Томас Алехин
Баден-Баден, 1925
Черные заняли конями центральные поля, и белые считают себя вынужденными к размену: 14.К:d4 cd (открывает линию «с») 15.К:d5 Ф:d5 16.Сf3 Фd7 17.С:b7 Ф:b7, и значение открытой линии начинает становиться весьма ощутимым. После 18.с4! (защищать пешку на с2 было бы невозможно) 18...dс черные открыли еще линию «d», так как исчезло заграждение d4 (всякая собственная пешка является заграждением для наших фигур). И после 19.bс черные, сыграв последовательно Лас8 и Лfd8, получили одновременную игру по открытым линиям «с» и «d» (см. партию № 10). Черные, играя Сс5:е3, открывают белым линию «f»
Предположим, что в этой позиции игра продолжалась так: 1...Сb6 2.Фd2 0—0 3.0—0—0 h6? После этого возникает типичный случай открытия линий силой. Ход h7—h6 является самоослаблением позиции и дает нам возможность быстро избавиться от собственной пешки «g»; поэтому этот ход плох. («Потеря времени» — было бы, пожалуй, недостаточной мотивировкой. Ведь черные уже закончили развитие, и, несомненно, есть разница в том, спишь ли во время работы или по окончании ее.) Пешка h6 является целью нашей атаки (Angriffsmarke — мишень, по терминологии д-ра Тарраша), тем уязвимым местом, которое обнаружил противник. Атаку мы проведем так:h2—h3, g2—g4 и g4—g5.После h6:g5 мы возьмем пешку фигурой, а затем займем открытую линию ходом Лg1. То обстоятельство, что на ней находится наша фигура, не делает ее закрытой, ибо фигура подвижна (не в пример пешке — камню преткновения на нашем пути). Мишень для атаки — пешка h6
Допустим теперь, что в этой позиции слоны e3 и b6 отсутствуют, пешка h6 находится на h7, а пешка g7 — на g6. В этом случае мишенью явится пешка g6, и мы будем стремиться открыть линию «h» (то есть всегда ту линию, которая находится рядом с неосторожно выдвинутой пешкой); план атаки:h2—h4, h4—h5 и h5:g6. Нужно, однако, заметить, что начинающие склонны переоценивать значение открытых линий. Один из них продемонстрировал нам как-то открытую линию, но при этом на доске не было больше ни ферзя, ни ладей: для открытия линий он их... пожертвовал. В нашем случае после h2—h4 нужно сперва удалить коня f6, мешающего ходу h4—h5 (например, посредством Кc3—d5), а затем сыграть спокойно h4—h5, не прибегая уже ни к каким жертвам. Во избежание размена защищающийся может (это его последний ресурс!) продвинуть атакованную пешку мимо атакующей; например, на ход h4—h5 ответить g6—g5. Здесь это, однако, невозможно, так как пешка на g5 гибнет, попадая под удар наших фигур. 3. Конечная цель всех операций на открытых линиях. О сопроводительных явлениях. Материальный выигрыш. Позиционный обход. Цель всех маневров на открытой линии заключается в конечном вторжении (по этой линии) в лагерь противника — на его 7-ю или 8-ю горизонталь. Это весьма важно. Особенно подчеркиваем: вторжение именно по операционной линии. Если же, допустим, все операции велись нами по линии «d», а затем мы, сыграв Ла1—d4—а4—а7, попадем на 7-ю горизонталь окольным путем, то этот маневр никак не может рассматриваться как непосредственное использование открытой линии «d». Разберем несколько элементарных случаев.
Катастрофа на линии «h»
На диаграмме операционной линией является вертикаль «h». Мы занимаем эту открытую линию ходом 1.Фh1+ (линия «h», считая от h1 к h8, дает направление действия нашей фигуры). После 1...Крg8 нужно, согласно правилу, сыграть ферзем на h8 или h7. Первое лишено смысла; итак, 2.Фh7+ Крf8 3.Фh8+ с материальным выигрышем (после 3...Кре7 4.Ф:b8). Этот выигрыш не случайного характера, наоборот, это весьма типичное сопроводительное явление удавшегося насильственного вторжения на 7-ю или 8-ю горизонталь. Если бы на диаграмме черный ферзь находился не на b8, а на d7, то последовало бы: 1.Фh1+ Крg8 2.Фh7+ Крf8 3.Фh8+ Кре7 4.Ф:g7+ Крµ 5.Ф:d7+ Кр:d7 6.g7 и т. д., что также доставило бы черным мало радости. Ходы ферзем h7—h8—g7, имеющие вид треугольника, свидетельствуют о совершившемся обходном движении. Суммируя изложенное, мы скажем: при недостаточном сопротивлении (при отсутствии пешки на h6 или h5) нападающий, обеспечив себе поля вторжения, проникает на 7-ю или 8-ю горизонталь, причем (как бы в награду за усилие) ему нередко представляется возможность материального выигрыша или же позиционного обхода. Все это пока понятно и легко проводимо, но на практике приходится преодолевать еще значительные затруднения, как видно будет из дальнейшего. 4. Препятствия (заграждения), встречающиеся на открытых линиях. Пешечный массив и его подрыв. Понятие о защищенном и незащищенном препятствии. Два способа ведения атаки против стоящих на дороге неприятельских пешек. Атака систематическая (нарастающая) и внезапная (взрывающая). Мы видели раньше, к каким значительным последствиям может привести завоеванный тем или иным способом доступ к 7-й или 8-й горизонтали. Но этот доступ необходимо именно завоевать. На диаграмме 19, например, открытая линия преграждена пешкой g6 («путь к 7-й горизонтали лежит только через мой труп»,— как бы говорит она).
Пешка g6—незащищенное заграждение Если преграждающая доступ пешка защищена другой пешкой, то было бы совершенно бесцельно пытаться смять ее натиском, сконцентрировав по открытой линии все тяжелые фигуры. Но весьма разумно было бы такой защищенный пункт предварительно взорвать, играя h2—h4—h5 и h5:g6. После h7:g6 на поле g6 остается только изолированная, нуждающаяся в защите фигур пешка.
Пешка с6, защищенная пешкой b7, является защищенным заграждением
Здесь таким взрывающим ходом является b4—b5 с угрозой b5:c6. Итак, вполне солидным, «природным» защитником является лишь пешка; случай же защиты фигурой можно было бы назвать «защитой по недоразумению». В дальнейшем мы под защищенной пешкой будем понимать пешку, защищенную пешкой; иначе она становится легким объектом атаки. Идея такой атаки заключается в том, чтобы накоплением угроз завоевать пешку; во-первых, уже ради материального выигрыша, а во-вторых, для открытия линии. Технически это достигается тем, что мы прежде всего размещаем наши фигуры на атакующих позициях. Из-за пешки начинается горячий бой. Черные пытаются подвести столько защит, сколько мы накопили угроз, а затем мы стремимся достигнуть преимущества, играя на убавление защитников. Последнее достигается трояким путем: а) мы прогоняем защищающие фигуры; б) обмениваем их; в) отрезаем их от объекта защиты.
Линия «h». Концентрическая (нарастающая) атака против h6
На диаграмме мы можем этот процесс проследить: 1.Лh2 Крh7 2.Леh1. Белые накапливают угрозы против пешки h6, что целесообразно, так как эта пешка, преграждающая доступ к 7-й горизонтали, не защищена другой пешкой. 2...Сf8 3.Кf5 Лb6. Пока что атака и защита взаимно уравновешиваются (3 нападения и 3 защиты). Но своим ближайшим ходом 4.d6 белые перекрытием линии выключают (отрезают) одного из защитников (ладью b6), пешка h6 гибнет, и этим достигается вторжение белых ладей по линии «h» на 7-ю и 8-ю горизонтали. Если бы у черных находились уже на 6-й линии обе ладьи (на а6 и b6), то они могли бы сейчас (после d5—d6) пожертвовать качество (Л:d6); но и при сдвоенных ладьях немедленно проигрывало бы 4…С:d6, так как на это последовало бы 5.Л:h6+ Крg8 6.Лh8+ Крf7 7.Лfh7+ Крf6. Теперь после занятия 7-й и 8-й горизонталей следует тихий ход 8.Лg7, и мат следующим ходом другой ладьей на h6. Возьмем такое положение.
Белые сыграют: 1.Ке6+ Крµ 2.К:d8 Л:d8 3.Л:f6 (уменьшение числа защищающих фигур разменом). Все рассмотренные до сих пор маневры против загораживающих линию пешек могут быть подведены под понятие систематическая атака. Об этом свидетельствуют все приемы последовательного накопления сил против одного пункта с целью получения там преимущества. Также и цель была симптоматична: частично мы стремились к материальному выигрышу (пешки), а частично — к выигрышу идеальному (вторжению на 7-ю горизонталь).
Прорыв на h7. Взрывающая атака
Совсем иную картину дает метод проведения атаки на диаграмме 23. (Как и во всех почти случаях, мы указываем лишь силы, необходимые для выявления идеи.) Допустим, что ход 1.Лсh1 здесь не ведет к цели, так как черные в достаточной мере защищаются посредством Кd7—f6 либо h7—h6, чем создают укрепленное препятствие на линии «h». Как могли бы белые в таком случае использовать линию «h»? Ответ: этого можно достигнуть, отказавшись от выигрыша пешки и стремясь, даже ценою значительных жертв, убрать ее с дороги. Итак, 1.Л:h7+ Кр:h7 2.Лh1Х. Как ни прост этот маневр, он все же полезен для выяснения принципиальной разницы между медленной, развивающейся постепенно систематической атакой и атакой короткой, бурной, взрывающей. Рассмотрим еще один пример.
Как протекает здесь систематическая и как взрывающая атака?
Систематическая атака, которую мы могли бы иначе назвать осадной, ведет после 1.Лаh1 Кf8 2.Се7 (убавление защит разменом) к выигрышу объекта атаки, то есть пешки h7. Наоборот, взрывающая атака отказывается от завоевания пешки: 1.Л:h7 Кр:h7 (понятно, белые не выиграли пешку, раз они отдали за нее ладью ) 2.Лh1+ Крg8 3.Лh8Х. Как видно из этого примера, идея взрывающей атаки заключается в достижении (силой) доступа к прегражденной 7-й или 8-й горизонтали. (Одна ладья жертвует собой ради товарища — прекрасный пример самопожертвования!) В каком порядке следует применять оба вида атаки? Ответ: сначала применяют концентрическую атаку, многократно атакуя заграждающую пешку; при этом нередко возникает возможность оттеснения неприятельских фигур на невыгодные позиции, в которых они мешают друг другу действовать (из-за недостатка в пространстве). После этого ищут возможности насильственного прорыва — обычно при помощи атаки взрывающей. 5. Частичное продвижение на открытой линии с целью отказа от нее во имя другой линии. Использование прямое и косвенное. Линия как трамплин. На диаграмме 25 непосредственным (прямым) использованием открытой линии «f» явилось бы конечное Л:f7 после оттеснения защищающей пункт f7 ладьи.
Простейший пример частичного использования открытой линии. Перевод ладьи через линию «f» на линию «b» (Лf1—f5:b5—b7)
При наличном материале это представляется, однако, делом невозможным. Но простым Лf1— f5:b5 выигрывается пешка, а затем может при случае последовать Лb7.Для нас важно исследовать этот маневр с точки зрения его логического содержания. Так как ход Лf1:f7 невозможен, то не может быть и речи о прямом использовании линии «f». Вместе с тем утверждать, что завоевание пешки b5 не имеет с использованием линии «f» ничего общего, значило бы только «культивировать буржуазную добродетель — неблагодарность». В чем же тут дело? Ответ: мы использовали линию не прямым путем и не на всем ее протяжении, а косвенным путем и частично. В данном случае линия «b» играет для нашей ладьи роль трамплина. В положении (только главнейшие фигуры): белые—Лg1, Сe3, п.h2; черные — Крh7, п.h6 — прямым и полным использованием линии «g» явилось бы 1.Сd4 с последующим Лg7+, а косвенным и частичным — 1.Лg3 с последующим Лg3—h3:h6 (см. еще диаграмму 26).
Линия «с» как трамплин для прыжка ладьи на линию «a»
6. Форпост. Радиус атаки. Какой фигурой следует занимать передовой пункт на центральных линиях и какой на крайних. Обмен ролями и о чем он свидетельствует. Углубимся в положение на диаграмме 27. Белые владеют центром и открытой линией «d»; черные воздействуют на центр пешкой d6 и открытой линией «e»; во всех других отношениях игра равна.
Белые создают форпост на линии «d»
Казалось бы, белым следует что-нибудь предпринять по линии «d»; однако это представляется трудным, так как пешка d6 является укрепленным заграждением. Если бы белые (вопреки пункту 4) задумали начать осаду пешки посредством Лd1—d2 и Ле1—d1, то не только уважаемые читатели, но и, пожалуй, сама пешка d6 язвительно захохочет. Если же (в согласии с пунктом 4) попытаться взорвать пункт d6 (после соответствующей подготовки) ходом е4—е5, то тщетность этого вскоре выяснится, ибо в распоряжении черных ладей находится линия «е» (и пункт е5). Ввиду этого нам как будто остается только выяснить, не целесообразнее ли будет отказаться от полного и прямого использования линии «d» и прибегнуть к частичному и косвенному использованию (пункт 5) переводом ладьи; например, Лd1—d4 и затем Ла4. Это, пожалуй, приемлемо, так как в дальнейшем возможно было бы перевести на линию «а» и ладью е1, например, Ле1—е3—а3, но, с другой стороны, ферзевый фланг черных представляет собой компактную массу и отнюдь не слаб. После всех этих рассуждений мы склоняемся уже к поискам других стратегических планов; это, однако, будет неосновательно, ибо в данной позиции необходимо использовать именно линию «d». Ключом к позиции является ход 1.Кd5. Поле d5 здесь передовой пункт; фигуру, занимающую такой пункт, мы будем называть форпостом. Определение: под форпостом мы понимаем собственную фигуру (в неприятельском лагере), находящуюся на открытой линии и защищенную пешкой. Роль форпоста чаще всего выпадает на долю коня. В этой позиции конь, защищенный пешкой и подкрепленный ладьей, является для противника вследствие своего «радиального» действия постоянной угрозой и источником беспокойства.. Если же попробовать его прогнать, например, посредством с7—с6, то это ослабит линию «d». Итак: 1) форпост служит базой для новых атак; 2) форпост провоцирует ослабление сопротивляемости противника на открытой линии. После 1.Кd5 с6 (можно и 1...Лс8, но для того, чтобы допускать пребывание коня в его угрожающей позиции продолжительное время, нужны железные нервы) конь вернется на c3, а затем после Лd2 и Лed1 пешке d6 будет уже не до смеха. Мы выводим отсюда, что сила форпоста основывается на его стратегической связи с тыловыми резервами и лежит не столько в нем самом, сколько в находящейся за ним открытой линии и защищающей пешке. Если бы на поле d3 находилась белая пешка, то есть линия «d» была бы закрытой, то после 1...с6 2.Кc3 пешка d6 не была бы слаба (как не может вообще сказаться слабость того, что не подвержено атакам). Если бы на диаграмме 27 пешка е4 находилась на e3, то белые ходом 1.Кd5 ничего не достигли бы ввиду 1...с6 2.Кc3 d5! Только присутствие белой пешки на е4 затрудняет продвижение пешки d5 — парализует ее, фиксирует. Итак, для форпоста необходима открытая линия и защищающая пешка.
В положении на диаграмме (у каждой из сторон может быть еще любое количество фигур) передовым пунктом для белых является поле f5 на линии «f», а для черных — поле d4 на линии «d». На той и другой линиях находятся пока пешечные заграждения. Для подрыва этого препятствия белые направят своего коня (через е2 и g3) на поле f5. Отсюда конь угрожает пункту g7, и эта угроза может быть поддержана маневром Лf1—f3—g3. Если же черные прибегнут после Лf3—g3 к естественному g7—g6, то пешка f6 сделается слабой. Этим стратегическая миссия коня может считаться законченной. Еще раз отметим, что форпост Кf5 явился основой (базой) последующих атак (против g7). Очень часто позиция форпоста меняется. Если атакующая сторона играла правильно, то фигура, берущая вновь, полностью заменяет снятую. При этом преимущества нередко видоизменяются, то есть заменяются другими преимуществами. Например, после Кg3—f5 фигура противника берет на f5, и после е4:f5 белые получают вместо форпоста на f5 поле е4 для своей ладьи или для второго коня и, кроме того, возможность посредством g2—g4—g5 открыть линию «g». В последнем случае мишенью для атаки явится пешка f6, а пешка f5 будет способствовать тому, чтобы объект нашей атаки оставался неподвижным (см. диаграмму 29, а также партию №5).
Открытая коневая линия «g». Форпост—Лg6, но не Кg6
Форпостами на крайних линиях должны служить тяжелые фигуры. Занятие поля g6 конем имело бы лишь небольшое значение, так как радиус атаки коня на этой линии незначителен (еще меньше он на линиях «h» и «а»). Но ход 1.Лg6! превосходен, так как им начинается овладение линией «g», из-за которой происходит борьба, либо достигаются другие преимущества. До этого хода линия была спорной, ибо ни одна из сторон не могла на ней свободно маневрировать, а только эта свобода гарантирует завоевание линии. Сыграв Лg6, белые нашли точку опоры для сдвоения ладей. Другой ход ладьей не привел бы к цели: 1.Лg2? Л:g2 2.К:g2 Лg8, и линия завоевана черными; 1.Лg4? Л:g4 2.hg Лg8 3.Кg6, и белые лишь с большим трудом сумеют реализовать свою пешку «g». Но: 1.Лg6! (создавая форпост) 1...Л:g6 (иначе последует Лdg1 со сдвоением ладей) 2.hg, и у белых очень сильная проходная и возможность атаки посредством Лg1—g4—h4 после предварительного Кh4—f3. Открытая линия «g» после 2.hg закрывается, но зато белые получают проходную пешку и атаку по линии «h». Снова пример того, как видоизменяются преимущества при обмене форпоста. (Очень сильное продолжение 2.fg Нимцович не рассматривает, по-видимому, из методических соображении, чтобы не отвлекаться от темы. — Прим. ред.) После 1.Лg6 Л:g6 2.hg Лg8 3.Лg1 мы наблюдаем характерную смену ролей: раньше пешка h5 защищала ладью, теперь, наоборот, ладья поддерживает пешку. Мы видим, что между линией «g» и защищающей форпост пешкой h5 существует стратегическая связь. Мы закончим эту главу поучительным примером. №3
|