Мита-бхук, апраматта, манада, амани гамбхира, каруна, маитра, кави, дакша, мауни
милость гуру «Преданные всегда милостивы, смиренны, правдивы, равно расположены ко всем, безупречны, великодушны, кротки и чисты. Им безразлично материальное, и они трудятся ради общего блага. Они умиротворены, полностью принадлежат Кришне и бесстрастны. Они безразличны к материальным приобретениям и стойки в преданном служении. Они полностью контролируют шесть дурных качеств: вожделение, гнев, алчность и т.д. Они едят лишь столько, сколько необходимо, и ничем не опьяняют себя. Преданные почтительны, серьезны, сострадательны и не имеют чувства ложной гордости. Они дружелюбны, поэтичны, искусны и молчаливы» (Ч.-ч., Мадхья, 22.78 — 80). Таковы двадцать шесть второстепенных признаков. Преданный очень милостив и у него нет врагов, он честен и старается равно относиться к каждому. Преданный не осквернен материальным миром, смиренен, отзывчив и делает людям только добро. Он умиротворен и, будучи полностью поглощенным сознанием Кришны, не стремится ни к наслаждению чувств, ни к освобождению. Он обуздал ум и чувства, избавился от жадности и умерен в еде. Не требуя уважения к себе, он почтителен ко всем живым существам, серьезен и милосерден. Преданный во всем искусен и всегда молчалив, обсуждая только темы, связанные с Кришной. Это лишь некоторые признаки, садху-лакшана. В «Чайтанья-чаритамрите» мы найдем описание шуддха-бхакти, чистого преданного служения: шуддха-бхакти хайте хайа према утпанна атаэва шуддха-бхактира кахийе лакшана «Любовь к Богу человек развивает, занявшись чистым преданным служением Ему, поэтому я хочу описать некоторые признаки такого служения» (Ч.-ч., Мадхья, 19.166). анйа-ванчха, анйа-пуджа чхади джнана, карма анукулйе сарвендрийе кришнанушилана ГОУР ГОВИНДА СВАМИ «Чистый преданный лелеет в своем сердце одно желание — служить Кришне. Он не поклоняется ни полубогам, ни великим мира сего. Он безразличен к мирским наукам, далеким от сознания Кришны, и сторонится деятельности, не связанной с сознанием Кришны. Все свои очищенные чувства преданный стремится занять в служении Всевышнему. Это и есть трансцендентное любовное служение Господу» (Ч.-ч., Мадхья, 19.168). анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавритам анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама «Трансцендентным преданным служением Верховному Господу Кришне занимается тот, кто служит Ему с любовью и полностью свободен от стремления к материальной выгоде или успеху на поприще кармической деятельности или философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым» (Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11). Таковы по определению Рупы Госвами признаки чистой преданности. Не развив беспримесную преданность, невозможно обрести кришна-прему. Чистый преданный Господа свободен от материальных желаний, бхукти, от стремления к мирскому счастью и стремления к освобождению, он посвятил себя единственно любовному служению Кришне, стал Его нишкинчана-бхактой. эта саба чхади ара варнашрама-дхарма акинчана хана лайа кришнаика-шарана «Не колеблясь, с полной верой, человек должен принять прибежище у стоп Господа Кришны, отказавшись от прошлого дурного общения и даже от правил варнашрамы. Иначе говоря, следует оставить все до единой материальные привязанности» (Ч.-ч., Мадхья, 22.93). милость гуру сарва-дхарман паритйаджйа мам экам таранам враджа ахам швам сарва-папебхйо мокшаишйами ма шучах «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Б.-г., 18.66). Человека, оставившего все виды дхармы, в том числе и варнашрама-дхарму, называют нишкинчана-бхактой или акинчана-бхактой. Все, о чем Кришна рассказывал в начале «Бхагавад-гиты», — варнашрама-дхар-ма, гьяна, карма, йога, — теперь Он советует оставить, просто предавшись Ему. Таково Его последнее наставление, и согласно ему поступает ншикинчана-бхакта. Отказавшись от всякой дхармы, он совершенно вручает себя Кришне. Он становится шуддха-бхактой, он обретает криш-на-прему. Он достигает цели этой столь редкой человеческой формы жизни. Без стремления к этой цели наша жизнь лишена смысла. Потребность в кришна-преме — это прайоджана-таттва. Это то, что называют рагануга-бхакти. кришна-бхактира бадхака — йата шубхашубха карма сена эка дживера аджнана-тато-дхарма «Если какая-либо деятельность, будь то благоприятная или неблагоприятная, препятствует трансцендентному любовному служению Кришне, — ее следует считать лишь блужданием во тьме невежества» (Ч.-ч„Ади, 1.94). Это помехи на пути чистой преданности Кришне. джнана-ваирагйади — бхактира кабху нахе анга ахимса-йама-нийамади буле кришна-бхакта-санга ГОУР ГОВИНДА СВАМИ «Ни знание, ни отречение не представляют особенной ценности в преданном служении. Такие же добродетели как ненасилие или контроль ума и чувств естественным образом сопровождают преданного Кришны» (Ч.-ч., Мадхья, 22.145). Тъянук вайрагъю нельзя счесть помощниками на пути развития бхак-ти. Джанайатй ашу ваирагйам, джнанам ча (Бхаг., 1.2.7). С приходом кришна-бхакти гьянам. вайрагья появляются сами собой. Чтобы обрести их, не нужно прилагать отдельных усилий. Говорится, что они анишадха-марнйа, т.е. следуют по пятам за преданным Кришны. кома тйаджи кришна бхадже шастра-аджна мани дева-риши-питрадикера кабху нахерини «Тот, кто, освободившись от всех материальных желаний, полностью погрузился в трансцендентное любовное служение Кришне, больше ничего уже не должен ни полубогам, ни мудрецам, ни предкам» (Ч.-ч., Мадхья, 22.140). видхи-дхарма чхади бхадже кришнера чарана нишиддха папачаре тара кабху нахе мана «Может быть, чистый преданный и не следует безупречно всем предписаниям варнашрамы, однако он поклоняется лотосным стопам Господа Кришны и потому защищен от опасной склонности к греховным поступкам» (Ч.-ч., Мадхья, 22.142). аджнане ва хайа йади папа упастхита кришна танре шуддха каре, на карайа прайашчитта «Если все же преданный оказывается вовлеченным в греховную деятельность, то ему нет нужды совершать рекомендуемые шастрами очистительные обряды, потому что его очищает Сам Кришна» (Ч.-ч., Мадхья, 22.143). ___________ милость гуру ___________ Чистый преданный свободен ото всех желаний — как от жажды материальных чувственных наслаждений, так и от стремления к освобождению. Чистый преданный просто вручил себя Господу — видхи-дхарма чхади бхадже кришнера чарана — безо всяких видхи, безо всяких предписаний. Сарва-дхарман паритйаджйа, мам экам таранам враджа — оставив все многообразие дхармы, он полностью предался, всецело посвятил себя кришна-бхаджане. Отныне он ничего не должен полубогам, мудрецам и предкам. Свободный от долгов и беспокойств его ум сосредоточился на Кришне. Разве останется в этом уме какое-то место для греховных мыслей? У того, кто развил любовь к Кришне, ум сконцентрирован. Без любви — как вы удержите Кришну в своем уме? Невозможно! Поэтому Кришна должен стать единственным объектом нашей любви. Пусть любовь будет направлена на Кришну, а не на это тело и его привязанности, не на дом и семейный очаг. В этой области вас ждут одни страдания. В уме того, кто развил любовь к Кришне и всегда помнит о Нем, не остается места для греха. Аджнане 6а хайа йади папа упастхита, кришна танре шуддха каре, на карайа прайашчитта — если и забредет порой греховная мысль, — Кришна, зная сердце человека, не примет всерьез это внешнее проявление. Господь поможет очиститься безо всяких предписанных покаяний. Садху хранит в своем сердце Кришну, связанного веревками любви, а эти веревки очень прочны. Всемогущему Господу не разорвать их. Кришна всесилен, но и всех его сил недостанет на то, чтобы разорвать путы любви. Для совершенного садху, пленившего Кришну съоейкришна-пре-мой, не существует ни правил, ни предписаний. Все правила и предписания, всю ашрама-дхарму можно оставить, просто предавшись Кришне — таково последнее личное наставление Господа, завершающее «Бха-гавад-гиту». Здесь идет речь об истинном садху и об истинной чистой любви. Невозможно оставить все до тех пор, пока Кришна не станет единственным предметом вашей любви. Но когда это произойдет — про- ГОУР ГОВИНДА СВАМИ щайте правила и предписания. На уровне рагануга-бхакти не остается ни правил, ни предписаний. И человек должен всем сердцем жаждать достичь этого уровня, когда он сможет следовать по стопам одного из обитателей Враджи. Время настанет, все придет своим чередом. Не пытайтесь приблизить это, искусственно практикуя. Все должно быть абсолютно естественным и неподдельным.
|