БИЛЕТ №17. Музыка в спектакле или в театрализованном представлении не самоценна, важна её созвучность с данным сценическим действием.
1. Функции музыки в массовом театрализованном представлении, формы её использования. Музыка в спектакле или в театрализованном представлении не самоценна, важна её созвучность с данным сценическим действием. По способу использования музыки в действии её разделяют на две основные категории. Одну из них называют сценической, реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по ходу действия», «от автора», и т.д. Поскольку такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств, то условно её называют «сюжетной». Музыка, вводимая в спектакль режиссёром, относится к другой категории, нежели сюжетная, и отличается от неё тем, что звучит не внутри действия, а вне его. Её источник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Её слышит только зритель, действующие лица о ней «не подозревают». Но и такая музыка теснейшим образом связана с действием и является его активным элементом. Это музыка как бы внутренней, духовной жизни героев. Такую музыку называют психологической, раскрывающей, обобщающей, эмоциональной, иллюстративной, фоновой и т.д. Так как эту музыку в спектакль вводит режиссёр, её называют иногда «музыкой от режиссёра». Каждый из этих терминов, широко распространённых в театре, далеко не полностью раскрывает истинную сущность музыки в спектакле. Так как такая музыка «присутствует» в спектакле как бы условно, поэтому её принято называть «условной». Функции сюжетной музыки: характеризовать действующих лиц; указывать на место и время действия; создавать атмосферу, настроение сценического действия; рассказывать о действии, невидимом для зрителя. Функции условной музыки: эмоционально усиливать монолог и диалог; характеризовать действующих лиц; подчёркивать конструктивно - композиционное построение спектакля; обострять конфликт; рассказывать о действии за сценой; подчёркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии. Виды музыки в театрализованном представлении: увертюра (первый контакт со зрителем), музыкальные антракты (вступление к действию или картине), музыкальный финал акта или спектакля, музыкальные номера по ходу сценического действия. Общие функции музыки в ТП: Одна из общих функций музыки в ТП – иллюстративность - помогает зрителю полнее почувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатление от видимого на сцене. Применение музыки по принципу контраста, заключается в движении её по внутренней, скрытой линии подтекста, линии психологического содержания сцены. Использование контрастирующей музыки – наиболее сильный и острый приём, музыка в этом качестве способна показать самую суть вещей). Музыка способна осуществить идейно-эмоциональное обобщение не только отдельной сцены, но часто всего спектакля. Особенно ярко это проявляется в финальных сценах. Музыке принадлежит важная роль и в организации темпо-ритмического решения сценического действия. Можно сказать, что, как правило, всякая музыка так или иначе связана с темпом и ритмом или данного действия или всего спектакля в целом. Широко распространён в ТП простой и эффектный приём, когда одна и та же музыкальная тема проходит через весь спектакль, изменяясь в зависимости от сценической ситуации. Эту тему, или мотив, обычно называют – лейттема (нить всего представления), лейтмотив (характеристика действия или персонажа). Таким образом, лейтмотив не только подчёркивает развитие определённого образа или ситуации, но и раскрывает их более глубокий смысл. Именно лейтмотив позволяет соединить прерывную театральную музыку в единое композиционное целое. К тому же, любая музыка, включённая в ТП, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссёра, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. В зависимости от авторского отношения музыка может определённым образом повлиять не только на зрительское восприятие данного сценического действия или характеристику отдельного героя, но не редко и на идейный вывод всего ТП. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в ТП могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.
|