Студопедия — VII. Православный Катехизис
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

VII. Православный Катехизис






Катехизис в переводе с греческого языка значит «оглашение», а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о вере христианской, необходимое всякому верующему.

Для спасения души нужно: во-первых, познание Истинного Бога и вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. Чтобы правильно представить состав катехизического учения благочестия, для этого в православной традиции опираются на книгу «Православное исповедание», одобренную Православными Восточными Патриархами, и берут за основу изучение апостола Павла о том, что для христианина в основе настоящей жизни должны быть заложены ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, согласно 1-го Послания Коринфянам 13:13.

Таким образом, христианину нужны: во-первых, учение о вере в Бога и участие в Таинствах; во-вторых, учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней; в-третьих, учение о любви к Богу и ко всему, что Он повелевает любить.

Церковь вводит нас в учение о вере посредством Никео-Цареградского Символа веры, состоящего из 12-ти членов. Учение о надежде базируется на молитве — как форме общения с Богом и евангельских заповедях блаженства. Учение о любви основано на Нравственном Законе, данном еще в Ветхом Завете, но актуальном во все века.

1. Первая часть катехизиса дает нам понятие о вере в своем Символе, где в точных словах изложено учение о том, во что должны веровать христиане. Этот Символ веры был принят на Первом и Втором Вселенских Соборах в 325 и 381 гг. и носит название Никео-Цареградского Символа веры. Состоит он из двенадцати членов.

1. Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденна-го прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки· гряду щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. Ив Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слова Откровения Его о спасении рода человеческого. Апостол Павел сформулировал учение вере так: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы держимся Православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни порабощения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Самое Существо Бога познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. Писание свидетельствует: «Бог в неприступном свете живет» (1 Тим. 6:16).

Понятие о Существе и свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения: «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всебла-женный. Сам Господь сказал, что «Дух есть Бог» (Ин. 4:24). Бог Един в Трех Лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия.

Образ Божий в человеке состоит, по объяснению апостола Павла, в правде и в преподобии (святости) истины (Ефес. 4:22). Невидимый мир духов и его законов сотворен прежде видимого, а ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. I).

Адам — переводится буквально как «красная глина», Ева — как «жизнь». «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7).

Дыхание жизни — это душа, существо духовное и бессмертное. Когда мы совершенствуем наш духовный мир — через пастырское назидание и послушание, чтение духовной литературы, посещение Церкви и благотворительность, мы, тем самым, «сеем в дух», то есть даем возможность расти нашему духовному человеку. И, наоборот, если мы будем искать всего того, что окружает «двери нашей плоти»: развлечений, материального достатка и роскоши, человеческой славы и почестей,— то мы, тем самым, будем тормозить наш духовный рост. Апостол Павел об этом так говорил: «Сеющий в плоти, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух — от духа жизнь вечную». (Галатам 6:8).

Жизнь вечная — это жизнь, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова. Представить эту жизнь человеку невозможно, так как в силу нашей временной ограниченности мы привыкли мыслить только определенными, привычными нам категориями и стереотипами. Место будущего блаженства сокрыто от плотского ума, ибо это радость неизреченна: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Исайя 64:4).

Размышления о смерти, о вечности, о воскресении, о последнем Суде помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности.

Вторая часть катехизиса дает нам понятие о надежде. Надежда христианская есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Средствами приобретения спасительной надежды являются: молитва, учение Спасителя о блаженстве и действительное следование этому учению. олитвы по содержанию бывают: покаянными, просительными и благодарственными. Молитва — это форма общения с Богом.

Можно молиться без слов — умом и сердцем. Пример тому — пророк Моисей, молившийся так перед переходом через Красное море (Исход 14:13). Такая молитва имеет особое название. Ее называют духовною, или умною и сердечною — одним словом, внутреннею молитвой, тогда как, наоборот, молитва словами, произносимая и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устной, или наружною. Может быть лишь наружная молитва без внутреннего внимания и усердия. Одной наружной молитвы для получения благодати недостаточно. Есть молитва универсальная, которая может быть образцом для всех молитв. Это — Молитва Господня. Читается она так:

^Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь»,

Эта молитва содержит в себе призывание, семь прошений и славословие. Сам Спаситель дал эту молитву апостолам по их просьбе: «Научи нас молиться» (Лк. 11:1).

Когда-то русский славянофил А. Хомяков написал сточки:

«Бесплоден всякий дух гордыни Неверно злато, сталь хрупка, Но крепок ясный мир Святыни, Сильна молящихся рука».

Чтобы утвердиться в надежде спасения, к молитве следует присоединить собственный подвиг жизни и поступков. Об этом говорит Христос: «Что меня называете Господи, и не творите воли Моей?» (Лк. 6:46).

И далее: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф. 7:21).

Руководством в этом подвиге может стать учение, которое носит название Заповеди блаженства. Таких изречений девять. Матфея глава пятая. «Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Хистос предложил учение о достижении блаженства именно так, как сообщает об этом Евангелие: «Отверз уста свои, уча» (Мф. 5:2). То есть, Он предложил учение Свое не повелевая, а предлагая тем, кто свободно примет и будет следовать ему. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует как само учение, так и обещание награды.

Третья часть катехизиса свидетельствует о любви. Для христианина одной лишь веры, без любви и добрых дел, недостаточно. Вера без любви и добрых дел является недействующей и мертвой. Любовью без веры тоже нельзя спастись. Любовь, согласно Свящ. Писанию, это «совокупность всех совершенств» (Колоссянам 3:14) и:

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Любовь, по словам апостола Павла, есть первый и величайший «плод Духа» (Галатам 5:22).

Существует три рода любви: агапе, эрос, филия.

Агапе — делание добра ради ближних, жертвенная любовь.

Эрос — любовь ради единства с другим (семья, брак). Если эротическая любовь свободна от реализации чувственных влечений плоти, то она может быть совершенно чистым стремлением к единству с другой личностью. (Песня песней).

Филия — любовь между Богом и человеком. У человека нет большего друга, чем Бог, который Сам хочет быть другом человека.

Любовь к Богу проявляется в нас через добрые дела. Христос говорит: «Имеющий заповеди Мои, и соблюдающий их, тот любит Меня; кто любит Меня, слово Мое соблюдает» (Ин. 14:21, 23).

Средством распознавания добрых дел и недобрых является Закон Божий внутренний, (совесть), и Закон Божий внешний, то есть Заповеди Божий.

Главные и всеобщие заповеди нравственного закона — Декалога (Десятисловие) были написаны на двух каменных скрижалях — плоских овальных глыбах. Их десять:

I Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня.

II Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли, не поклоняйся и не служи им.

III Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

IV Помни день субботний, чтобы святить его:

шесть дней работай, и делай всякие дела твои;

а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих.

V Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле.

VI Не убивай.

VII Не прелюбодействуй.

VIII Не кради.

IX Не лжесвидетельствуй.

Χ Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни вола его... ничего, что у ближнего твоего.

Разделены заповеди на неравные части: четыре заповеди на одной скрижали, и шесть — на другой. Это значит, что в них заключается два вида любви — любовь к Богу и любовь к ближнему, где предписывается два рода обязанностей.

Обязанности по отношению к Богу предписываются в первых четырех заповедях. Это следующие обязанности. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога. Во второй — избегать ложного богопочтения. В третьей — не нарушать Богопочтение даже словом. В четвертой — соблюдать порядок во времени и в делах Богопочтения. Обязанности к ближним предписываются в последних шести заповедях. Это следующие обязанности. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно родителей. В шестой заповеди — не вредить жизни ближних. В седьмой — не вредить чистоте нравов их. В восьмой — не вредить их собственности. В девятой — не вредить им словом. В десятой — даже не желать им вреда.

На вопрос законника, какая есть наибольшая заповедь, Христос ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22:37, 40).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия