Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книжная графика в искусстве Беларуси 16 – 18 вв.





Как и в период древне-белорусских княжеств, в 14-16 вв. активно развивалось рукописание. В 14 в. дорогой пергамент, из которого изготавливали книги, был заменён на более дешевую бумагу – сначала привозную из Западной Европы, потом – местного производства. В миниатюрах рукописей нашли своё отражение новейшие влияния художественных стилей, однако сильно было и влияние древнерусской традиций. В 14 в. в рукописях доминировал тератологический стиль – широкое использование в заставках, инициалах и украшениях изображений людей, животных, фантастических существ, которые соединялись со сложным орнаментом в виде сложных ленточных переплетений и растительных мотивов. В 15 в. распространяются влияния балканских и византийских стилей, что было связано с приездом мастеров из Византии после захвата турками Константинополя в 1453 г. – «Жировичское Евангелие» (15 в.). В 16 в. на развитие миниатюр оказывает большое влияние стилистика старопечатных книг (прежде всего Ф.Скорины) и Ренессанса – «Шерешовское Евангелие» (2/4 16 в.).

Показательным образцом развития рукописной миниатюры в 14-16 вв. является «Радзивиловская летопись», созданная в 1485-1495 гг. и включающая 618 миниатюр, рассказывающие о разнообразных сторонах жизни общества тех эпох, которые описываются. В некотором смысле, «Радзивиловская летопись» – это своеобразная иллюстрированная энциклопедия, по которой можно изучать не только историю древне-белорусских княжеств и Киевской Руси, но и их культуру, быт.

Учитывая редкость и дороговизну рукописных книг исключительным по своему значению явлением для белорусской культуры было начало книгопечатания. В 1445 г. в Германии Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатние, а уже в 1517 г. в Праге Франциск Скорина издал первую из задуманных им книг Библии на старобелорусском языке. Всего им было напечатано в Праге: «Псалтырь» в 1517 г. и ещё 22 книги Библии (1517-19 гг.), в Вильне он издал около 1522 г. «Малую подорожную книжицу» и в 1525 г. – «Апостол». Используя европейские образцы, Скорина приспособил их к традициям и вкусам жителей ВКЛ, широко украсил книги наборными орнаментами и титульными листами, которые были впервые применены в кириллическом книгопечатании.

Самой большой особенностью стало использование иллюстраций, размещение которых в тексте должно было служить не только украшением, но и помочь читателю зрительно воспринять содержание книги. В изданиях Скорины насчитывается более 500 заставок и 900 инициалов букв, а также 52 ксилографии. При изготовлении своих гравюр в качестве образцов Ф.Скорина использовал новейшие достижения в этой области европейских гравёров, в частности – А.Дюрера, работы которого он творчески переработал и приспособил под вкусы восточно-европейского читателя. Среди гравюр выделяется портрет Ф.Скорины, в котором автор представлен в виде учёного, переводчика. Эта гравюра является безусловным отражением ренессансного миропонимания, которое решительно разрывает с средневековой анонимностью художественных произведений.

Книгопечатание, начатое Скориной получает в ВКЛ большое распространение и во второй половине 16 в. книгопечатные мастерские уже существуют в Бресте, Несвиже, Вильне, Слуцке, в местечках Заблудове и Лоску. Основная часть их изданий это теологическая и полемическая литература, но они также издают и светские книги: учебники, материалы по медицине и военному делу, произведения античных авторов. В 1562 г. в типографии в Несвиже издаётся «Катехизис» Сымона Будного, в 1563 – «Библия» в Бресте. Издаются и другие книги – «Евангелие поучительное» (П.Мстиславец, И.Фёдоров, 1569 г., Заблудов), «Евангелие напрестольное» (П.Мстиславец, 1575 г. Вильна), «Трибунал Великого княжества Литовского» (1586, Вильна), «Статут Великого княжества Литовского» (1588, Вильна) и др.

Традиции книгопечатания, заложенные Ф.Скориной в начале 16 в. наивысшего уровня достигли в 17 в. Относительная дешевизна книжной печати позволила графике мгновенно реагировать на значительные общественно-политические события жизни. Сильными в это время были западновропейские влияния на основе барокко. Наиболее заметный вклад в книжной графике 17 в. оставили братья Александр и Леонтий Тарасевичи, творчество которых связано не только с Беларусью, но и с Вильной, Украиной, Россией. Авторству А.Тарасевича принадлежат иллюстрации для книги «Молитвы и службы Матери Божьей Марии…» («Rosarium …», 1672-1677 гг.), в котором отражены библейские сюжеты и календарные изображения на тему традиционных крестьянских работ. Выходит много других его графических работ, в том числе и шляхецких родословных древ и портретов. Л.Тарасевич широко известен как автор графических портретных и гербовых изображений шляхты ВКЛ и Речи Посполитой.

Если в 17 в. наиболее популярной была книжная гравюра, то в 18 в. – станковая. Осоьбенно популярными стали исторические и аллегорические композиции, изображения генеологических деревьев, образов святых, отдельных почитаемых икон, карты, виды городов, гербы, портреты, экслибрисы и т.д. Они были востребованы в значительной части общества, где выполняли информационную, образовательную и часто культурную роль. Продолжала развиваться и книжная графика, крупными центром которой был православный Супрасльский монастырь (теперь – на территории восточной Польши). Яркая своеобразная школа книжной графики сложилась в 18 в. в г. Могилёве, чему в значительной мере содействовала деятельность Максима Ващенки и его сына Василия, творчество которых в значительной мере близки народным традициям.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1282. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия