взгляды приведут тебя к вредным верованиям, и твой ум будет одержим заблуждениями. 1.2.3. Следствие, созревающее в виде внешних условий [324] [324] Вследствие совершения убийства ты переродишься в безотрадном, мрачном краю, полном опасных для жизни ущелий и пропастей. Вследствие присвоения чужого ты родишься в краю, где поля постоянно страдают от мороза и града, сады не плодоносят и царит голод. Вследствие разврата ты будешь жить в отвратительных местах, среди испражнений и навоза, в грязных болотах и нездоровой местности. Вследствие лжи твое благосостояние будет неустойчивым, ум — взбудораженным, а обстановка всегда будет таить угрозу. Вследствие клеветы ты будешь жить среди труднопроходимых скалистых ущелий. Вследствие оскорблений ты переродишься в суровой местности, где повсюду лишь скалы, валуны и колючие растения. Вследствие пустословия ты переродишься в бесплодном краю, где, сколько ни работай, ничего не родится, а смена времен года непредсказуема и ненадежна. Вследствие алчности ты переродишься в местности со скудными Урожаями и будешь претерпевать множество трудностей из-за плохих окружающих условий. Вследствие недоброжелательности ты переродишься в стране, которая всегда подвергается опасности из-за различных бедствий. Вследствие ложных взглядов ты будешь беден и лишен покровителей и друзей. 1.2.4. Следствие, приумножающее неблагую карму [325] [325] Следствие, приумножающее неблагую карму, заключается в том, что ты повторно совершаешь [неблагие] действия, которые уже совершал, тем самым на протяжении бесчисленных перерождений наращивая бесконечную цепь страдания. Это все больше приумножает неблагие действия, вследствие чего ты бесконечно блуждаешь в сансаре. 2. Благие действия, которые следует совершать [326] [326] Обычно говорят, что десять благих действий состоят в том, чтобы, зная о последствиях десяти неблагих действий, искренне принять обет никогда их не совершать. Таким образом, это значит не убивать, не брать чужого и т. д. Чтобы принять такой обет, не требуется присутствия учителя или наставника. Ты можешь сам принять решение, что не будешь убивать, никогда или в определенных местах и в определенное время, или не будешь лишать жизни определенных живых существ и т. д. Все это благие действия. Если ты примешь такой [обет] перед лицом гуру, братьев по Дхарме или перед изображением Трех Драгоценностей, он будет исключительно сильным. Однако недостаточно просто неопределенной мысли: «Не буду убивать». Необходимо принять обет не совершать неблагого действия при любых обстоятельствах. При этом даже мирянин, для которого невозможно всегда воздерживаться от убийства, может взять обет не убивать в определенный период года, например в первый месяц — месяц чудес [Будды] [327][327] или в четвертый месяц, называемый вайшакха [328] [328]. Или можно взять обет не убивать во время каждого полнолуния и новолуния и т. д. Принимая обеты на какой-то период года, месяца или на определенные дни, ты можешь получить большую пользу. Есть такая история. Давным-давно один деревенский мясник в присутствии Арья Катьяяны принял обет не убивать ночью. Переродившись в неопределимом аду, днем он был вынужден страдать в раскаленном железном доме, зато ночью блаженствовал в небесном дворце в окружении четырех небесных дев. 2.1. [Десять благих действий] [329] [329] Итак, выполнять десять благих действий значит воздерживаться от десяти неблагих действий и практиковать соответствующие противоядия. Поэтому ты должен совершать три благих действия тела: 1) воздерживаться от убийства и защищать жизнь живых существ; 2) воздерживаться от присвоения чужого и проявлять щедрость; 3) воздерживаться от разврата и следовать правилам нравственности. Ты должен совершать четыре благих действия речи: 1) воздерживаться от лжи и говорить правду; 2) воздерживаться от вносящей раздор клеветы и примирять враждующих; 3) воздерживаться от оскорблений и всегда говорить учтиво; 4) воздерживаться от пустословия и читать молитвы. Ты должен совершать три благих действия ума: 1) воздерживаться от алчности и быть щедрым; 2) воздерживаться от недоброжелательства и желать всем блага; 3) воздерживаться от ложных взглядов и придерживаться чистей шего воззрения. 2.2. [Следствия десяти благих действий] [Как и десять неблагих действий, каждое из десяти благих действий имеет четыре следствия.] 2.2.1. Полностью созревшее следствие [Полностью созревшее следствие] сказывается в том, что ты перерождаешься в одном из высших миров. 2.2.2 [Следствие, соответствующее причине] [Как и в случае неблагих действий, здесь есть две разновидности.] 2.2.2.1. Поведение, соответствующее причине [Поведение, соответствующее причине] заключается в том, что на протяжении всех своих перерождений ты с радостью выполняешь благие дела и это еще больше увеличивает твои заслуги. 2.2.2.2. Переживания, соответствующие причине Благодаря отказу от убийства ты живешь долго и почти не болеешь. Благодаря отказу от присвоения чужого ты богат и тебя не донимают враги и воры. Благодаря отказу от разврата у тебя красивая супруга и почти никто не проявляет к тебе враждебности. Благодаря отказу от лжи тебя все хвалят и любят. Благодаря отказу от клеветы твои слуги и последователи выказывают послушание. Благодаря отказу от оскорблений ты слышишь только приятные речи. Благодаря отказу от пустословия к твоим словам прислушиваются. Благодаря отказу от алчности твои желания исполняются. Благодаря отказу от недоброжелательства ты избавляешься от опасностей. Благодаря отказу от ложных взглядов в твоем уме крепнет высшее воззрение. 2.2.3. Следствие, созревающее в виде внешних условий [Следствие, проявляющееся как внешние условия] обращает вспять следствия прежних неблагих действий, превращая их в три свершения [330] [330] и наделяя всеми достоинствами. 2.2.4. Следствие, приумножающее благую карму [Следствие, приумножающее благую карму] ведет к неизмеримому возрастанию любых совершённых тобой благих действий. Заслуги текут нескончаемым потоком. 3. Всеобъемлющая природа кармы [331] [331] Везде, от вершины сансары и до бездны ада, каждое из всего непостижимого многообразия наслаждений и страданий, испытываемых каждым живым существом, берет начало исключительно в последствиях благой или неблагой кармы, накопленной этими существами. В сутре Кармашатака [LXVII][LXVII] говорится: Как сказал Будда, причина счастья и несчастья существ — их карма. Разнообразие кармы создает все разнообразие живых существ и отправляет их в нескончаемые странствия. Как необъятна эта сеть кармы! Как бы велики ни были власть, сила, богатство и процветание, которыми ты наслаждаешься ныне, ничто из этого не последует за тобой, когда ты умрешь. Тебя будут сопровождать лишь благие и неблагие дела, совершённые тобой при жизни, и только сила их последствий определит, родишься ты в высшем или низшем мире сансары. В сутре Раджававадака [LXVIII][LXVIII] говорится: О царь! Когда приходит час покинуть этот мир,
|