Скульптура в искусстве Беларуси 15 – 18 вв.
В пластике 14-16 в. постепенно на смену медальонам с христианскими и языческими символами постепенно приходят медальоны-образки с изображениями только христианских святых. В наиболее развитых образцах такие образки представляют собой рельефы, состоящие из нескольких сюжетов, выполненных из кости, дерева металла. Яркие примеры – образки «Праздники» и «Премудрость сотвори себе храм» пинского резчика Анании (1/4 16 в.), каменный образ Жировичской Божьей Матери (15 в) и др. Параллельно с традиционным направлением скульптуры развивается направление, обусловленное влияниями западноевропейского искусства, в первую очередь через католичество. Именно в интерьерах костёлов стала концентрироваться алтарная и мемориальная пластика, декоративная резьба. Наиболее ранними сохранившимися примерами готической скульптуры это «Распятие» 14 в. из д.Голубичи Витебской области и «Архангел Михаил» 1470-1480 гг. из Троицкого костёла в д.Шерешово Брестской области. Процесс эволюции скульптуру демонстрирует «Св.Григорий Богослов» из Полоцка («Гжегож»), созданный около нач. 16 в. и группа библейских персонажей из костёла в д. Шерешова, созданные в конце 16 в. 1/пол. 17 в. – время стабильного преобладания барокко в скульптуре, особенно в католических храмах, в которых широко распространяются деревянные резные многофигурные алтари. Становлению барокко в культовой скульптуре в значительной мере содействовала деятельность католических монашеских орденов. Именно в чувственно-конкретные скульптурные образы могли донести до верующих важные и сложные идейно-религиозные понятия, в изобразительных формах отразить события Священного писания, что при большом количестве неграмотного населения имело не последнее значение. Барочный язык наиболее соответствовал также концепциям униатской и православной церкви. Пышные, сложного композиционного решения алтари, богатый декор иконостасов, эмоциональная открытость и динамичность скульптуры становятся основными достижениями белорусского искусства 17 в. К началу 17 в. алтари приобретают своё законченное пространственно-композиционное решение – вертикальная симметричная ярусная постройка с выделением центра и боковыми частями – крыльями. Не смотря на то, что архитектурно-конструктивная основа алтарей была в основном каменная, главным материалом из которого они изготавливались оставалось дерево, как наиболее простой в обработке и дешёвый материал. Скульптуры и алтари полихромно раскрашивались, что наилучшим образом соответствовало барочной стилистике и деятельности католической церкви по созданию выразительной и художественно действенной среды храма. Большинство ранних алтарей были изготовлены западноевропейскими мастерами (немецкими, польскими, итальянскими) по заказу магнатов-фундаторов храмов. Одним из ранних алтарных комплексов является главный алтарь костёла Иоанна Крестителя в д.Волпа Гродненской обл., созданный в 1640-44 гг. по заказу Казимира Льва Сапеги. Не менее значительным памятником белорусской скульптуры 17 в. является алтарь каплицы Св.Барбары в костёле д.Будслав Минской обл., созданный в 1643-49 гг. Одим из значительных памятников скульптуры конца 17 в. является скульптурно-декоративный ансамбль костёла Архангела Михаила в д. Михалишки Гродненской обл., созданный в технике «стукко» после 1695 г. итальянскими мастерами Пьетро Пиретти и Яном Марией Гали. Богатой раскрашенной объёмной скульптурой украшаются не только алтари, но и многие другие элементы католических храмов – амвоны, скамьи, двери и т.д. Традиции, сформировавшиеся в костёльной скульптуре Беларуси в 17 в. получили своё дальнейшее развитие и привели к расцвету этого вида искусства в эпоху позднего барокко и рококо 18 в. Самыми яркими примерами католических алтарей Беларуси 18 в. являются главный алтарь Гродненского костёла Франциска Ксаверия (Ян Христиан Шмидт, конец 1730-х гг.), алтарь францисканского костёла в Пинске (около 1730-х гг.) и др. В скульптуре этого периода, как и в иконописи, в изображаемых человеческих образах зачастую прослеживаются прямые параллели с изображениями представителей высшего сословия. Появление и распространение в костёльных интерьерах прекрасных образцов объёмной скульптуры, особенно барочной, не могло не оказать культурного влияния на православное искусство в Беларуси. Под влиянием европейской объёмной скульптуры в 16 в. постепенно формируется своеобразная белорусская школа резьбы, первым ярким примером которой являются царские врата 4/4 16 в. из д.Ворониловичи Гродненской обл. Разномасштабное размещение фигур в рельефах и их каноническое изображение указывают на связь с местной православной традицией. Однако применение перспективы в рельефах и ажурное решение самих врат указывают на влияние объёмной скульптуры и на органическое соединение ренессансных традиций и местной национальной школы резьбы по дереву. Яркие, выразительные барочные образы католических алтарей повлияли на распространение пышной объёмной декоративной позолоченной резьбы по растительным мотивам в иконостасах православных храмов Восточной Беларуси – Могилёвский Благовещенский собор (1642) и Никольская церковь в Могилёве (1672), Троицкая церковь Маркова Монастыря в Витебске (конец 17 в.). Именно в иконостасах этих храмов барокко в православной культуре ВКЛ 17 в. достигло своего наивысшего достижения. Во второй половине 17 в. в результате войны Речи Посполитой и Московского государства многие ремесленники Беларуси были вывезены в Россию (где насильно, а где и добровольно). Среди вывезенных мастеров было большое количество и мастеров-резчиков восточной Беларуси (Клим Михайлов из Шклова, «Старец Арсений» из Орши и др.), которые принесли традиции белорусской сквозной барочной резьбы в Московское государство. Новое художественное явление получило в России своё название – «белорусская резь сквозная» и оказала огромное влияние на развитие русского декоративно-прикладное искусство. Белорусскими мастерами были выполнены царские врата церкви Григория Неокесарийского в Москве (около 1672 г.), иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1683-1686, Клим Михайлов «со товарищи»), многочисленные резные украшения для Иверского монастыря на Валдае, Ново-Иерусалимского монастыря на Истре, дворца царя Алексея Михайловича в с.Коломенском и мн. др. Значительным явлением в развитии пластики 16 – 18 в, было распространение мемориальной пластики – крупных скульптурных надгробных композиций размещаемых в храмах, традиция которых была перенята белорусской шляхтой от западноевропейской. Первыми мастерами культовой мемориальной пластики в Беларуси были в основном итальянцы. На памятниках размещались не только изображения усопших, но и тексты восхваляющие их жизненные достижения и успехи, полученные награды и родовые гербы. На практике распространяются два варианта надмогильных памятников: 1. в виде каменной плиты с небольшим рельефом – надгробие Криштофа Николая Радзивилла (после 1608) и Николая Криштофа Радзивилла Сиротки (после 1616), надгробие Альбрехта Гаштольда (1539-1541) в Виленском кафедральном костёле. 2. в виде пристенного надгробия с изображением лежащей скульптуры на крышке саркофага – надгробие к. 16-нач. 17 в. в костёле св.Михаила в Вильне. В 1/пол. 17 в. в соответствии со стилистикой барокко образно-пластическое решение надгробий стало более сложным. Как скульптурно-декоративные украшения они получали разнообразные архитектурные дополнения – памятники стали включать рельефные и свободно размещённые фигуры умерших, а также аллегорических персонажей, многочисленные символы, надписи. Получают широкое распространение надгробия изображающие умерших в рыцарской одежде, часто в молящейся позе – надгробие витебского Каштеляна Николая Вольского и его жены Барбары В о йны, созданное после 1623 г. в костёле в д.Кременица Гродненской обл., надгробие Николая Сапеги и его жён в костёле Гольшан (1599 – после 1635 г.). В 18 в. мастера надгробной скульптуры в создаваемых памятниках стремятся передать не только портретное сходство с умершим, но и душевные переживания и чувства его родственников – надгробие в виде спящего ребёнка из Мира, надгробие в костёле г.Ружаны и др.
|