Вопрос 17. Интегральная социология П. Сорокина: учение о социальной мобильности.
Питирим Сорокин (1889-1968) («Система социологии ХХ в.», «Соц. революция», «Соц. мобильность», «Соц. и культурная динамика») – выдающийся социолог, новатор, генератор идей социологии ХХ века. Влияние оказали: Парето, Зиммель, Дюркгейм, Петражицкий, Ковалевский, Де Роберти. Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу - идеациональную и чувственную и третью — смешанную, промежуточную между ними - идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. Идеалистическая культура связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. В основу процесса развития и обновления культуры Сорокин кладет потребность в смысле, который опредмечивается в трех основных видах ценности и знания. Именно смысл, его наличие и нехватка одновременно, обеспечивает тот минимум творчества и творческого отношения к жизни, без которых существование, тем более – развитие общества и культуры невозможно. В сообщении человеку смысла его жизни состоит назначение культуры. Культурно-социальные формы у Сорокина могут быть поделены на два основных класса. Первый класс – те, которые могут быть названы непосредственно «познавательными». Второй класс – прочие формы (право, этика, искусство, техника), которые получают своего рода санкцию «познавательных форм». В основу модели социально-культурной макродинамики Сорокиным положен принцип цикла. Методы изучения социокультурных изменений – логико-смысловой и казуально-функциональный. Казуально-функциональный – способ упорядочивания хаоса в мире культуры, возможность свести его к серии постижимых систем. Логико-смысловой – наделение понятий смыслом, ценностью (наличие центральной идеи), существует в сфере культуры, кот-ю невозможно унифицировать. Каждый из методов применяется в соответствующей области, затем либо совмещаются, либо дополняют друг друга. Общественная дифференциация возникает из внутригруппового различия статуса индивида. Под социальным статусом в свою очередь Сорокин понимал совокупность прав и привилегий, обязанности и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид. Не стратифицированного общества или групп не существует. Сорокин рассматривает большое количество форм расслоения общества, выделяя 3 их типа: · экономическое · профессиональное · политическое Все они находятся между собой в тесном взаимодействии. Между различными стратами и внутри них существует перемещение, которое Сорокин называет социальной мобильностью. Социальная мобильность – переход индивидуального или самостоятельного объекта или ценности, всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, от одного социального положения к другому. Сорокин выделяет два типа социальной мобильности: 1. Горизонтальная (предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации - смена гражданства); 2. Вертикальная (перемещение индивида из одного социального пласта в другой – восходящая и нисходящая). Горизонтальная мобильность может осуществляться в двух формах: индивидуальной и групповой. Вертикальная мобильность рассматривается в трех аспектах: · межпрофессиональные перемещения; · политическая мобильность; · продвижение по экономической лестнице. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности меняется от общества к обществу. В соответствии с этими процессами Сорокин различал два типа обществ: · закрытое общество (вертикальная мобильность отсутствует, страты закрыты, непроницаемы); · открытое общество (возможен переход из одной страты в другую). Сорокин отмечал положительные моменты мобильности: ускорение социального прогресса общества, обеспечение его экономического процветания, снятие психологической напряженности в обществе.
|