Студопедия — Искусство Беларуси периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство Беларуси периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет






Живопись Беларуси периода войны сложилась в отдельную страницу в истории искусства Беларуси, т.к. условия военного времени определили приоритет направлений, жанров и тематики произведений. В это время практически не создавалось исторических композиций, основное внимание художников было сконцентрировано на показе военной жизни, борьбы партизан и подпольщиков, но особенно тех разрушений, смертей, которые принесли фашисты на белорусскую землю. Уже в ранних произведениях данного периода – И.Ахремчика «Лицо врага» (1942) и М.Беляницкого «Фашистская грабармия на Беларуси» (1942) рассказывается об ужасных последствиях войны. По-своему раскрываются эти темы в произведениях П.Гавриленко «Прорыв немецкой обороны» (1942) и «Партизаны на Полесье» (1944), Г.Кудревича «Продукты партизанам» (1943), З.Павловского «В застенках гестапо» (1943) и др. Характерной чертой этих и других полотен выполненных в годы войны, является стремление художников зафиксировать само событие, конкретный эпизод, показать всё в реалистической точности.

Ещё одним жанром, востребованным в военное время был портрет. К нему обращались многие художники, понимая свою обязанность запечатлеть прежде всего героев войны и партизанского движения. Обычно такие художники не искали сложных композиционных решений, ограниченно вводили в изображения антураж который должен был дополнительно представлять модель. Основное внимание уделялось характеристике личности, её моральным качествам. Именно такими повстают юный партизан в работе Е.Зайцева (1943), командир партизанской бригады А.Шуба в работе З.Павловского (1945) и др.

Достижения пейзажного жанра периода войны были очень скромными – в основном этюды и в основном тех мест, где находились художники во время эвакуации.

Первое послевоенное десятилетие принесло в художественную жизнь свои приоритеты, которые сохранялись и в следующие десятилетия. Наиболее востребованными были произведения, посвящённые событиям Великой отечественной войны и Октябрьской революции, стремительно также развивались жанровая живопись, портрет и пейзаж. Теперь мастера в избранном сюжете стремились уйти от описательности, простой фиксации события и сконцентрировать в частном широту анализа исторического эпизода и многогранности его проявления. Особенно ярко эта тенденция проявилась в творчестве Е.Зайцева«Похороны героя» (1946), «Парад белорусских партизан в 1944 году в Минске» (1947), «Стоять насмерть» (1948), «Защитники Брестской крепости» (1950).

Одной из значительных работ, посвящённых Великой отечественной войне и выполненных белорусскими художниками является полотно В.Волкова «Минск. 3 липеня 1944 года».

Значительными в отражении событий войны стали произведения художников А.Шыбнёва «Пленных ведут» (1946), Е.Тихоновича «Партизаны в разведке» (1948), В.Суховеркова «За родную Беларусь» (1948), И.Ахремчика «Защитники Брестской крепости» (1958) и др.

Более медленно эволюционировал в 1950-х гг. бытовой жанр, в котором сохранялись описательность сюжетов. Многочисленные эпизоды мирной жизни, изменения пришедшие в деревню, новостройки, передающие парадную оптимистичность, стали основными темами в творчестве художников разных жанров. Показательными в этом плане являются работы В.Волкава “Вузовцы” (1947) и Г.Бржазовского “На родных палетках” (1952).

Значительную роль в живописи продолжали отыгрывать портретный и пейзажный жанры. Если в 1940-х гг. в пейзажах художники стремились отражать те следы, которые оставила на земле война, то в 1950-х гг. доменирующее положение начитает занимать лирический пейзаж, в которых мастера стремились отразить гармонические отношения пейзажного мотива и состояния личности, через которые они хотели передать лиричость, красоту окружающего мира, красоту переходных состояний природы. В дальнейшем распространение получают не только эпческо-монументальные трактовки краевидов, но и городские, индустриальные пейзажи.

 

Искусство Беларуси второй половины 20 – начала 21 в. (1960 – 2000-е гг.)

Живопись Беларуси 1960 – 2000-х лет отличается разнообразием применяемых стилевых и технических решений. Достижения белорусской станковой живописи второй половины 20 – начала 21 в., особенности её развития на разных этапах данного периода трудно представить без творчества ряда мастеров, деятельность которых не только отразила взаимосвязь нескольких поколений, но и сконцентрировала в себе важнейшие черты художественного процесса отечественной культуры: Л.Щемлёва, В.Громыки, М.Савицкого, Г.Ващенко, М.Данцига.

Творчество Леонида Дмитриевича Щемлёва (род. в 1923 г.) отличается жанровым и тематическим разнообразием. Его интересуют исторические события и современная жизнь, характеры личностей и красота окружающего мира. Своеобразная манера живопись выделяется активностью цветовых соединений, динамичностью композиций. Это видно в его работах «Материнство» (1963), «Моё рождение» (1967). Важное место в его творчестве занимает портрет, как исторических личностей, так и современников – «Кастусь Калиновский», «Генерал Доватор» (обе – 1975 г.), «Народный поэт Беларуси Я.Купала» (1981), портреты Г.Ващенко (1980), В.Цвирко (1982) и др.

Виктор Александрович Громыко (род. в 1923 г.) почти 40 лет преподавал в Белорусском театрально-художественном институт, воспитав не одно поколение белорусских художников. Обращаясь к сюжетно-тематической картине, портрету или пейзажу автор всегда остаётся гражданином, утверждая высокие чувства, глубокие моральные идеалы, идеи патриотизма, любви к Родине, её земли и людей. Как и большинство белорусских художников В.Громыко отдал дань Великой отечественной войне – «Солдаты» (1967 г.), «1941 год. Над припятью» (1970 г.), «Женщинам Великой отечественной посвящается» (1972 г.), «Песня о моём отряде» (1977 г.). В целом творчеству художника характерны эпические чрты, наиболее полно отразившиеся в пейзажах – «Льны белорусские», «Красные земли Полотчины» (обе – 1970 г.), «Губелька – сердце голубых озёр Беларуси» (1975), «На склоне пасмурного дня» (1997 г.) и др.

Имя Михаила Андреевича Савицкого (род. в 1922 г.) знаковое не только для Беларуси, но и для европейской культуры второй половины 20 – начала 21 в. Его творческие достижения определили целую эпоху в искусстве, утверждая гуманистические идеалы реалистического искусства. В каждом произведении художник ищет глубокий философский смысл, высказывает собственную принадлежность к воплощаемому. В числе работ, созданных художником, самую важную часть составляют работы, посвящённые Великой Отечественной войне. Это полота отражающие сами военные события, героическую борьбу белорусских партизан, жертв военного лихолетья. Рассказывая о войне художник стремится не просто показать тот или иной эпизод, но и создать обобщённую картину времени, в символическом переосмыслении действительности обратить внимание на самое главное. Приобретением белорусской живописи, художественной классикой, на которой было воспитано несколько поколений зрителей, стали такие его произведения, как «Партизаны» (1963 г.), «Партизаны. Блокада» (1966-1967 гг.), «Партизанская мадонна», «Витебские ворота» (обе – 1967 г.), «Наказание смертью» (1968 г.), «Поле» (1974 г.), «Партизанская мадонна (Минская)» (1978 г.). В каждой из них свой мир, своя мера страстей, раскрытых чувств.

Тринадцать полотен серии «Цифры на сердце» написаны художником через 30 лет после окончания войны. Работы посвящены страшным сценам фашистских концлагерей, в которых автор в болезненной оголённости показал смерть, зло и человеконенавистничество – всё то, что ассоциируется с фашизмом. Но, показывая страшные сцены, мастер утверждает одну непоколебимую истину – красота духа и тела бессмертна. Отсюда выразительная контрастность мрачного окружения и просветлённых образов картин «Летний театр» (1975 г.), «Отбор», «Этерсберг – Гогофа 20 в.» «Мадонна Биркенау» (все – 1978 г.).

Ряд работ М.Савицкого посвящён мирной созидательной работе, её результатам, показывают красоту человека даже в повседневном и будничном – «Хлеб» (1962 г.), «Урожай» (1966 г.), «Хлеба» (1968 г.), «В поле» (1972 г.), «Хлеб нового урожая» (1979 г.) и др.

Чернобыльской трагедии посвящена ещё одна серия работ М.Савицкого – «Чернобыльская» (1990 – 2000 гг.). В таких полотнах, как «Плач о земле», «Оставленные», «Доля», «Чернобыльская мадонна», «Крест надежды» и др. художник рассказывает о незащищённости человечества, хрупкости жизни, о необходимости беречь его от нашей же безответственности.

В конце 20 – начале 21 в. для М.Савицкого ведущими стали христианские темы – «Снятие с креста», «Крестьянская пьета», «Несение креста», «Искушение Иуды», серия работ «Заветы блаженства». В них переосмысливает высокомоальные истины о доброте, жертвенности, искушении, благородстве. В их художник видит глубинную сущность человеческого предназначения.

Одно из ведущих мест в белорусском искусстве второй половины 20 в. занимает Гавриил Харитонович Ващенко (род. в 1928 г.). Работая в разных жанрах станковой живописи. Обращаясь к масштабным сюжетам и частным аспектам жизни, от всегда стремился отстаивать высокоморальные темы, отражать гуманистические идеалы. Эта важная особенность прослеживается уже с ранних работ автора – «Моё Полесье», «Нефтяники Полесья», «Дума о хлебе» (все – 1973 г.), «Материнские крылья», «Август» (обе – 1975 г.), «За землю, за волю» (1983 г.), «Грюнвальдская битва» (1985 г.), «Время от времени» (1991 г.), «Лев Сапега в Гольшанах» (2002 г.).

Творческая живописная манера Мая Вольфовича Данцига (род. в 1930 г.) сложилась под непосредственным влиянием «сурового стиля», что придало его работам монументальную эпичность, экспрессивность цветовых решений. Особенно значимыми для белорусской живописи стали его работы, посвящённые Великой отечественной войне – «Беларусь – мать партизанская» (1967 г.), «Партизанская свадьба» (1968 г.) «Легенда Беларуси» (1974 г.). В своих работах про войну М.Данциг отражает не только партизан, но и простых мирных людей, для которых трагическое время принесло неизмеримо большие несчастья. Важной чертой его работ про войну является их оптимистичность, убеждённость в непереломности сильных характеров, вера в то, что жизнь продолжается. Многогранность современной жизни всегда волновала мастера, о чём свидетельствуют и его ранние работы, в которых рассказывается о рабочих, строителях Солигорска – «Гудит земля Солигорская» (1960 г.), «Новосёлы» (1962 г.), «Мой город древний, молодой» (1972 г.), «Мой Минск» (1967 г.) и др.

Характерной чертой живописи конца 20 – начала 21 в. является её многовариантность, смешение традиций искусства реализма и модернизма периода авангарда, экспрессионизма, сюрреализма и др. По-существу очевидное разнообразие творческих позиций стало результатом отхода от предыдущей устойчивой эстетической однозначности художественной практики в сторону плюралистичности, множества концепций и взглядов, что свидетельствует о выработке новой художественной парадигмы –В.Кожух «Угощение для Флоры» (1993 г.), В.Толстик «Голоса прошлого» (1995 г.), В.Альшевский «Разговоры птиц» (1997 г.), В.Голубь «Дадайский остров» (2000 г.), В.Костюченко «Зимние праздники» (2006 г.).

Скульптура Беларуси 1960-1980-х гг. определялась созданием многочисленных и разнообразных монументальных памятников и мемориальных комплексов посвящённых героическим и трагическим событиям Великой отечественной войны. Исключительно важное место в белорусской монументальной пластике 1950-х лет занимает комплекс Площади Победы в Минске, с главным памятником-обелиском в центре, созданным архитекторами В.Королём и Г.Заборским. Грани монумента украшают горельефы, на которых в символично-обобщённой форме отражены события Веливой отечественной войны: «9 мая 1945 г.» А.Бембеля, «Партизаны» А.Глебова, «Советская Армия» С.Селиханова, «Слава погибшим героям» З.Азгура.

Центральное место в монументальной скульптуре 1960-1980-х лет занимает комплексный архитектурно-скульптурный тип памятника. Наиболее ранним является проект «Брестская крепость-герой». Работа над им началась в 1966 г., а открытие произошло в 1971 г. Авторами комплекса стали скульпторы А.Кибальников (Москва), А.Бембель, У.Бобыль, архитекторы В.Король, В.Волчек, В.Занкович и др. Комплекс включает как уцелевшие части крепости, так и несколько возведённых объектов – центральный вход в виде пятиконечной звезды в бетонном массиве, полуфигуры солдата, композиция «Жажда» и др.

К наиболее значимым и масштабным монументальным памятникам Беларуси следует также отнести мемориальный комплекс «Хатынь» в Логойском районе Минской области (1969, авт. Ю.Градов, Л.Левин, В.Занковч, С.Селиханов), «Курган Славы Савецкай Армии» на 21 км ад Минска на шоссе Брест-Москва по проекту арх. Л.Мицкевича и В.Лапцевича (1969) и многие другие.

В 1970-1980-е гг. в Беларуси был установлен ряд памятников знаменитым личностям, деятелям культуры и искусства. В большинстве случаев они органично вписались в архитектурное и природное окружение, существующую застройку. Ярким примером является памятник Я.Коласу в Минске (1972, арх. Ю.Градов, Г.Заборский, Л.Левин, автор скульптур – З.Азгур), где вокруг центральной скульптуры писателя, авторы разместили несколько изображений героев его произведений.

Классическим вариантом монументальной скульптуры являются также памятники Ф.Скорине в Полоцке (скульптор А.Глебов, 1974), Янке Купале в Минске (скульпторы А.Аникейчик, Л.Гумилевский, А.Заспицкий, арх. Ю.Градов, Л.Левин, 1972) и др.

Значительная роль в современной скульптуре городов Беларуси принадлежит декоративной скульптуре 1990-2000-х гг. Яркими образами выделяются скульптуры В.Жбанова, в которых, как правило, доминируют жанровые решения, скульптуры выполняются, как правило, близкими к натуральной величине и ставятся без постаментов. Таковы его минские работы – «Дама на скамейке» (1998), «Прикуривающий сигарету» (1999), «Девушка с зонтом» (2000), «Дама с собачкой», «Фотограф» (2001), «Лошадь» (2002), «Почтальон» (2005), «Бричка» (2007) и др.

Современной белорусской скульптуре характерно утверждение общенациональных идей и тем, воплощение, в первую очередь, исторических образов, которые отражают не только прошлое страны, но и богатство национальной культуры. Таковы памятники А.Мицкевичу в Новогрудке (1992) и Ф.Скорине в Лиде (1993) авторства В.Янушкевича, Рогнеде и Изяславу в Заславле (А.Артимович, 1992), Кириллу Туровскому в Турове (М.Лукъянчук, 1993), Я.Драздовичу в Троицком предместье в Минске (И.Голубев, 1993), мемориальный памятник жертвам минского гетто «Яма» (А.Финский, Э.Полок, Л.Левин, 2000) и многие другие.

 

 

Монументальная живопись 15 – 18 вв.. О живописном оформлении стен белорусских замков (Гродненского, кревского и др.) известно из литературных или археологических источников, т.к. сами росписи не сохранились. Однако сохранились монументальные росписи, выполненные в Польше православными мастерами-выходцами с земель ВКЛ. К числу таких относятся росписи в часовне в Люблине, выполненные в 1418 г. православными мастерами-художниками по заказу великого князя и короля польского Ягайлы. В изображении и размещении фресок прослеживается традиции, характерные для византийской и древне-белорусской живописи. Однако в сюжетах фресок присутствует и новая черта – портретные изображения Ягайлы. Одна из них – «Ягайла со св.Николаем перед Богоматерью и Христом-Эмануилом», вторая – «Ягайла на коне», показывает короля в соответствии с иконографической схемой «Георгия-Победителя».

К числу произведений, выполненных православными мастерами из ВКЛ в соответствии с православными иконографическими схемами и канонами принадлежат также росписи в часовне Святого креста в кафедральном костёле Вавельского королевского замка в Кракове (1470). В 1557 г. были выполнены росписи Благовещенской церкви Супрасльского монастыря.

Важную роль в декоративном убранстве интерьеров католических и униатсих храмов принадлежала монументальным росписям. Сохранились росписи в Несвижском костёле Божьего тела (1751-53 г.), в костёле Франциска Ксаверия в Гродно (1752 г.), в кафедральном кастёле св.Станислава в Могилёве (1765-67 гг.), в костёле г.Мстиславля (1768-70-е гг.).

Кроме сюжетов на библейские темы выполненных в барочной трактовке, росписи данных храмов содержат композиции и на истоические темы. Так в Мстиславльском костёле содержится композиция “Захват Мстиславля российскими войсками” и “Избиение ксендзов”; в Могилёвском костёле – сцены посвящённые истории ордена кармелитов, возведших этот храм, в том числе и события посвящённые деятельности этого ордена в ВКЛ; в Гродненском костёле 14 композиций по периметру храма посвящены жизни езуитского миссионера, в честь которого был построе храм, Фсв. Франциска Ксаверия; росписи несвижского костёла демонстрируют глубокую символичность композиций росписей.

Сосуществование трёх конфессий – католицизма, униатства и православия, содействовало их взаимообмену и взаимовлиянию их художественных традиций.

Мастера белорусской католической сакральной живописи активно осваивали европейские барочные достижения, связанные со сложными многофигурными и многоплановыми композициями. Яркий пример –

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2862. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия