Истинного духовного учителя*.
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа «С незапамятных времен бесчисленные живые существа скитаются по бесчисленным вселенным дорогами своей судьбы, попадая то на высшие планетные системы, то на низшие. Лишь самые удачливые из этих живых существ милостью Кришны встречают на своем пути истинного духовного учителя и получают от него семя преданного служения». (Ч.-ч., Мадхья, 19.151). Гуру значит «тяжелый». Приняв покровительство лотосных стоп духовного учителя, самое маленькое, самое жалкое живое существо оказывается защищенным от любых опасностей. Поэтому те, кто вечно желает живым существам одного только блага, советуют принять прибежище у духовного учителя. «Сканда-пурана» гласит: гу шабдо стй андхакарасйа ру шабдас тан ниродхаках * Это введение было первоначально написано Шрилой Гоур Говин-дой Свами Махараджем в виде эссе, и издано в 1990 году в брошюре «Гуру Таттва». ГОУР ГОВИНЛА СВАМИ андхакара-ниродхатвад гурур итй абхидхийате Слово «гу» означает «тьма», а «ру» — это тот, кто тьму разгоняет. Миллионы жизней забывшие себя живые существа блуждают по темным закоулкам иллюзорного царства майи. Причина такого положения кроется в иллюзорной привязанности, основанной на невежестве, в том, что этот временный, ненастоящий материальный мир живые существа ошибочно принимают за свой дом, и во власти обманчивых понятий «я» и «мое» мнят себя владельцами этого дома. пумсах стрийа митхуни-бхавам этом тайор митхо хридайа-грантхим ахух ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир джанасйа мохо йам ахам мамети «Основой материального существования является взаимное влечение мужского и женского начала. Это иллюзорное влечение тугим узлом связывает вместе сердца мужчины и женщины и порождает привязанность к своему телу, дому, имуществу, детям, родственникам и деньгам. Так человек оказывается во власти иллюзорных понятий «я» и «мое». (Бхаг., 5.5.8) Из глубочайшего заблуждения живого существа произрастают эти мысль и ощущение: «я» и «мое». Это моха, иллюзия. Чтобы вырвать эти взросшие на невежестве привязанности, необходимо принять прибежище лотосных стоп Шрилы Гурудева. Тогда страх падения исчезнет навсегда. Очутившись у лотосных стоп истинного духовного учителя, джива быстро восстанавливает утраченное чистое знание и отдается служению своему вечно почитаемому Господину, единственному, кому следует служить. Под должным руководством духовного учителя человек достигнет цели и обретет высшее трансцендентное блаженство. Итак, абсолютно необходимо принять прибежище у лотосных стоп истинного духовного учителя. Об этом же говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 25.122): милость гуру сарва-деша-кала-дашайа джанера картавйа гуру-паше сей бхакти праштавйа, шротавйа «Поэтому долг каждого — где бы, когда бы он ни жил и как бы ни складывалась его судьба — обратиться к истинному духовному учителю, задавая вопросы о преданном служении и внимая его объяснениям». В «Мундака-упанишад» (1.2.12) есть следующий стих: тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет самит-паних шротрийам брахма-ништхам «Чтобы постичь трансцендентную науку, необходимо обратиться к духовному учителю. Идя к учителю, человек должен принести с собой дрова, которые будут сожжены во время жертвоприношений. Истинным духовным учителем называют того, кто постиг суть ведического знания и потому всегда служит Верховной Личности Бога». Можно было бы привести еще множество свидетельств шастр, обосновывающих необходимость принятия духовного учителя. Однако я не стану вдаваться в детали, и попрошу собрание преданных и моих дорогих духовных братьев позволить мне перейти к следующему вопросу. Качества истинного духовного учителя Господь Шри Чайтанья Махапрабху дает очень простое определение гуру. киба випра, киба нйаси, шудра кене найа йеи кришна-таттва-ветта, сей гуру хайа «Если человек — будь он випрой (знатоком ведических писаний), монахом, отрекшимся от мира, или же простолюдином, — овладел наукой сознания Кришны, значит, он достиг совершенства и является истинным духовным учителем» (Ч.-ч., Мадхья, 8.128). ГОУР ГОВИНДА СВАМИ «Шримад-Бхагаватам» (11.3.21) утверждает: тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейа уттамам шабде паре ча нишнатам брахманй упашамашрайам «Тот, кто действительно хочет обрести счастье, должен найти истинного духовного учителя и принять его покровительство, получив от него духовное посвящение. Духовным учителем называют того, кто, тщательно изучив священные писания, постиг их смысл и потому способен убедить других в истинности содержащихся в них выводов. Такие великие души, которые, отбросив все материальные соображения, полностью предались Верховной Личности Бога, являются истинными духовными учителями». Человек не может стать настоящим гуру, просто получив светское образование. Это подчеркивается в «Шримад-Бхагаватам» (11.11.18): шабда-брахманй нишнато на нишнайат паре йади шрамас тасйа шрама-пхало хй адхенум ива ракшатах «Если после упорных занятий человек научился прекрасно разбираться в ведических писаниях, но при этом так и не обратил свой ум к Верховной Личности Бога, то все его усилия можно сравнить с заботой о корове, которая не дает молока. Единственный результат такого труда — лишь сам этот труд». В своей «Шри Упадешамрите» Шрила Рупа Госвами говорит: вачо вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам ударопастха-вегам этан веган йо вишахета дхирах сарвам апимам притхивим са шишйат милость гуру «Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире». («Нектар наставлений», текст 1). Духовный учитель строго придерживается принципов ученической преемственности и священных писаний. Знание, полученное от гуру, — это знание, низошедшее от Самого Господа по цепи наставников. Об этом Шрила Прабхупада говорит в «Науке самоосознания»: «Трансцендентное знание Вед Господь вначале поведал Брахме, творцу этой вселенной. От Брахмы знание перешло к Нараде, от Нарады — к Вьясадеве, от Вьяса-девы — к Мадхве. Так по этой цепи ученической преемственности трансцендентное знание передавалось от одного ученика к другому, пока не дошло до Господа Гауранги, игравшего роль ученика Шри Ишвары Пури. Нынешний Ачарьядева — десятый представитель ученической преемственности, начиная от Шри Рупы Госвами, первого представителя Господа Чайтаньи, проповедовавшего эту трансцендентную традицию во всей ее полноте. Знание, которое мы получаем от нашего Гурудевы, не отличается от знания, переданного самим Богом по цепи преемственности ача-рьев, ведущей начало от Брахмы». Тот, кто входит в систему ученической преемственности, может стать гуру для всего мира. В наш век Кали существуют четыре истинные самп-радайи: Шри, Брахма, Рудра и Санака, и их ачарьями являются соответственно Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами и Нимбаркачарья. Шриман Махапрабху принял посвящение от Ишвары Пури, ачаръи Брахма-Мадхва-сампрадайи. С тех пор к названию этой сампрадайи добавилось слово «Гаудия» — Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая. Господь Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал в 15 веке Нашей Эры, а прежде приходили четверо ачарий: Вишнусвами, Нимбаркачарья, Рамануджачарья и Мадхвачарья. В их учениях существуют незначительные различия, касающиеся двайта- и адвайта-вады. В то время как философии Вишнусвами, Нимбаркачарьи и Рамануджачарьи говорят соответственно о шуддхадвайте, двайтадвайте и вшииштадвайте, учение Мадхвачарьи И ГОУР ГОВИНДА СВАМИ подчеркивает шуддха-двайта-ваду. Восполнив все недостатки в убеждениях и объяснениях четырех ачарий, Шриман Махапрабху явил миру философию ачинтъя-бхедабхеда-татгпвы. Таким образом, ученическая преемственность, начавшаяся от Шримана Махапрабху, является единственным чистым вайшнавским течением в Кали-югу. Поэтому истинный духовный учитель должен приходить в цепи наставников, берущей начало от Господа Чайтаньи Махапрбху и быть возлюбленным преданным Гауранги — гаура-прия-джаной.
|