Студопедия — Афинская девушка.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Афинская девушка.






До брака, в который афинянки вступали чаще всего около пятнадцати лет, они жили в глубине гинекеев9, в уединении, куда не доходил извне никакой шум, никакие волнения. Для девушки можно было, несомненно, пожелать более укрепляющего воспитания, которое, приведя ее в соприкосновение с внешним миром, подготовило бы ее этим самым к предстоящим ей впоследствии обязанностям; но никакая другая система не могла с. 85 выработать в ней в такой мере скромность и нежность — качества, которые греки особенно стремились привить женщине. Они, по-видимому, опасались, что при раннем знании жизни и житейских испытаний душа проиграет больше, чем выиграет: если она приобретет даже больше тонкости и проницательности, то этот опыт будет куплен дорогой ценой. Что сделалось бы с ясностью мысли и внутренним миром, которым эллины придавали такую цену, при преждевременном знании жизни и наполняющих ее бедствий. Искали они этого или нет, но во всяком случае воспитание, получаемое девушками, в результате поддерживало в последних такое настроение духа.

В детстве девочки росли, окруженные тщательными заботами матерей или кормилиц; с возрастом они приучались к работам над шерстью и к тканью. Сидя подле своих матерей, они учились достигать совершенства в рукоделиях, которые составляли главное занятие и честь женщин. Ничто не тревожило их в этой мирной работе. Дверь внутреннего помещения была для них как бы преградой, которую они почти никогда не переступали, и никто посторонний не проникал к ним никогда.

Поминальное жертвоприношение.

Впрочем, эта жизнь не была однообразной. Речь ведь идет об Афинах, поэтому любовь к искусству нашла дорогу даже в гинекей, несмотря на его замкнутость. И к упомянутым чисто практическим сведениям, сообщаемым девушкам, присоединялись некоторые другие, как, например, чтение, письмо, музыка. Впрочем, не следует делать никаких преувеличений: греки никогда не прилагали заботы об умственном развитии женщины и приобщении ее к тем благородным занятиям, которые возвышают и укрепляют душу. Но музыка у народа с такой с. 86утонченной и живой впечатлительностью была чем-то большим, чем простое отдохновение: она уравновешивала движения души, вызывая в ней известные гармонические впечатления, которые медленно и почти незаметно проникали в ум и влияли на его склад.

Религиозная процессия женщин.

Кроме того, в редких случаях, девушка могла выходить из своего убежища. Она появлялась в некоторых религиозных церемониях и принимала участие в хоровых танцах. Иногда на нее падал выбор нести во время празднества священные корзины; или, если она принадлежала к аристократической фамилии, ей давали вышивать предназначенное Афине покрывало, которое должно было торжественно проследовать в процессии на Великие Панафинеи10. Когда девушка затем возвращалась в родительский дом, в течение долгих часов работы, склонившись над своим станком, она предавалась воспоминаниям о празднике, на котором она присутствовала, и ее душа наполнялась прекрасными и грациозными образами.

Пока ее ловкие пальцы перебрасывали челнок, она снова мысленно видела стройный порядок священного празднества, движения хоров и благородную архитектуру с. 87 храмов. Когда течение жизни так однообразно, то малейшие события кажутся значительными и оставляют продолжительные следы. Религия, дававшая молодой афинянке возможность в редких случаях видеть мельком внешний мир, и именно во время этих поразительно-изящных празднеств, была небесполезна при воспитании ее ума; она не нарушала тишины гинекея, но как бы оживляла его тщательно хранимыми воспоминаниями, которые помогали развитию в ее душе чувства порядка и гармонии.

Таким образом, если мы при изучении занятий греческой девушки и редких развлечений, прерывавших их, отбросим все подробности, то получим цельное впечатление, — впечатление чего-то скромного и сдержанного: это была жизнь однообразная и мирная, зависимая, но не унизительная: неведение девушки тщательно поддерживалось, но не для понижения умственного уровня женщины, а для сохранения во всей неприкосновенности тонкости ее души и того цветка целомудрия, который еще не увял под влиянием знания зла или подозрения его существования.

(Lallier. De la condit. de la femme, стр. 41—44).

Эфебия

В восемнадцать лет афинянин выходил из юношеского возраста и вносился в общий список граждан. С этого времени он становился граждански и политически полноправным человеком. Тем не менее, в течение двух последующих лет он подлежал отбыванию известного рода искуса в корпорации эфебов; освобождались от этого только одни несостоятельные люди.

Эфебия была государственным учреждением: ее устав целиком исходил от сената или от народа; ее главные чиновники были городскими должностными лицами, а высшая власть над нею принадлежала стратегам.

Очень возможно, что до македонской эпохи11 эфебам давалось только военное образование. В надписях с. 88 часто повторяются указания, что эфебы выступили из города в лагери. «Они поселялись в демах12 и крепостях, становились лагерем на границах». «При всех своих переходах они уважали владения, через которые проходили, и заслуживали только похвалу». Одной из целей этих прогулок за пределы Афин должна была быть безопасность деревень и надзор за дорогами; они были как бы подвижной жандармерией, а в то же время приучались владеть оружием и переносить утомление.

Подробностей мы не знаем, но Ксенофонт и Платон дают нам картину этой жизни на чистом воздухе. «Пусть они рыщут по полям, пусть охотятся в горах, пусть приучаются переносить голод; кто ничего не убил, будет есть только какие-нибудь травы»; спали они там, где их захватила ночь, и, завернувшись в плащ, ждали восхода солнца.

Эфебы на конях.

Платон высказывает пожелание, чтобы молодые люди обучались тактике, маршировке, военным передвижениям и искусству устраивать лагери. Это, конечно, и было главной целью таких экскурсий, когда эфебы носили наименованиеπερίπολοι. Их приучали обращаться с с. 89 военными машинами, в частности с катапультой13, метать дротик и пользоваться кестром14. Их отправляли на государственные корабли и указывали им правила морского искусства.

Военный танец греческих юношей.   Сцена из греческой жизни.

Кроме космета, который являлся начальником эфебии, в число учителей этой коллегии входили: педотриб, ведавший все физические упражнения; гопломах, или учитель с. 90 фехтования; аконтист, обучавший метать диск; афет, или учитель, преподававший, как обращаться с метательными машинами; токсот, который обучал стрельбе из лука. Это простое перечисление свидетельствует в достаточной степени о военном характере корпорации эфебов. Одним словом, до тех пор, пока Афины сохраняли свободу, в эфебе видели не столько будущего гражданина, сколько будущего воина.

(По Dumont. Essai sur l’éphébie attique, I, стр. 146—150, 177 и сл.).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 580. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия