НИСХОДЯЩАЯ СПИРАЛЬ
Однажды, когда мне было то ли 18, то ли 19 лет, я шел по 33-й улице к Бродвею, чтобы дать урок своему классу. Каждый, кто вырос в Манхеттене, знает, что перед тем, как перейти улицу, нужно посмотреть в обе стороны, потому что водители не обращают внимание на красный свет, а велосипедисты часто едут против потока машин по дороге с односторонним движением. Признаюсь, в том, что случилось дальше, виноват и я. Чтобы выжить в большом городе, нельзя слепо доверять свою судьбу светофору. Итак, я ждал, когда зажжется зеленый свет и обдумывал, что буду обсуждать со своими учениками. И вдруг я заметил женщину в наушниках, которая вышла на мостовую, где творилось невесть что. Пока она смотрела направо, слева к ней приблизился велосипедист. В последнее мгновение парень сумел вильнуть в сторону, но все-таки немного ее задел. Женщина осталась бы живой и невредимой, если бы просто отошла назад, на тротуар. Однако вместо этого она повернулась вслед удалящемуся наглецу и обругала его. Она стояла спиной к мчащимся машинам и поносила велосипедиста последними словами, хотя он только чудом не врезался в нее. Если бы в ту минуту замерло время, это было бы ужасное, но и поучительное зрелище. Проезжавщее такси ударило женщину сзади и подбросило метра на три в воздух. Она врезалась в фонарный столб и упала вся в крови. Восстановить ясность ума после серьезной ошибки - главная трудность всех участников турниров и конкурсов. Актеры с большим стажем часто забывают слова и импровизируют. Зрители редко замечают их промах из-за удивительной легкости, с которой мастера сцены возвращаются из бурных вод импровизации в спокойствие сценария. Более того, настоящие великие актеры заставляют ситуацию работать на них, улучшают представление неожиданными вставками, в которых бьется сиюминутность и жизнь. Солисты, скрипачи, шахматисты, актеры, баскетболисты и многие другие понимают, что великолепные представления часто рождаются из маленьких ошибок. Проблемы начинаются, когда исполнитель излишне самоуверен в себе и полагает, что в состоянии достичь в своем искусстве абсолютного совершенства или хотя бы повторить успех. В таких случаях ошибка разбивает вдребезги хрупкую надежду, а наступающая отрешенность мешает принять верное решение. Это достаточно распространено среди шахматистов, и опасность заключается в том, что мелкая рябь может быстро превратиться в штормовую волну, если игрок не вернет себе хладнокровие, чтобы перехватить инициативу в новой ситуации. Игроки зачастую "скатываются вниз" из-за странного нежелания пересмотреть прошлую оценку. Представьте, что ваша позиция выгоднее, но вы допускаете ошибку и ваш соперник уравнивает положение. В равенстве нет ничего страшного, но вы упрямо продолжаете считать, что у вас есть преимущество (оно действительно было всего один ход назад), и отказываетесь верить, что противник играет с вами на равных. В результате вы начинаете опускаться вниз по спирали - по причине вашей излишней самонадеянности один промах влечет за собой другой, и вы неизбежно идете ко дну. Одинаково опасны как недооценка позиции, так и ее переоценка: вы не в состоянии объективно проанализировать ее. Если вы надеетесь выжать из нее больше, чем она может дать, вы обязательно начнете играть ниже ваших обычных возможностей. В подобных случаях шахматисту требуется всего лишь, образно говоря, холодный душ. Но с практикой вы научитесь самонаблюдению и сможете сами себе "вылить ведро воды на голову", чтобы вновь обрести нормальное видение положения. Ниже я приведу партию, в которой я мечтал о том, чтобы шок вернул меня к действительности. Вайтцкин – Крейман E4 g6 D4 Bg7 Nc3 c6 Nge2 d5 E5 Na6 Ng3 Nc7 Be2 h5 H4 Nh6 Be3 c5 Dxc5 Bxe5 Bd4 Ng4 Bxe5 Nxe5 Qd4 f6 O-O-O Be6 F4 Nc6 Qa4 Qd7 Rhe1 O-O-O B4 a6 B5 axb5 Bxb5 Bg4 Rd4 e5 Fxe5 fxe5 Rxe5 Qg7 Bxc6 Qxe5 25. Bxb7+ Kxb7 26. c6+ Kc8 Qa7 Rd6 28. Qb7+ Kd8 Rxg4 hxg4 30. Qb8+ Ke7 31. Qxc7+ Kf6 32. Nge4+ dxe4 33. Nxe4+ Ke6 34. Ng5+ Kf5 35. Qf7+ Qf6 C7 Rc8 *
|