Приходит дворюган, "высокое сословие", "белая кость", постепенно становится на вершине общественной лестницы и берет себе полноту власти и прав.
Но идут времена. Растут города. Растет и роль капитала. Феодальное ополчение сменяется наемной армией или народным войском на основе всеобщей воинской повинности, рост расходов для государственного управления увеличивается, одним словом, деньги становятся великой силой, определяющей собой и военное могущество государства. Благодаря этому сама по себе ратная служба служилого сословия, сделавшаяся к тому же обязанностью всех подданных, постепенно теряет свой социальный вес и вытесняется растущим значением капитала. А отсюда — мудрено ли, что "третье сословие", носитель "господина капитала", начинает завоевывать больше и больше прав, и в конце XVIII века во Франции свергает "молот" дворянства и само занимает его место; то же происходит и в других странах. Лозунг "каждому по его заслугам" приобретает форму "каждому по его капиталу". Таковы те типические содержания, которыми история наполняла эту "вечную" формулу. Мы сейчас стоим как раз в середине ого процесса, когда капитал достиг своей высшей оценки и намечаются Уже признаки замены этой ценности — новой, иной, грядущей. §7. ц^ Каким же содержанием намерена наполнить история эту формулу? ц ° Должно встать в ней на место капитала и сделаться основной и м °стью соизмерения заслуг и привилегий? Как всякий прогноз, вепоИ ответ будет, конечно, гадательным; но тем не менее он весьма ^0леЯТен- Ответ гласит: "Каждому по степени его личного социально ИеС- труда". Таково, думается, ближайшее содержание, которое *цРия впишет в эту формулу. Если вдумчиво вглядываться в соверша- &ЫХ ся ВокРУг нас изменения, то нельзя не заметить, что рост нетрудо- Доходов постепенно ограничивается в самых различных формах: и в виде прямого обложения, и в виде изменения законов о наслед и в виде конфискации конъюнктурного роста ценности капитала (зем ных участков и т. д.), и в виде растущей монополизации произвол и обмена в государстве и т. д. А самое главное — путем прямой 6odr а труда и капитала. С того времени, когда был раскрыт фетишизм £ ** тала, когда трудовая теория ценности заявила, что сам капитал___________ -Л11^ ко продукт и символ труда, прочное и царственное владычество капи^ ла было поколеблено. И чем дальше, тем оно колеблется сильТа и сильнее. И лично для меня нет сомнения, кто из этих двух противник победит: рано или поздно победа останется, конечно, на стороне труЛ°Й Если же это так, то нетрудно извлечь практические выводы из этог факта: так как труд в настоящее время приходится главным образом н долю "низших" масс — крестьян и рабочих, то, раз он становище* главным видом общественной заслуги, очевидно, в силу общего закона, это должно повлечь распространение полноты прав и на эти "низы". А так как "низы" составляют большинство людей, то распространение полноты прав на них означает не что иное, как распространение прав и благ почти на все человечество. Этот факт расширения группы лиц, пользующихся полнотой прав станет еще рельефнее, если учесть, что этот процесс касается одинаково мужчин и женщин. Роль и функция последних в обществе постепенно уравнивается с ролью мужчин. Поэтому вполне естественно ожидать, что и их права будут все более и более расти, что мы фактически и видим в эмансипации женщин и в весьма ясном и в наши дни росте их правоспособности. Таковы основные формы, которые принимал лозунг "каждому по его заслугам" на протяжении истории. §8. В предыдущем мы дошли до вывода, что в наше время формула "каждому по его заслугам" стремится стать формулой "каждому по степени его личного социально полезного труда". Отсюда вывод: так как труд выпадает главным образом на долю трудового народа, то он неизбежно должен обладать и полнотой прав, полной долей социальных благ, до сих пор целиком выпадавших лишь немногим привилегированным. Прямым доказательством этого служит тот факт, что труд в XIXиXX веках все сильнее исильнее начинает выдвигаться в качестве основной общественной заслуги. "Трудовой принцип" все резче и резче просачивается во все — иполитические, иэкономические, и социальные — теории. Весь XIX век стоит под знаком трудовых теорий, начина струдовой теории ценности вполитической экономии икончая многочисленными конструкциями социализма, где труд является краеугольным камнем, на который опирается здание всей грядущей кУльТУР а И в науке, ив обыденном сознании принцип социально полезногоТР^3 стал главным видом и основным критерием общественной заслуги- унижающего занятия он превратился вдеятельность, облагораэкн ющую человека. Если действительно это так, то в течение XIX и XX веков мы найти и соответственное увеличение прав трудящихся, стремление к внению их прав с правами остальных классов. Существует ли Де вительно такая тенденция? оГо Думается, да. Рост прав трудовых классов в течение указан ^ периода проявился: 1) в провозглашении равенства всех граждан ОМ? в противоположность юридическому неравенству старого пра-за*°2) в уничтожениисословий и сословных привилегий и в провозглаше-принципа,согласно которому представители трудовых классов име- ^право, равное с привилегированными классами, на занятие любойественнойдолжности, чего раньше не было и не могло быть; 3) твенствеполитическом, в уравнении трудящихся классов с привилеги- 6^энными классами в пользовании публичными правами человека^гражданина(избирательное право; свобода слова, печати, союзов,0 сований;неприкосновенность личности и т. д.) и в их объеме; 4) в ряде 3f ктов, направленных на то, чтобы равномерно распределить между семи классами основное духовное богатство — знание (отсюда: недопу- в вшееСя раньше всеобщее бесплатное обучение, бесплатные курсы,лекции,библиотеки), тенденция интеллектуального равенства; 5) в стремлениик равенству экономических благ, проявляющемуся в постепенномповышениизаработной платы, всоздании союзов рабочих для борьбы за ее повышение, в страхованиях государства от безработицы, старости, болезни. Естественным завершением этого процесса служит обобществление средств и орудий производства, вполне логично и правильно провозглашенное социалистами. Не указывая других фактов, и сказанного достаточно для того,чтобысчитать доказанным тезис, согласно которому рост ценности труда как основной заслуги в глазах общества действительно влек и неизбежно должен был повлечь и рост прав и доли социальных благ для тех, кто является в обществе представителем труда. §9. Было бы, однако, ошибкой думать, что этот процесс уравнения прав трудовых масс с нетрудовыми, с одной стороны, и процесс установления пропорциональности труда и вытекающих из него прав на социальные блага — с другой, закончен. Нет! Он только еще начинается. Вышеуказанные факты роста прав труда в XIX и XX веках — это только начало процесса. Правда, граждане объявлены равными перед законом, равными в своих публичных правах и т. д. Но разве до сих пор это равенство не остается почти исключительно словесным равенством? Разве фактически количество жизненных благ, приходящихся на долю капиталиста и рабочего, аристократа и крестьянина, равно? Разве мы не видим с одной стороны роскошные дворцы, а с другой — подвалы нищеты? Пресыщение и ничегонеделание одних, голод и работу до изнеможения других? Разве и до сих пор жизнь для одних не является сплошным пиром, а для Других — голгофой, пыткой, беспрерывным трудом и нищетой? Короче говоря, равенство экономических благ далеко еще не достигнуто. Как общее правило, трудовые классы остаются обделенными до аших дней, а львиная доля благ приходится классам "празднующим" и Мал° работающим. И это относится не только к экономическим благам. То же видим мы касательно благ почета, уважения, общественного почитания и благ в мНия J*ce эти ценности до нашего времени выпадают носителям труда Пп ал°й дозе. Верхи общественной лестницы по-прежнему занимают
|