Студопедия — Живопись Беларуси в первой половине 19 в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Живопись Беларуси в первой половине 19 в.






В конце 18 в. в результате трёх разделов Речи Посполитой Беларусь была включена в состав Российской империи. Война России с наполеоном, репрессии царских властей против участников восстаний 1794 г., 1830-31 и 1863 г., ликвидация униатства, закрытие нескольких сотен католических храмов и монастырей, закрытие Виленского университета, насильственная русификация всех слоёв общества, как способ противостоять существующей полонизации верхов общества, стали теми общественно-политическими событиями, которые послужили фоном для развития искусства 19 в. Однако именно в 19 в. происходит разностороннее изучение истории, этнографии и культуры белорусского народа, постепенное оформление и осознание белорусов как нации, наблюдается расцвет светской живописи.

Ещё с конца 18 в. творчество Франциска Смуглевича, обучавшегося в Риме и Париже закладывает основы классицизма в живописи Беларуси – «Крестьяне в национальной одежде» (нач. 19 в.).

Наибольшим достижением белорусской живописи этого периода, как и всего 19 в., был портретный жанр. Он был наиболее востребован в аристократических кругах, в среде шляхты, дворянства, духовенства и купечества. До середины 19 в. портрет развивался под влиянием стиля классицизма и романтизма.

Одним из первых художников, оставивших заметный след в белорусской живописи является Ян Рустем (1762-1735). Большинство его произведений – это погрудные или поясные портреты, такие как портреты Т.Зана, С.Солтана, Я.Вейсенхофа, Т.Аскерки, А.Манюшки, «Автопортрет в феске», «Портрет жены» и др.

Крупным портретистом является также Иосиф Иванович Алешкевич (1777-1830). Одной из его ранних работ является портрет Адама Казимира Чарторыйского (1810), портрет профессора Виленского университета М.Почобута (1820-е), М.Радзивилла, «Групповой портрет», «Портрет молодой женщины» и др.

Крупным художником 1/пол. 19 в. являлся Валентий Мельхиорович Ванькович (1800-42). За свою дипломную работу во время учёбы в Академии искусств в Петербурге «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.» (1827) он был награждён золотой медалью. Именно тогда он создал один из своих первых значительных портретов – «Мицкевич на скале Аюдаг» (1828).

Отдельное место в белорусской живописи 19 в. занимает творчество Ивана Фомича Хруцкого (1810-85). В его творчестве ведущее место занимал портрет и натюрморт – «Мальчик в красной рубашке с корзинкой и грибами», «Виноград и фрукты», «Портрет женщины с цветами и фруктами» (1838), «Натюрморт с плодами и птицей» (1850-е), «Портрет митрополита И.Булгака» (1838), «Портрет жены» и др. Пишет И.Хруцкий и групповые портреты – «Семейный портрет» (1850), «Дети перед мольбертом» (1850-е) и др.

В духе романтизма првой посовины 19 в. отражал темы народного труда и быта в своем творчестве К.Русецкий – «Жнея» (1844), «Вербное воскресенье» (1847).

Среди первых белорусских исторических живописцев – Ян Дамель (1780-1840). Основная тематика его работ была связана с прошлым ВКЛ и Речи Посполитой. К 1820-м гг. относятся его работы «Смерть князя Понятовского» и «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Крещение славян», «Наполеон на бивуаку под Аустерлицем», «Отступление французов через Вильну в 1812 г.», «Павел 1 освобождает Тадеуша Костюшку» и др. Большое количество работ было написано Дамелем на религиозные и мифологические темы – «Христос несущий крест», «Христос и самаритянка», «Искушение Христа», «Похищение Европы» и др.

Творчество Януария Суходольского (1797-1875) оказало большое влияние на искусство Беларуси и Польши, и было связано с историческим и батальным жанрами. Художник активно рисовал сцены связанные с повседневной жизнью армии – марши, бивуаки, конвои, переправы, особенно связанные с наполеоновской армией, сцены из восстания 1830-1831 гг. Он охотно показывал в своих картинах шляхту, краковские и варшавские праздники, выставки коней и конские базары, выезды на охоту и т.п. Он получает царский заказ на создание полотен, посвящённых восточным компаниям российских войск (которыми командовал И.Ф. Паскевич). В 1830-1840-е гг. появляются картины «Штурм крепости Ахалцих», «Штурм крепости Эрзерум», «Фельдмаршал Паскевич принимает делегацию жителей Эрзерума», «Заключение Туркманчайского мира», «На приёме у Визир-паши» и др.

Значительная часть его картин была посвящена историческим событиям в ВКЛ, Речи Посполитой и Королевстве Польском – «Битва под Грюнвальдом» (1838), «Юзеф Понятовский перед войсками» (1857), «Смерть Юзефа Понятовского» (1859), «Встреча Яна 3 Собесского с императором Леопольдом» (1838) и др.

Наиболее значительным пейзажистом первой половины 19 в. является Викентий Игнатьевич Дмаховский (1807-1862) – «Пожар в лесу» (1850), «Ночлег» (1854), «Река Нёман около Верок» (1840), «Руины замка в Гольшанах», «Замок в Крево» (обе – 1850-е).

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия