Атмосфера сценического действа. Задача режиссёра – наполнить пустое пространство, создать атмосферу в которой будет всё жить, всё что создаёт атмосферу (декор
Задача режиссёра – наполнить пустое пространство, создать атмосферу в которой будет всё жить, всё что создаёт атмосферу (декор, музыка, свет и т.д.), и всё что создано атмосферой (целостный образ спектакля, люди). К тишине, темноте и пустоте – к этим трём категориям режиссёр должен относиться с особой внимательностью. Театральное пространство – драматическое пространство развивающееся в драматическом времени. Аксиомы: 1. границы художественного пространства не должны нарушаться, 2. пространство зрелища, в том числе и театрального должно быть наполнено, 3. художественное пространство должно быть соотнесено с человеком. В театральном пространстве можно создать: обобщённое, конкретное и игровое место действия. Технология использования и создания атмосферы: 1. атмосфера – как способ репетирования (М.Чехов)- упражнения. 2. атмосфера образа зависит от энергетики, ауры актёра, зерно роли фактически влияет на атмосферу образа, и образ создаёт зоны актёрского молчания. Путь к атмосфере – действенный анализ пьесы и роли. Актёр-персонаж главный носитель сценической атмосферы. Тональность атмосферы в общественных отношениях. 3. Атмосферное давление в зале и атмосферное молчание вместе с залом.4. атмосфера как выразительное средство режиссёра, связь идёт между атмосферой и жанром: атмосфера карусельного хохота, смеющая, танцующая, жеманство и обман. Режиссёр задаёт атмосферу с помощью всех выразительных средств. Итог: Атмосфера – точка общего схода всех выразительных средств театра. В спектакле главенствует атмосфера сценического события и хороший режиссёр может лихо это использовать. Спектакль – это борьба атмосфер. Праздничная атмосфера. Функции праздничной атмосферы: очищающая, организующая, настраивающая. Синестезия – то, чем создаётся атмосфера, и как она воспринимается. Синестезия – это соощущение – добавочное ощущение одного органа чувств другим, цветной слух – особенность люде (таблица 1). Азбука среды (пространства праздника): 1. среда-состояние (ситуация нормальной штатной эксплуатации, н-р: в магазине торгуют, в школе дают уроки). 2. среда-место (любимое пространство для «ничего неделания» - любимое место). 3. среда-событие (экстраординарная эксплуатация: презентация, праздник, обрядовое действие) Схема пространства праздника: 1. прерывистая – протяжённая (шествия, демонстрации, парады). 2. центрическая (одно место праздника, город, площадь). 3. непрерывное кольцо (гуляние, ярмарка, фестиваль, аттракционы). Главная задача режиссёра – создать праздничное поле энергетической среды! Должно воздействовать на все 5 органов чувств. В формулировках «сценической атмосферы», которые дают режиссёры театра, преобладает «настроение», через драматургию, актёров и другие выразительные средства передающееся в зал. Размышления касаются: «энергетических потоков», «психофизической среды» и «психологической субстанции». Художественная атмосфера: состояние среды, созданное духовной энергией художника, рождающее художественное впечатление (ощущение); это некое концентрированное художественное пространство, создаваемое духовной энергией художника (коллектива), способное передать дух времени, неповторимый аромат жизни воспроизводимой в произведении искусства, в излучающем поле которого протекает процесс восприятия. (А. Попов «О художественной целостности спектакля». М. Чехов «Об искусстве актёра» II том) Каждый художник смотрит на жизнь через свои «очки», и у каждого автора они имеют свой цвет, (у пессимистов они чёрные, у романтиков - розовые и т.д.). Воплощая на сцене реальную жизнь людей, мы стараемся воссоздать историческую, общественную, бытовую среду, в которой они существуют. Через взаимодействие человека с окружающими людьми и с обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпоритм его жизни и психическое самочувствие способствуют выявлению атмосферы времени, в котором он живёт. Сценическая атмосфера всегда порождается: основными событиями, взаимосвязана со сквозным действием пьесы, она является одновременно и действием, и следствием, и причиной этих событий. Часто новое событие в жизни действующих лиц вызывает к жизни и новую атмосферу. Атмосфера - это материальная среда, в которой существуют актерский образ, сюда входят: мебель, звуки, ритмы, характер освещения. Атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окружённые целым миром звуков и всевозможных вещей. Воссоздание на сцене атмосферы сценического действия необходимо по двум причинам: 1. обогащает эмоциональную палитру зрелища, 2. атмосфера действует на самого актёра помогает ему найти верное сценическое самочувствие и создаётся актёром, реализуется через его игру. Атмосфера - понятие динамическое, а не статическое она меняется в зависимости от Сценическая атмосфера создаётся верным внутренним настроем исполнителей и внешней сценической обстановкой. При непременном обязательном их слиянии. Внутренний настрой рождается в результате целеустремлённого, целенаправленного действия исполнителей, в предлагаемых обстоятельствах и той общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и участники, чувством радости от сопричастности к творчеству, от встречи со зрителем, от участия в концерте и т.п. внешняя же сценическая обстановка создаётся и выражается оформлением, музыкой, светом, звуками, шумами, и другими постановочными средствами. Режиссёр обязан помнить: любые постановочные приёмы (мизансцены, свет, кино, музыка, оформление) должны служить главному – созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, а зрителям воспринять их не только умом но и сердцем. Создавая сценическую обстановку необходимо помнить о том, что каждой эпохе, каждому времени, присуща своя особая атмосфера. Но у режиссёра – постановщика помимо сказанного, существует ещё одна забота, влияющая на восприятие концерта зрителем – создание ещё до его начала определённой, соответствующей праздничной атмосферы. Здесь может быть использовано и звучание специально подобранной музыки, и различные иллюминации, и огромные щиты с афишами.
|