Я и 8-я горизонтали
1. Общий обзор. Эндшпиль или середина партии. Выбор объекта атаки. «Плавать воспрещается!» Как уже отмечалось во второй главе, вторжение в неприятельский лагерь на 7-ю или 8-ю горизонталь является логическим следствием успешного маневрирования на открытой линии. Это вторжение мы пытались представить на ряде примеров, особенно примечательных своей катастрофичностью, близостью к развязке. Необходимо, однако, подчеркнуть, что катастрофы всякого рода являются лишь результатом грубых ошибок и ни в коем случае не могут рассматриваться как явления нормальные. Обычно занятие 7-й горизонтали происходит лишь в поздней стадии партии — при переходе в эндшпиль. Мы склонны поэтому занятие 7-й (8-й) горизонтали рассматривать как преимущество в эндшпиле, хотя множество партий было решено этим вторжением уже в середине игры. Изучающему мы рекомендуем стремиться к вторжению на неприятельскую базу как можно раньше. Если ему придется при этом сделать неприятное открытие, что вторгшаяся в лагерь противника тяжелая фигура (преимущественно ладья) не может там ничего предпринять или даже просто увязла и не может выбраться, то это не должно его обескураживать. Самое важное — это накопить опыт. Наша система требует того, чтобы начинающий возможно скорее ознакомился со стратегическими элементами эндшпиля. В соответствии с этим за «7-й горизонталью» последуют: «проходная пешка», «техника размена» и глава, относящаяся, собственно говоря, уже к позиционной игре, но которую мы из педагогических соображений рассмотрим раньше. Лишь после этого вторжение на 7-ю и 8-ю горизонтали перестанет быть для изучающего одним только инструментом для мата, но станет еще и остро отточенным оружием для эндшпиля. Являясь, по существу, и тем и другим, это вторжение, подчеркиваем, имеет преобладающее значение в эндшпиле. Чрезвычайно важно усвоить себе привычку — вести все операции на 7-й горизонтали, заранее имея в виду определенную цель — объект атаки. Для неопытного шахматиста характерно обратное: он плавает в возможностях, кидаясь один раз направо, другой — налево. Наше правило поэтому гласит: твердо держись цели. Таким объектом атаки, как мы знаем, может явиться пешка или поле, это безразлично. Но плавать без цели — это стратегический конфуз! 2. Концентрическая и взрывающая атака на 7-й горизонтали. Овладение пунктом (или пешкой) одновременно с шахом.
7-я горизонталь
Здесь белые избирают объектом атаки с7. После 1...Лс8 атака и защита временно уравновешиваются. Аналогично тому, как мы поступали в случаях с открытыми линиями, мы будем стремиться нарушить это равновесие в пользу атакующего. Если бы на доске еще находились белый слон е1 и черный конь g6, то мы сыграли бы Се1—g3. Если бы слон находился на f1 (вместо е1), то последовало бы Сf1—а6 (убавление числа защищающих фигур). Предположим теперь, что на диаграмме у белых имеется еще одна ладья — на d1, а у черных — конь на g6. Если цель нашей атаки — пункт с7, то наиболее последовательным продолжением будет Лd1—d4—с4 или же обмен ладей: 1.Лd8+ Л:d8 2.Л:d8+ Кf8, после чего ладья возвращается на 7-ю горизонталь (через с8): 3.Лс8 с5 4.Лс7 и т. д. На диаграмме 31 мы пропутешествуем королем на с6, имея в виду все тот же объект атаки — с7.
Ход черных. Борьба за поле h7
Аналогично обстоит дело на диаграмме 32. Объектом атаки белые избирают поле h7, так как оно дает возможность решающего обхода: 1...Лh6 2.Кf5 Лh5 3.g4! Л:h3+ 4.Крg2 Л:b3 5.Лh7+ (цель достигнута: черная ладья, защищавшая пункт h7, вынуждена была обратиться в бегство. Теперь белые дают мат) 5...Крg8 6.Лсg7+ Крf8 7.Лh8Х. Приведенный пример в достаточной мере характеризует концентрическую атаку на 7-й горизонтали. Прежде чем мы перейдем, однако, к взрывающей атаке, хотелось бы отметить следующее важное правило: если мы имеем дело с подвижным объектом атаки, то нападать на него нужно ладьей с тыла! Пример: ход ладьей на 7-ю горизонталь атакует пешку b7; если последует b7—b5, то мы сыграем Лb7 с тыловой атакой, но не Лd5 с нападением на пешку сбоку. Объяснение подобной стратегии заключается в следующем: 1) на 7-й горизонтали следует оставаться подольше, так как здесь нередко возникают новые цели (объекты) атаки; 2) обход (а движение на 7-ю горизонталь и последующее на b7 является таковым) представляет собой сильнейшую форму атаки. Если расположить различные виды атаки по их силе в возрастающей степени, то мы получим такую картину: 1) прямая атака (иначе — фронтальная, лобовая); 2) боковая атака; 3) тыловая (обходная) атака. Последнюю атаку особенно трудно (неудобно) парировать, в то время как при нападении сбоку (например, Лd5 с нападением на пешку b5) возможна защита Ла8—b8.
Завоевание объекта атаки—пункта h7
Попробуем избрать объектом атаки поле g7. Не будем обращать внимание на то, что этот пункт хорошо защищен. Концентрацию сил проведем так: 1.Кg3 а3 (проходные пешки выглядят угрожающе) 2.Кf5 а2 3.Фе5 (теперь белые угрожают матом посредством Л:g7+ и т. д.) 3...а1Ф. После этого превращения пешки пункт g7 получает еще одну защиту, и белые проигрывают. Выиграть они могли бы, сыграв 3.К:h6+ (вместо 3.Фе5). Но гораздо проще было избрать объектом атаки пункт h7 и ввиду наличия у противника грозных проходных пешек применить метод быстрой, взрывающей атаки: 1.Кf6+ gf 2.Фе6+ Крh8 3.Ф:f6+ и т. д.; или 1.Кf6+ Крh8 (черные упрямятся) 2.Ф:h6+ (белые — еще больше) 2...gh 3.Лh7, и мат на намеченном поле. Этот пример объясняет нам идею применения взрывающей атаки на 7-й горизонтали: пешка g7 убирается силой с дороги с целью удлинения 7-й горизонтали до пункта h7, а этот пункт мы избрали объектом атаки.
Цель атаки—пункт h7. Захват этого пункта
Другим примером может служить данное положение. Здесь поле g7 может быть атаковано с трудом (не будь у нас пешки g4, это было бы легче: 1.Фg4 g6 2.Фh4 h5 3.Ф:f6 и т. д.). Если сыграть 1.Лd7 с угрозой сдвоить ладьи посредством Лс1—с7, то черные ответят 1...Лс8; если же 1.Л1с4 с угрозой Фf7+, то 1...Лf8. Правильно 1.Л:g7+ (цель атаки—пункт h7) 1...Кр:g7 2.Лс7+ Крh8 3.Ф:h7Х. Жертва ладьи на g7 удлинила 7-ю горизонталь до поля h7. Если же 2...Крf8, то белые выиграли бы тем же ходом 3.Ф:h7, так как на 7-й горизонтали черные были бы совершенно беззащитны. Но еще «точнее» было бы перемещение ферзя с выигрышем темпа: 3.Фh6+ Крe8 4.Фе3+ Крf8 5.Фе7+ (попадая на 7-ю горизонталь с шахом) 5...Крe8 6.Фg7Х. Последний маневр нуждается в объяснении: он типичен в том отношении, что представляет собой прием, не дающий противнику возможности (из-за шахов) подтянуть на помощь резервы. Возьмем, например, такое положение.
Белые хотят взять коня h1 одновременно с шахом. Это достигается посредством 1.Фg4+ Крh7 2.Фh3+ Крg7 3.Фg2+ Крh6 и, наконец, 4.Ф:h1+. Итак, короля гонят в желаемую сторону, не теряя при этом контакта с той фигурой, которую хотят взять, или тем полем, которое желательно занять.
Вторжение на е7 одновременно с шахом (мат в 4 хода)
Целесообразно занять поле е7; 1.Фh4 или 1.Фf2+ Крe8 2.Ф:с5 одинаково неприемлемо из-за открытого шаха слоном после е4—е3 и мата ладьей на а1. Правильно 1.Фf1+ Кре8 2.Фb5+ Крf8 3.Ф:с5+ Кре8 4.Фе7X. Можно было бы представить задачу так: белые непрерывно шахуют и занимают поле с5 одновременно с шахом. После 1.Фf1+ Кре8 2.Фb5+ белые устанавливают контакт с полем с5 при продолжающейся «травле» короля. После же 2.Фb5+ Крf8 3.Ф:с5+ налицо контакт с полем е7, в то время как черный король все же вынужден отправиться на е8. 3. Пять специальных случаев на 7-й горизонтали: 1) абсолютное владение 7-й горизонталью и проходная пешка; 2) сдвоенные ладьи дают вечный шах; 3) аппарат для достижения ничьей: Л+К; 4) материальный выигрыш на 7-й горизонтали; 5) комбинированная игра на 7-й и 8-й горизонталях (обход с угла). Под абсолютным владением 7-й горизонталью мы понимаем случай, когда владение этой линией отрезает неприятельского короля. Пример: белые — Ла7; черные — Крf8, п.f6. Если бы, однако, пешка находилась не на f6, а на f7, то действие ладьи не было бы абсолютным (полным). 1-й случай. Абсолютное владение 7-й горизонталью в сочетании с далеко продвинутыми проходными пешками, как правило, ведет к выигрышу. Пример: белые—Крh1, Ле7, п.b6; черные — Крh8, Лd8. Белые играют b6—b7, после чего маневр Ле7—с7—с8(+) неотразим. Если бы черный король находился на g6, то позиция была бы ничейной.
В позиции на диаграмме игру решает 1.Ф:h3+ Лh6 2.Ф:h6+ gh 3.b6, так как у белых — абсолютное владение 7-й горизонталью. Но если бы (после b5—b6) на g7 находилась черная пешка, то в этой позиции черные сыграли бы Крh7 и сделали ничью. №4
|