БИЛЕТ №22. «Есть одна система – органическая творческая природа
1. Система К.С.Станиславского – основа воспитания и обучения профессии режиссёра и актёра. «Есть одна система – органическая творческая природа. Другой системы нет». (К.С.Станиславский) Главные принципы «системы Станиславского» - принцип жизненной правды (основа основ всей «системы»). Искусство должно быть правдиво и, следовательно, понятно. - принцип идейной активности (учение о сверхзадаче художника). Не путать с идеей. Если, например, идея пьесы заключается в утверждении неизбежности победы над старым, то сверхзадача художника – это его личное стремление и личный вклад в борьбу за эту идею. Нельзя ограничиваться лишь идейностью творчества, как таковою. - принцип активности и действия (основа метода действенного анализа, на котором стоит вся практическая часть «системы»). Не нужно, когда появится чувство, нужно действовать, и верное действие вызовет верное чувство. - принцип органичности творчества актера. Разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей. Идти в работе над ролью от себя, стать другим, оставаясь самим собой – «Я есмь». - принцип творческого перевоплощения (конечный этап творческого процесса в актерском искусстве – создание образа). Где нет художественных образов, там нет и искусства». «Система Станиславского» - это практическое учение об органических, природных законах творчества. Законы искусства основаны на законах природы. «Органические, природные законы творчества подвластны сознательному освоению. Творческий процесс может и должен быть управляем». Система реалистического творчества К. С. Станиславского — основа всех актерских и режиссерских школ. За всю историю мирового театра не было создано ничего, подобного системе. Особенно она ценная в той части, которая касается актёра и режиссёра. Для режиссуры установки Станиславского стали аксиомами, и на них опираются даже те, кто отвергает концепцию психологического реализма. Для актёра стремящегося к сознательному творчеству, учение Станиславского – единственно прочная основа. Главные принципы системы для режиссёра и актёра: Режиссёр – создатель концепции, единого образа спектакля. Задача режиссуры в создании идейно-художественного замысла постановки. Соавторство режиссёра и драматурга. Выявление черт драматургии наиболее важных и актуальных для восприятия зрителем. Режиссёрская трактовка – сверхзадача спектакля. Реализация замысла через коллективное творчество. Режиссёрский ансамбль (единство компонентов игра актёра, костюм, декорация, свет, звук). Функция режиссёра – соавтор актёра (помощь актёру в работе над ролью). Учение Станиславского о режиссуре – это учение об искусстве создания спектакля на основе творчества всех его участников. Актёр, артист – центральная фигура в системе Станиславского. Учение о природе и законах актерского творчества, о методах и приёмах управления им – бесценный вклад Станиславского в историю мировой культуры. Связь сознательного и бессознательного в творчестве актёра – сознательное управление подсознательными процессами творчества. Познать природу и дисциплинировать её – искусство переживания. Не играть образ, а стать образом – высшая форма актёрского творчества. Ключевая установка системы – жить жизнью образа, достигая при этом абсолютной достоверности психологического состояния. Душевный мир актёра – основной источник его творчества. Система указывает пути по которым следует направлять свой талант с наименьшей затратой сил и с большим успехом для дела. Цель системы – дать актёру в руки самого себя. Актёрский ансамбль – единый стиль существования актёров в спектакле в атмосфере психологической правды на сцене. Концепция сцены и зала - утвердился реализм оформления сцены как обязательный вспомогательный элемент подлинно реалистического спектакля. Реализм оформления и реквизита должен помогать актёру. Снижена высота сценической площадки, уничтожена оркестровая яма, ликвидирована многоярусность зрительного зала. Театра на практике оправдывал свою установку на демократизм и общедоступность. По убранству зал приближен к обычной комнате, занавес – стал простым без позолоты, всё зрительское внимание акцентировалось на действе.
|