Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Организационная культура





Под культурой понимаются общепризнанные ценности, правила и нормы поведения людей в окружающей среде, как способ приспо­собления к среде и существования в ней, сохранения единства на­ции, группы, организации и т.д. Существуют различные подходы к трактованию понятия культуры (рис. 6.18).

Как этнографическое понятие культура — это уникальный об­раз жизни, присущий определенной группе людей, цивилизации.

Генетические определения основываются на понимании культуры как результата адаптации человеческих групп к среде своего обита­ния. Согласно Р. Д. Льюису деловые национальные культуры клас­сифицируются по фактору динамичности, времени. Он выделяет три типа деловых культур по национальному признаку:

• моноактивные — англосаксы: американцы, англичане, нем­цы, северные европейцы, которые методично, последовательно и

пунктуально организуют трудовую деятельность, свое время; это этапность, пунктуальность, алгоритмичность;

• полиактивные — латиноамериканцы и южные европейцы; совмещение во времени нескольких дел сразу, не всегда доводимых до конца;

• реактивные — представители азиатских стран; организация поведения зависит от меняющихся обстоятельств жизнедеятельно­сти (табл. 6.2).

Особенности национальных управленческих стилей и культур выявляют в каждой уникальные черты, связанные с особенностями национального мышления и поведения. Национальные модели де­ловых культур оказываются исходными в понимании и изучении организационной культуры, как более общего собирательного по­нятия. Этот подход является первой стадией ее познания, что очень важно для международного бизнеса, где сталкиваются различные национальные культуры, особенно при слиянии предприятий раз­ных культурных моделей.

Исторический подход к определению культуры связан с тради­циями и социальным наследием общества, культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. Культура есть резуль­тат совместной жизнедеятельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. Культура определяет способы, с помо­щью которых различные общества стандартизируют и канонизиру­ют выработанные нормы поведения, а также методы, с помощью которых общество выражает неприятие других, чуждых моделей поведения.

Описательные определения интерпретируют культуру как сум­му всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований. Нормативные определения рассматривают культуру как совокуп­ность норм и правил, организующих человеческое поведение. Культура — «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, об­разов самопознания и символических обозначений окружающего мира, системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия». Это система социально усвоенных моделей поведения, которая служит средством взаимодействия людей с ок­ружающим миром. Она развивается во времени и постоянно эво­люционирует.

Культура с точки зрения психологии — это отражение в созна­нии человека представления о материальном и духовном, это зна­ния и искусство, мораль и традиции, идеи и ценности, обычаи и навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени.

Структурные определения представляют культуру в виде раз­личного рода пространственно распределенных систем, моделей. Структуры организации с нормами иерархии, власти и подчине­ния, взаимодействия между отдельными структурными единицами суть порождения организационной культуры.

Каждая организация представляет собой уникальное образова­ние, имеющее особую профессионально-квалификационную, по­ловозрастную, национальную структуру персонала, создаваемое для реализаций тех или иных целей, интересов отдельных людей, групп. Поэтому культура организации рассматривается не только как часть культуры общества, но как ее продолжение, развитие в рамках данной организации в целях обеспечения ее существования (деятельности) в короткой или длительной перспективе. Социаль­но-культурный фактор позволяет организации осуществить:

• внешнюю адаптацию — встроиться, вписаться во внешнюю среду, определить свое место и роль в обществе путем формулиро­вания миссии, формирования имиджа, транспарентности, привле­кательности, конкурентоспособности, устойчивости;

• внутреннюю адаптацию — организовать эффективное ис­пользование имеющихся ресурсов путем формулирования целей, определения стратегий, политики, принципов, правил внутренне­го поведения, оценивания эффективности функционирования.

Культура организации, или организационная культура, — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами данной организации и выражающихся в заявляемых положениях (их трактовках), задающих людям ориентиры их поведения и дей­ствий. Каждая организация имеет свое представление о культуре, зависящее от сферы деятельности, от многих внешних и внутрен­них факторов. Отдельные авторы делают различия между органи­зационной и корпоративной культурой. На наш взгляд, важнее раскрыть понятие культуры организации для практического при­менения в менеджменте.

Структура организационной культуры. Носителями организа­ционной культуры являются люди. Вся организация представляет собой совокупность различных профессиональных групп, которые структурированы в функциональные подразделения. Подсистема культуры всей организации определяется как субкультура (под-культура, культура в культуре), которая включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, ха­рактерные только для данной группы людей. Творцом и носителем субкультуры является социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других (рис. 6.19).

Например, виды субкультур организации:

— культура управленцев — стили, методы руководства, делеги­рования полномочий, принятия решений, контроля, мотивации, типа лидерства и власти, уровня командности, культура разреше­ния конфликтов;

— культура труда и отдыха:

• это экономическая культура, которая включает культуру производства (организации и условий труда, средств труда и т.д.), культуру распределения, потребления, обмена, отноше­ния к прибыли;

• это эстетическая культура;

— тендерная культура — нормы отношений между полами: мужской и женской частями коллектива организации;

— культура коммуникаций, включающая:

• культуру общения — систему отношений организации с внешним окружением; как относится организация, конкрет­ные сотрудники к своим клиентам, партнерам, контрагентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы; как относится к качеству жизни, охране окружающей среды, сохра­нению глобальных ресурсов;

• культуру поведения, этическую культуру — систему взаи­моотношений между сотрудниками одного уровня, разными по возрасту, опыту, рангу, статусу, между руководителем и подчи­ненными, нравственность, мораль. Из этики предпринима­тельства вытекает и этика управления;

• ролевую культуру — функциональное распределение ро­лей в организации по должностям — права и обязанности всех сотрудников четко определены и расписаны (так называемая рациональная бюрократия) и по социальному признаку — каж­дый сотрудник участвует в распределении ролей вследствие своих индивидуальных особенностей: творческих (генератор идей, эксперт, критик, эрудит, организатор, энтузиаст), комму­никативных (лидер, связной, координатор, делопроизводи­тель), поведенческих (оптимист, нигилист, конформист, обще­ственник, борец за правду и др.);

• культуру речи — используемые в разговоре профессио­нальные термины, сленг, жаргон, синтаксические и семантиче­ские модели, конструкции и штампы, нормативная лексика. Кроме того, каждый сотрудник имеет свое собственное мнение

и отношение к этому понятию.

Организационная культура имеет вертикальное измерение. На внешнем, поверхностном уровне рассматриваются внешние проявле­ния культуры:

• символика, атрибутика, поведенческие ритуалы, выражае­мые в проведении в организации определенных церемоний, в ис­пользовании определенных выражений, знаков и т.п.;

• внешний и внутренний дизайн, стиль одежды работников, расположение и оформление помещения, в котором располагается организация;

• история организации в важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации; мифология.

На базовом уровне формируются культурные представления, восприятие которых носит сознательный характер:

• система традиций, ценностей, убеждений, взглядов и норм, общих для всех работников, верования, мечты;

• система норм общения, этические принципы деятельности, принципы взаимоотношений в организации между людьми, разде­ляемые сотрудниками организации;

• моральный климат; философия организации, объединяющая сотрудников, создающая чувство причастности к организации.

На глубинном уровне формируются предположения, трудно осознаваемые даже членами коллектива, скрытые, принимаемые на веру предположения, помогающие воспринять характеризую­щие культуру атрибуты:

• декларируемые ценности организации и нормы поведения, выраженные в таких документах, как миссия, кодекс фирмы, пра­вила внутреннего распорядка, регламенты, кодекс корпоративной этики и т.д.;

• внутрифирменные идеологические установки; кредо органи­зации.

Понятие «ценность» является центральным в организационной культуре. Ценность — это то, что значимо для организации и чело­века, дорого и важно, на что они ориентируются в своей деятельно­сти. Сотрудники не только рассчитывают на то, что будут удовле­творять материальные потребности, но также надеются на психо­логический комфорт в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям.

Формулирование общих ценностей ведет к соответствующему типу поведения, и наоборот. Выделяют три формы существования ценностей:

• общественные идеалы — выработанные общественным соз­нанием и обобщенные представления о совершенстве в различных сферах деятельности;

• модели и факторы, стимулирующие к воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов;

• материализованное воплощение этих идеалов.

Этот процесс носит циклический характер в рамках и масшта­бах развития цивилизации.

Таким образом, организационная культура является основой са­моорганизации, внутренней консолидации организации на базе модели: ценности организации — организационное поведение — взаимовыгодное сотрудничество. Организационная культура — мощ­ный инструмент в конкурентной борьбе, в рыночных условиях, во нешнеэкономической деятельности. Социально-культурный фак­тор в жизнедеятельности организации выполняет системообразую­щую роль в корпоративной идентичности, направлен на стандарти­зацию человеческого поведения внутри организации. Исследования подтверждают, что эффективность деятельности организации зави­сит от типа и силы организационной культуры. Поэтому в управле­нии эффективное использование человеческих ресурсов возможно в структуре культуры организации.

При проведении анализа организационной культуры осуществ­ляется оценка положения, насколько организационная культура способствует выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению позиций или сдерживает ее развитие. Оценивается сте­пень соответствия организационной культуры текущим целям и программам предприятия.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2038. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия